Фандрайзинг в России: как устроена финансовая «кухня» благотворительных фондов

Прочтёте за 5 мин.

Тема, о которой в СМИ говорят мало и неохотно

IT-инструменты, которые использует Павел Самойлов

  • vTeme
  • MasterBot
  • Telegram

В последние несколько лет в России активно развивается фандрайзинг – привлечение средств для реализации социально значимых задач, культурных проектов или поддержания работы благотворительной организации. Сейчас в нашей стране зарегистрировано порядка 10000 благотворительных фондов. О том, как устроена финансовая «кухня» этих организаций, порталу Biz360.ru рассказал основатель платформы FINALIFE Павел Самойлов.

Досье

Павел Самойлов – 41 год, предприниматель из Нижнего Новгорода, основатель и генеральный директор партнёрской платформы FINALIFE и коммуникационного сервиса vTeme. Основными жизненными интересами называет саморазвитие, цифровую психологию и бизнес, а главными ценностями считает порядок, время и энергию.

Павел Самойлов

Что общего у благотворительного фонда и бизнес-проекта

Благотворительный фонд устроен по тому же типу и работает по тем же принципам, что и коммерческая организация: есть управляющие фондом, линейные менеджеры, рядовые исполнители, затраты на заработную плату и содержание офиса, бюджет на рекламу и проведение мероприятий, направленных на привлечение средств. 

Если рассматривать фонд как коммерческую организацию, а жертвователей – как неких клиентов или покупателей, можно сказать, что люди, жертвуя средства в благотворительный фонд, покупают у него услугу под названием «я хочу помочь другим людям». При этом сама услуга оценивается не благотворительным фондом, а каждым клиентом-жертвователем индивидуально. 

Это своего рода универсальный товар, который покупается клиентом-жертвователем, исходя из его возможностей, желаний и представлений о том, какого размера помощь он хочет оказать фонду (либо напрямую тому или иному подопечному фонда, если такая возможность предусмотрена). 

На что благотворительные фонды тратят деньги

В законе 16-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» указано: «Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более чем 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации самих благотворительных программ» – то есть тех программ, которые прописаны в уставе фонда. 

У любой благотворительной организации есть два вида расходов: 

  • На содержание фонда (оплата связи, оплата банковских расходов, заработная плата управленческого персонала и т.д.); 

  • На реализацию непосредственно благотворительных программ

На реализацию благотворительных программ фонд обязан тратить не менее 80% сборов. Вновь обратимся к закону: «В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой». 

Что входит в эти 80%, которые фонд должен тратить на реализацию благотворительных программ, прописанных в уставе? Например: 

  • Оплата аренды помещений или площадок, если фонду это нужно для проведения благотворительной программы; 

  • Зарплата сотрудников, которые участвуют в реализации благотворительных программ – не просто сидят в офисе, а напрямую реализуют благотворительные программы; 

  • Оплата труда сторонних сотрудников (например, айтишников), которые помогают в реализации программ. 

Словом, если в благотворительных программах прописаны те или иные расходы – они оплачиваются из этих 80%. 

Бытует такое представление, что если я жертвую фонду 100 рублей, то эти 100 рублей должны прийти нуждающемуся подопечному на счёт. Но подопечному ведь не нужны деньги как таковые. Ему нужно либо выздороветь, либо получить протез, качественное лекарство, поддержку психолога и так далее. Вот это – грамотное распределение средств. Этим и занимается фонд. 

Внутренний и внешний фандрайзинг

Внутренний фандрайзинг 

Внутренний фандрайзинг – это когда благотворительный фонд нанимает специалиста по привлечению средств, выплачивает ему заработную плату, а также оплачивает все положенные страховые взносы, налоги и пенсионные взносы, то есть это штатный сотрудник на зарплате. 

Внешний фандрайзинг 

Фандрайзинговое агентство – компания, которая предоставляет консалтинговые услуги и организует мероприятия по привлечению средств для некоммерческих организаций. То есть, к примеру, некоммерческая организация хочет организовать мероприятие, но у неё нет нужных сотрудников и компетенций, чтобы организовать это мероприятие на должном уровне. НКО обращается в фандрайзинговое агентство – там есть специалисты, которые знают, как грамотно все организовать за вменяемые деньги для фонда (так как обе стороны знают, что фонды очень ограничены в ресурсах для проведения подобных мероприятий). И зачастую, пытаясь провести мероприятие своими силами, НКО потратит больше денег, нежели обратившись в фандрайзинговое агентство. 

Второй вариант внешнего фандрайзинга – когда фандрайзер работает самостоятельно, не в штате благотворительного фонда. Но такому специалисту нужны технические и маркетинговые инструменты, чтобы с их помощью привлекать средства в фонд на должном уровне. Этот необходимый набор инструментов можно получить в рамках фандрайзинг-сервиса. 

Фандрайзинг-сервис 

Это сервис, который предоставляет фандрайзеру маркетинговые и платёжные инструменты, а также готовую юридическую базу для ведения этой деятельности. 

Фандрайзер ведёт свою деятельность с обычными физическими лицами, а его мотивация – процент от привлечённых средств. В этом случае ни благотворительный фонд, ни организация, которая предоставляет фандрайзинг-сервис, не несут никаких финансовых рисков: 

  • фонд получает чистую прибыль;

  • фандрайзер получает процент от привлечённых средств;

  • компания, предоставляющая фандрайзинг-сервис, получает комиссию от тех средств, которые привлек фандрайзер. 

Этический аспект внешнего фандрайзинга 

Некоторых жертвователей может смущать этический аспект, связанный с тем, что фандрайзер получает процент от привлечённых средств, а не оклад. Причём этот процент бывает достаточно большим в зависимости от объёма привлечённых средств. 

Фонды, которые работали по такой схеме, рано или поздно выясняли, что подобное кто-то считает неэтичным. Ассоциация фандрайзеров в своем этическом кодексе даже говорит о том, что фандрайзер не должен получать процент, он должен получать оклад, то есть у нас появляется некий законодатель нравов в лице этой ассоциации. 

Так что у фондов есть определённые ограничения и свой кодекс, связанный в первую очередь с законодательной базой, которая регулирует отрасль. Если фандрайзер работает в штате фонда – это их внутренняя кухня, в которой они сами для себя определяют, может ли фандрайзер получать процент и насколько это этично. 

Внешний фандрайзинг освобожден от подобных этических ограничений. Внешний фандрайзер не работает в благотворительном фонде, он – свободный художник, творческий человек, он не получает оклада, зато тоже несёт риски. 

Поэтому здесь приемлемо применять такой подход: фандрайзер получает только процент, при этом он работает тогда, когда хочет, в свободное время. Он может спокойно совмещать – днём работает на основной работе, а в перерывах и в выходные занимается фандрайзингом. Поначалу это для него некое хобби, а впоследствии может начать приносить ощутимый доход, сопоставимый с тем, что он получает на постоянной работе. 

Распределение собранных средств

Фандрайзинг-сервис 50% от всех привлечённых средств в адрес благотворительного фонда отправляет в сам фонд, а другие 50% идут на уплату эквайринга, поддержание работы сервиса и его развитие. Как правило, это комплекс, состоящий из IT-решений, поэтому требуется оплата работы программистов, хостинга и всего, что с этим связано. Также большая часть из этих средств направляется на мотивацию фандрайзеров.

В итоге фандрайзинг-сервис сразу решает несколько социальных проблем: 

  1. Благотворительность. Деньги поступают в благотворительный фонд, который тратит их в соответствии с программами, прописанными в уставе. 

  2. Занятость фандрайзеров. Со временем сотрудник становится профессиональным фандрайзером, доход его растёт, решается вопрос занятости. 

  3. Развитие системной благотворительности. Фандрайзинг-сервис делает акцент именно на развитии системной благотворительности, он на этом специализируется и старается копнуть вглубь, чтобы организовать эту работу с точки зрения системности. 

Часто фандрайзинг-сервис находит такие решения, до которых благотворительные фонды никогда не доберутся, потому что фонд в первую очередь решает вопросы, связанные с помощью для своих подопечных, а уже во вторую очередь – задачи по привлечению средств. У людей, которые работают в благотворительном фонде, душа расположена помогать людям – а вопросы привлечения средств для них всегда обуза. 

Для фандрайзинг-сервиса, наоборот, первостепенная задача – привлечение средств. Поэтому фандрайзинг-сервис постоянно ищет решения, которые бы упростили привлечение средств, сделали эту работу более системной и более привлекательной не только для фандрайзеров, но и для жертвователей. 

Принцип «Помощь за спасибо» 

Сейчас принцип взаимодействия с жертвователями можно назвать «Помощь за спасибо». Человек или компания пожертвовали деньги, им сказали в том или ином виде «спасибо»: 

  • показали чек;

  • показали платёж на сайте благотворительного фонда;

  • если жертвователь оставил номер телефона и email, ему прилетела SMS-ка или письмо со словами благодарности;

  • по итогу периода жертвователю придёт отчет о работе фонда. 

Принцип «Помощь за возможность» 

Фандрайзинг-сервис идёт в сторону реализации принципа «Помощь за возможность»: жертвователь, отправляя деньги в благотворительный фонд через фандрайзинг-сервис, получает от сервиса нечто большее, нежели просто «спасибо» (например, это может быть кэшбэк, бонус или скидка у компании-партнёра). У фандрайзинг-сервиса на это есть отдельная строка бюджета, которую благотворительный фонд заложить не может ввиду юридических ограничений. 

P.S.

Примерно так устроена финансовая кухня благотворительных организаций. Если вы как частное лицо или представитель компании захотите стать жертвователем, то при выборе инструмента предоставления помощи сможете опереться на эту информацию.

Павел Самойлов

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

02 ноября 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов