Как из маленького кафе вырастить крупный бизнес: опыт сети Coffee Machine

Прочтёте за 4 мин.

Рекомендации сооснователя проекта Дмитрия Лутченко

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Лутченко

  • Iiko
  • Trello
  • Miro

Крупный бизнес начинается не с миллионов долларов инвестиций, а с больших амбиций, веры предпринимателя в себя и тщательных расчётов. А также – со способности лидера подобрать крутую команду, увлечь её своей идеей и зарядить энергией. О том, как из маленького кафе вырастить крупный бизнес, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал сооснователь и директор сети кофеен для автомобилистов Coffee Machine Дмитрий Лутченко.

Досье

Дмитрий Лутченко – предприниматель из Владивостока, сооснователь и директор сети кофеен для автомобилистов Coffee Machine. Начал заниматься бизнесом в 2003 году. В 2009 году окончил институт менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС, также прошёл обучение по программе MBA в Charles Sturt University в Австралии. Первое автокафе Coffee Machine открыл в 2011 году. Сейчас проект вырос в федеральную сеть из 67 кофеен, которая развивается по франшизе. Помимо этого занимается развитием двух гастро-проектов – YAY Thai и Grizzly Grill.

Дмитрий Лутченко

Сформируйте стандарты

Стандарты необходимы, чтобы упорядочить работу сотрудников и кафе в целом с первого дня. Они же помогут регулировать работу заведений, которые будут открываться следующими, если вы решите масштабировать проект. 

Пропишите в стандартах, как должна быть организована работа – вплоть до фирменного стиля документов и внешнего вида сотрудников, отношения к клиентам и внутри команды.

Смысл стандартизирования в том, чтобы обеспечить основу для выработки общих ожиданий от вашего кафе. Это поможет персоналу избежать ошибок при общении с клиентом в нестандартной ситуации. Например, если тот пришёл к вам нетрезвым или взвинченным. 

Если стандарты тщательно проработаны и выделяют вас на рынке, они могут стать одним из конкурентных преимуществ. А впоследствии помогут упростить масштабирование бизнеса, так как все рабочие процессы будут стандартизированы. Нам это очень помогло. 

Внедрите программы обучения и мотивации персонала

Учитесь сами, найдите или организуйте обучение для своих сотрудников. Это нужно, чтобы команда работала по едиными стандартам и в едином информационном поле. Люди – главное в бизнесе. Создать крепкую команду – одна из основных задач собственника компании. Тогда история про рака, щуку и лебедя вам не страшна. 

Каждый ваш сотрудник должен чувствовать, что его ценят и оберегают. У нас в компании, чтобы никто из менеджеров про это не забыл, разработан этический кодекс. В случае каких-либо сомнений к нему всегда можно обратиться.

Coffee Machine 

Иногда кажется, что нанять нового сотрудника легче и выгоднее, чем вкладываться в обучение тех, кто уже работает в компании. Но это не просто ошибочное мнение, а грубая организационная ошибка. Тот, кто уже работает в компании, имеет преимущество перед новичком, даже если у последнего есть диплом о специальном образовании. 

Практический опыт всегда лучше. Организовав обучающий процесс для сотрудников, вы будете уверены в их знаниях и в том, насколько глубоко они их усвоили. Обученные специалисты совершают меньше ошибок, работают эффективнее и быстрее адаптируются к меняющимся требованиям бизнеса. 

Создайте службу контроля качества

Она необходима, чтобы обеспечить качество продукта и обслуживания клиентов, получать обратную связь и вовремя реагировать на возникающие проблемы. В отделе продаж контроль нужен, чтобы видеть, как персонал общается с клиентами. Могут проявиться проблемы в манере общения, другие индивидуальные ошибки. 

Но стоит помнить, что контроль качества должен помогать сотрудникам работать, а не наоборот. Если у него будет только карательная цель – выявить недочёты и наказать, то прогресса не достичь. На основе выявленных ошибок нужно применять меры по их устранению. Это, к примеру, может быть личная беседа с сотрудником. Если ошибка системная, то необходимо групповое обучение персонала. 

Coffee Machine

Например, мы дали клиентам возможность оставить отзыв о работе наших автокафе на сайте или по телефону. Мы быстро получаем информацию, а клиенты – бонусы. Так мы оперативно решаем возникающие проблемы или, когда приходит благодарность за работу, радуемся всем коллективом.

Разработайте миссию компании

Если у вас есть миссия и цель, к которой вы идёте, вам проще объединить «своих» людей в лице персонала и клиентов. Миссия – это дело, которому вы вместе будете служить. В ней отражены ценности и принципы вашего бизнеса, предназначение компании, её позиция на рынке. Миссия не предполагает раскрытия направлений развития компании. Она не говорит о будущей деятельности или о целях бизнеса. 

Миссия, в первую очередь, стратегический смысл, который порождает стремление к идеалу и становится опорой для мотивации персонала. Наша звучит так: «Мы делаем хороший кофе. Хороший кофе делает людей счастливыми. Счастливые люди делают мир лучше». Под этим слоганом мы объединяем тех, кто любит начинать утро с чашечки свежего кофе и зарядиться положительной энергией на весь день. 

Станьте лидером, который заражает общей идеей

Помните, что главная роль за собственником бизнесом. Он – лидер, который объединил людей ради общей цели. Его задача – доверять сотрудникам, делегировать им часть ответственности так, чтобы каждый чувствовал свой вклад в общее дело. 

Мой путь к лидерству начался, когда мы с моим другом и компаньоном Валентином Алексеевым открыли первую кофейню Coffee Machine в 2011 году во Владивостоке.

Никакого управленческого или бизнес-опыта у меня тогда не было. Было только желание создать что-то крутое, что понравится людям, и желательно при этом разбогатеть. За десять лет я вывел несколько собственных правил лидера, вот они: 

1. Не брать в команду людей, у которых не близкие мне ценности. Иногда возникает соблазн работать с крутым профессионалом, который совершенно не близок вам по духу. А если и остальных людей подбирали вы, то и им тоже. Вряд ли у него эффективно получится работать с командой, даже если с вами сложатся отличные рабочие отношения. Группа тем сильнее, чем легче происходит взаимодействие внутри неё. 

2. Не передавать всех полномочий сразу. Прежде чем предоставлять самостоятельность и ответственность новому члену команды, нужно дать ему создать что-то самому. Это может быть конкретный результат, проект или своя команда. Человек способен нести настоящую искреннюю ответственность только за то, во что он вложился или создал сам, своими силами и временем.

Coffee Machine 

3. Не давать шанс тому, кто уже вас подвёл. Это как вручать заряженное оружие тому, кто в вас стрелял. Каждую серьёзную ошибку нужно подробно разбирать и проговаривать. Если она повторится после этого – лучше отодвинуть эмоции в сторону и распрощаться с человеком. Будьте уверены – ситуация повторится ещё раз и, скорее всего, с большим ущербом. Как группа движется со скоростью самого медленного своего члена, так и профессионализм команды падает от наличия в ней слабых звеньев. Не бойтесь быстро принимать необходимые кадровые решения, но только на основе расчёта, а не эмоций. 

4. Не перебарщивать с контролем. Иногда руководителей, чаще всего искренне любящих своё дело, заклинивает в замкнутом круге контроля, отчётности, регламентов и структурирования. Но если так и удастся добиться порядка, то вряд ли это продвинет дело вперёд. Часто бывает, что чрезмерный порядок через какое-то время порождает чрезмерный хаос. И тогда приходится всё начинать заново. Конечно, структурность необходима, но только в балансе с креативностью. Победить контролем хаос и постепенный естественный развал любой системы невозможно. Поможет только изменчивость и непрерывное создание нового. 

5. Быть предсказуемым руководителем. Непредсказуемость – самая деструктивная черта любого лидера. Нет ничего более изматывающего для человека, чем работать под началом такого руководителя. Нужно понимать, что руководит командой не столько он сам, сколько его образ в глазах команды. И этот образ, как и все ценностные ориентиры коллектива, должен быть максимально чётким, понятным и стабильным. 

Вместо заключения

Вести бизнес – не равно получать лёгкий доход. Чтобы вырастить маленькое кафе в крупный бизнес, требуется время, настойчивость и уверенность. Учитесь, анализируйте опыт крупного и малого бизнеса в сфере общественного питания. И не бойтесь реализовывать разные стратегии, чтобы проверить, работают ли они у вас.

Coffee Machine

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

07 сентября 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов