Как стартаперу обратить внимание бизнес-ангела на свой проект

Прочтёте за 3 мин.

Павел Черкашин – о том, к каким вопросам должен подготовиться предприниматель, чтобы заинтересовать частного инвестора

IT-инструменты, которые использует Павел Черкашин

  • LinkedIn
  • Facebook
  • Telegram
  • Jira
  • Сервисы Google

Многие начинающие предприниматели спят и видят, как их стартап попадёт на радары крутому венчурному фонду или известному бизнес-ангелу, после чего на проект прольётся золотой дождь инвестиций. Но не всё так просто: современные бизнес-ангелы – это не богатенькие буратины, сорящие деньгами, а рациональные эксперты; чтобы добиться их внимания к своему проекту, стартаперу мало красивой идеи – она должна быть подкреплена и другими весомыми аргументами. Сооснователь венчурного фонда Vestor.In Partners Павел Черкашин рассказал порталу Vector о том, на что обращают внимание бизнес-ангелы при оценке проекта и как выйти с ними на связь.  

Досье

Павел Черкашин, бизнес-ангел, сооснователь и исполнительный директор венчурного фонда  Vestor.In Partners, который инвестирует в перспективыне стартап-проекты на ранних стадиях. Образование: Московский государственный университет (специальность «экология и природопользование»). В разное время Павел Черкашин работал на топ-позициях в российских подразделениях компаний Adobe, Microsoft, Siebel Systems. Также ранее основал и продал несколько успешных компаний - Actis (сейчас часть Wunderman), AdWatch (сейчас часть AEGIS), Sputnik Labs (сейчас часть TechnoServ A/S). В 2012 году был признан «Бизнес-ангелом года».

Павел Черкашин

В чём разница между бизнес-ангелом
и обычным инвестором
 

В то время как для венчурного инвестора вложения в стартапы - основной хлеб, то бизнес-ангел, решая, инвестировать в проект или нет, может руководствоваться не только профессиональными, но и личными мотивами: например, загорелся идеей и решил поддержать проект. То есть финансирование стартапов – не основной бизнес для «ангелов». 

Отмечу, что в последнее время между бизнес-ангелами и венчурными фондами развилась довольно высокая конкуренция. Так, на площадках для краудфандинга бизнес-ангелы собирают суммы для раунда, конкурирующие с тем, что предлагают венчурные фонды. А партнёры известных венчурных фондов Силиконовой долины выписывают на встрече с интересующим их предпринимателем небольшие чеки до $100-200 тысяч. То есть они  покупают право быть первыми при раунде инвестирования на случай, если проект «взлетит». В целом же разница между венчурными инвестициями и «ангельскими» будет сильно размываться.  

По каким критериям
оценивается претендент на инвестиции
 

Я  уже десять лет инвестирую в стартапы. За это время критерии оценки изменились, стали более простыми. Раньше я анализировал разные параметры, например, рынок, продукт, команду, технологии и т.д.  Сейчас же в большей степени оцениваются психологические особенности основателей проекта - именно это в итоге и определяет всё остальное. 

Предпринимательство - это сложный, долгий и очень стрессовый путь. Не все способны выдержать напряжение и постоянную неопределённость. Предприниматель должен быть смелым, уметь рисковать. И в то же время быть очень терпеливым, уметь выдержать скуку, безразличие, отказы. 

Когда я рассматриваю проект для инвестиций, то задаюсь следующими  вопросами: 

  • Достаточно ли  у основателей храбрости и силы воли, чтобы вытянуть проект? Для меня храбрость намного важнее опыта.   

  • Выдержат ли основатели стартапа испытания скукой, неопределённостью, безразличием и скепсисом окружающих?   

  • Решают ли основатели масштабную  проблему? Захочется ли другим людям стать частью этого проекта? 

  • Может ли проект стать лидером в своем сегменте?

Остальные метрики продукта – иллюстрация ответов на эти вопросы. 

Вкладываю ли я средства в проекты на стадии идеи? Это возможно в том случае, если речь идет о предпринимателе, в чьём профессионализме и экспертизе я не сомневаюсь, если идея продукта понятна и решает очевидную проблему, и если технология  проверена. 

Павел Черкашин

Почему не нужно делать ставку на бизнес-план  

Бизнес-план – это потеря времени. Всё равно на ранней стадии он быстро морально устаревает. Лучше всего использовать agile-методологию, быстрыми легкими итерациями тестировать  от общего к частному: запустить продукт на рынок и проверить,  интересно ли потребителям? Обратная связь от потребителя говорит намного больше о качестве продукта, чем страницы текста.  

Что такое «Долина смерти»  

«Долина смерти» - это период, когда деньги заканчиваются, а понимания того, будет ли продукт работать, нет. В таком случае инвесторы сомневаются, готовы ли они вкладываться в проект, а у предпринимателя заканчиваются финансовые ресурсы на развитие. 

Это самый сложный период в жизни любого стартапа, и наша ключевая задача – оценить, есть ли шанс у проекта или нет. И мы делаем это раньше, чем крупные фонды, которые  смотрят лишь на финансовые показатели и метрики роста. Анализируя тысячи проектов каждый год, мы можем с большой точностью предугадать будущее проекта и готовы честно своё мнение высказать. Конечно, бывают ошибки, но в большинстве случаев попадаем в точку.  

Как обратить на себя внимание бизнес-ангела  

Лучше всего написать в Facebook или в Telegram, рассказать о себе и проекте, предложить ознакомиться с презентацией. Самое главное - добиться ответа по презентации, а не надеяться, что инвестор без напоминания её прочтет.  

Однако наиболее эффективный способ выйти на инвестора - найти общего знакомого. Например, основателя  портфельной компании фонда, либо эксперта отрасли, но только не «упаковщика стартапов»,  а кого-то авторитетного, кто мог бы  замолвить  словечко. 

Конечно, я и сам ищу проекты в интересных  для меня сферах (например, искусственный интеллект, финансовые технологии, облачные технологии  и прочее).  

Как стартаперу подготовиться к встрече с бизнес-ангелом 

Есть два главных вопроса, которые чаще всего остаются без ответа. Первый - зачем основателю нужен этот проект, почему он хочет им заниматься, решает ли тем самым он какую-то проблему. И второй вопрос - зачем мне, как инвестору, это нужно, почему я должен стать частью этой истории. Ответ в духе «вам всё равно надо инвестировать деньги фонда, так почему бы не вложиться в наш проект» не принимается. Основатель должен действительно заинтересовать меня.

Business-Angel

Читайте также:

Бизнес-акселераторы: что это и чем они могут быть полезны стартапу.
Кто такие менторы, где их найти и как убедить работать с вами.
Где взять денег на стартап: как запустить крауд-проект.

27 июня 2016

Комментарии

1
  • Игорь 28.06.2016 13:19

    Интересно, что думают инвесторы не про IT стартапы.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов