Хаос или порядок: пять главных мифов о систематизации бизнеса

Прочтёте за 3 мин.

Взгляд эксперта по управлению Александра Высоцкого

IT-инструменты, которые использует Александр Высоцкий

  • Trello
  • Asana
  • Zoom
  • Facebook

Если у вас есть мифы и заблуждения относительно какой-то области жизни, то вы не сможете грамотно в ней действовать. Возьмём простой пример. Мужчина, который считает всех женщин плохими, будет видеть в каждой из них только негативные черты. Из-за этого личная жизнь не сложится, и скорее всего он будет чертовски несчастлив. Поэтому, если вы хотите добиться успеха, нужно вырвать с корнем все стереотипы. Давайте сделаем это со систематизацией бизнеса!  О пяти главных мифах систематизации в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал эксперт по управлению Александр Высоцкий.

Досье

Александр Высоцкий – консультант по управлению, основатель компании  Visotsky Consulting и проекта  «Школа владельцев бизнеса». В сфере предпринимательства и бизнес-консалтинга работает с середины 90-х годов. Автор четырёх книг-бестселлеров по управлению бизнесом. Неоднократно становился лауреатом статусных бизнес-премий. Постоянный колумнист портала Biz360.ru.

Александр Высоцкий

Миф №1: «Когда мой бизнес станет системным, я смогу ничего не делать»

Мифология. Некоторые владельцы ассоциируют системный бизнес с полным бездельем и потягиванием коктейля на пляже. Ничего не делаешь, а деньги сами падают на расчётный счёт. 

Реальность. Даже когда компания хорошо организована, владельцу приходится работать. Да, это не оперативка, а разработка стратегии и новых продуктов, контроль развития и т.д. Но без этой ежедневной работы у компании не будет стабильного развития. Красивые картинки, где владелец просто лежит на пляже, хороши только для рекламы. Но это всего лишь дешёвый способ привлечь внимание, не имеющий ничего общего с действительностью. 

Миф №2: «В системном бизнесе нет никакого творчества»

Мифология. Часто говорят о том, что сотрудники системной компании превращаются в роботов, а вместо мозгов у них инструкции и регламенты. В общем, шаг вправо, шаг влево – расстрел. Поэтому предприниматели не хотят строить систему, думают, что так убьют всё лучшее в сотрудниках. 

Реальность. Хорошая организованность абсолютно не противоречит творчеству. Как человек может проявлять творчество и генерировать идеи, если вокруг него хаос? Гениальный архитектор не сможет создавать шедевры, если его постоянно отвлекают коллеги и недовольные клиенты. Правильно выстроенная системность, наоборот, помогает людям проявлять себя. 

Не нужно путать творчество с принципом «Наша компания – дружная семья, а потому все делают всё», который так любят в малом бизнесе. Должна быть слаженная команда, где каждый занимается своим делом, но может рассчитывать на поддержку других игроков. И именно так сотрудники реализуют себя. 

Миф №3: «Когда вырастем – тогда и будем строить систему»

Мифология. Компании, находящиеся на начальном этапе развития, считают, что системность не для них: мол, сейчас надо деньги зарабатывать, а остальное – потом. 

Реальность. Считаю, что зарабатывать деньги – хорошая идея, но вот откладывать систематизацию всё равно не стоит. Зачем начинать учиться, когда совершил уже все возможные ошибки? Лучше делать всё грамотно с самого начала. 

Такая точка зрения приводит к тому, что компания не вырастает. Во многом из-за организационного хаоса, который усиливается пропорционально количеству сотрудников. Руководители перегружены: у них нет ни минуты, чтобы отвлечься и начать всё организовывать. Порядок можно наводить в компании из трёх-пяти человек. Если вы систематизируете бизнес с самого начала, то вас не испугает любое масштабирование. 

Миф №4: «Найму директора, он всё организует»

Мифология. Часто владельцы считают, что ключ к систематизации бизнеса – наёмный директор. Стремятся найти самого «породистого»: с дипломом MBA, «родословной» и огромным резюме. Но есть только один шанс из ста, что наёмный директор сможет привести компанию в порядок без участия владельца. 

Реальность. В 99% случаев срабатывают следующие два варианта. Первый – директор систематизирует компанию так, как посчитает нужным. Это означает то, что он фактически заберёт у владельца власть, а с ней и всю компанию. Возможно, основатель будет получать дивиденды, но утратит возможность влиять на стратегию, да и вообще на сотрудников. 

Второй вариант – директор ничего не построит. И это наиболее вероятно. В идеале архитектором и создателем системы должен быть владелец компании, а директор – работать в её рамках, укрепляя и развивая. Учтите, что директор, особенно если он нанят со стороны, не сможет глубоко проникнуться вашими идеями. 

Миф №5: «Наш бизнес уникален. Мы особенные, а потому нас нельзя систематизировать!»

Мифология. Некоторые предприниматели думают, что ситуация в их бизнесе уникальна. Их компания одна такая, а значит, её нельзя систематизировать. Для неё нет стандартов и шаблонов. 

Реальность. В какой бы нише вы ни работали, есть чёткие части бизнес-процесса. В любом случае нужно нанимать новых сотрудников, считать деньги, предоставлять услуги/товары, следить за качеством, продавать и продвигать. 

Опираясь на 12-летний опыт в управленческом консалтинге, могу вам сказать, что с организационной точки зрения большинство бизнесов похожи друг на друга. Ведь когда мы говорим об управлении, то имеем в виду людей. В любой сфере бизнеса руководители сталкиваются с одними и теми же задачами: исполнение, мотивация, вовлечение, планирование и так далее. 

Конечно, каждый бизнес уникален. Даже два продуктовых магазина у дома отличаются, ведь владельцы закладывают в них разные идеи. Но, несмотря на это, их можно систематизировать, сделать так, чтобы работа была организованной. Благодаря этому сотрудники станут единой командой и будут приносить хороший результат. 

Выводы

Среди моих клиентов, которым мы помогали систематизировать бизнес, на сегодня более 650 компаний: есть и владельцы архитектурных бюро, и создатели одежды, и IT-проекты. Это невероятно творческие, тонкие и своеобразные бизнесы. И именно благодаря чёткой организации они переживают кризисы намного лучше конкурентов, при этом не теряя своё лицо. 

Надеюсь, эта статья поможет вам избавиться от пяти главных стереотипов. Стройте системный бизнес, чтобы реализовать ваши уникальные творческие идеи.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebookаккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».

26 ноября 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов