Рубрики:

Бизнес в партнёрстве с друзьями: как избежать ошибок

Прочтёте за 3 мин.

Кирилл Солдаткин – о «подводных камнях» совместного бизнеса с близкими людьми

IT-инструменты, которые использует Кирилл Солдаткин

  • WordPress
  • JivoSite
  • Сервисы Google
  • Сервисы Яндекса

История знает немало примеров, когда двое-трое друзей совместно открывали фирму и добивались серьёзных успехов в бизнесе. Но есть и немало обратных примеров – когда успешные компании шли на дно из-за того, что отцы-основатели начинали больше думать не о бизнесе, а о своих ролях и статусе, о том, «кто больше работает» и т.д. К чему нужно быть готовым предпринимателю, который хочет открыть своё дело вместе с друзьями, и что важно предусмотреть перед началом такого партнёрства, - об этом на примере собственного бизнеса рассказал директор веб-студии «Сайтомания» Кирилл Солдаткин.

Досье

Кирилл Солдаткин, предприниматель из Минска, директор веб-студии  «Сайтомания», специализирующейся на изготовлении сайтов для компаний малого и среднего бизнеса. Образование: экономический факультет Белорусского государственного университета. Студия «Сайтомания» имеет представительства в России (Москва и Санкт-Петербург), Украине и Казахстане. Кирилл Солдаткин ведёт  блог, посвященный интернет-маркетингу.

Кирилл Солдаткин


От многих бизнесменов «старой школы» я слышал неоднократно: «У тебя есть партнёр? Да? Плохо, очень плохо…» Почему они так говорили, и почему партнёр – это плохо? Неужели «старики» не слышали про закон синергии, про «одна голова хорошо, а две – лучше» и т.д.? Да в конце концов: один – делает, второй – продаёт!

20 лет назад бизнес, очевидно, строился иначе. Либо ты, либо тебя. Друг становился врагом. Деньги меняют людей. Однако если рассматривать современный мир, то мы стали более цивилизованными, думающими, открытыми. Сейчас важно не сколько у тебя денег, а что ты знаешь, можешь и умеешь.

Расскажу на примере своей компании о распространённых ошибках, которые допускают молодые предприниматели, начиная совместный бизнес или думая его начать.

1. «Всё по-братски»

В конце 2012 года я вернулся из Праги, где мне довелось некоторое время работать. Вернулся с чётким желанием открыть фирму и делать хорошие и качественные сайты для малого бизнеса. Но была одна проблема – мне был нужен партнёр, который бы занялся технической частью проекта.

Поиск занял много времени. Сначала я пытался привлечь незнакомых людей, т.к. был наслышан про бизнес с друзьями. Потом, не добившись успеха, предлагал войти в бизнес знакомым разработчикам. Есть у меня два товарища, которых - в прямом смысле слова -уговаривал. Потратил три месяца. Одного уговорил, на обсуждение деталей ушло ещё три месяца.

Бизнес с друзьями-приятелями идеализируют многие начинающие предприниматели: «мы все равны», «у нас всё по-братски», «пятьдесят на пятьдесят» и т.д. Однако рано или поздно встанет вопрос: что делать, когда нужно принимать решение, а у каждого из партнёров свой взгляд?

Часто происходит следующее: один начинает доминировать и проталкивать своё решение. А договаривались-то по-равному. И возникают противоречия, которые со временем лишь становятся острее и глубже.

В бизнесе должен быть лидер. Начальников может быть сколь угодно, но лидер – один. И по размеру доли, и по статусу в принятии решений - последнее слово за ним. Вся команда должна принимать лидера, иначе - если кто-то будет сомневаться в лидере - вся команда развалится. Кстати, если вы определились с лидером, и этот лидер не вы – согласитесь с этим.

2. «Мы всегда будем работать вместе»

Вот мы так и работали: один проталкивал, второй не соглашался и молчал. Каждый месяц совместная работа приносила всё меньше удовольствия. Сначала мы улыбались, задерживались в офисе, много разговаривали о планах, вместе решали возникающие вопросы, с оптимизмом смотрели в будущее. Через три месяца уже практически не общались, только работали, причем общение даже по рабочим вопросам стало довольно натянутым. А ведь мы довольно хорошо и давно знали друг друга.

Когда стартуешь - очень много энтузиазма. Особенно, если это первый проект в роли предпринимателя: глаза горят, грудь разрывается, тебя переполняет энергия. Ты готов работать 24/7! Но все забывают о том, что это не навсегда.

Люди меняются со временем, меняются взгляды, принципы, мораль. В конце концов – может надоесть. Поэтому необходимо перед стартом оговорить условия, при которых вы можете разойтись. Может, это и звучит как-то странно, но, поверьте, это поможет в будущем. Важный момент – условия и договоренности нужно зафиксировать. Джентльменский договор никто не отменял – это поможет сохранить хорошие отношения.

3. «Начнём делать – а там разберёмся»

Мы разошлись спустя шесть месяцев, компаньон покинул компанию. Расстались мы совсем не друзьями – каждый накопил внутри очень много негатива по отношению к другому.

Но мне повезло – буквально в течение недели появился другой товарищ, который закрыл собой образовавшуюся амбразуру. С ним мы уже не совершили ошибки «всё по-братски». 

Но совершили другую ошибку. Разные картины мира, разные подходы к работе, разное видение будущего. Новый партнёр предложил модель: «Давай начнём делать, а там разберемся». Отличная концепция, но она не работает. Точнее, работает, но у вас должна отсутствовать личная жизнь, семья, увлечения и вообще всё. Кроме работы, разумеется. Я сделал вывод – перед тем, как окунуться с головой в «делать», составьте если уж не бизнес-план, то хотя бы простую таблицу из двух колонок:

  1. Что делать.
  2. Для кого делать.
  3. Сколько это будет стоить.
  4. Какой объём работы нужно       выполнить в месяц

  1. Постоянные расходы.
  2. Переменные расходы.

Напишите план по развитию до конца года с разбивкой по месяцам. Выделите, что будет происходить в каждом месяце, ключевые точки достижений. С течением времени план будет меняться – это нормально, без паники.

Важно: сверяйтесь с планом и табличкой минимум раз в неделю.

4. «Давай купим новые айфоны»

Спустя какое-то время новый партнёр адаптировался, освоился, наша компания начала переживать эпоху обновления. Сформировалась клиентская база, поступали новые заказы, мы начали зарабатывать. Когда появились деньги, появилась и ещё одна «точка конфликта».

Появились первые деньги, ты считаешь, что их надо вкладывать в развитие: увеличивать рекламный бюджет, нанимать новых людей, переехать в более комфортный офис, купить оборудование и т.д. Но если вы с партнёром думаете по-разному? Один считает, что нужно купить оборудование, а второй – что новый айфон? А это разные категории распределения прибыли.

Поэтому, о распределении прибыли тоже нужно договориться заранее. Решите эти вопросы перед стартом – и вам будет гораздо комфортнее в будущем, так как «скользкие» финансовые моменты изначально регламентированы.

Нам повезло – мы сразу проговорили этот вопрос, зафиксировали договоренности на бумаге, и больше к этой теме не возвращались.

5. «И так понятно кто что делает»

В 2014-м всё было хорошо: мы работали, делали хорошие сайты, попадали в рейтинги. Но команда начала расти, и стало сложнее – обязанности начали «размазываться».

Эта часть истории – про разделение зон ответственности. Чётко определите, кто и чем занимается. Опять же, через некоторое время, когда стартап начнёт потихоньку превращаться в реальный бизнес, обрастать процессами, людьми, бумагами, клиентами – зоны ответственности будут меняться. Но, чтобы не завязывать всё на себе, а сделать управляемый и прозрачный понятный бизнес – фиксируйте сразу, кто чем будет заниматься. И не лезьте в зону ответственности партнёра. Может, вы и знаете, как лучше, но «руками» делать его работу будете не вы.

Нарисуйте карту бизнеса, все точки принятия решений – и обозначьте, кто за что будет отвечать. Если возникает новая зона ответственности - принимайте решение совместно, основываясь на личных компетенциях и взаимодействии новой зоны с уже сложившимися.

У нас карты не было, мы никак не фиксировали, кто чем занимается, потому что казалось «и так понятно». А вот и нет. Мы начали лезть друг к другу в работу, говорить, как лучше, делать – сначала что-то по мелочи, потом больше и больше. Это всё приводит к тому, что через некоторое время совершенно непонятно, кто отвечает за клиента, на каком этапе работа, где документы, материалы и т.д.

Для актуализации информации приходится дёргать в прямом смысле каждого человека в офисе, т.к. информация очень сильно дробится. Все это безумно контрпродуктивно, и офис превращается в сборище бегающих людей, которые нервничают и отвлекаются от работы.

Источник: probusiness.by.

Кирилл Солдаткин

Читайте также:

Как предпринимателю вознаграждать себя за работу.
Как и зачем делегировать полномочия.
Несколько полезных идей по нематериальной мотивации.


06 апреля 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов