Объёмы растут: как сеть салонов красоты в кризис сохранила бизнес и запустила линию косметики

Прочтёте за 4 мин.

«Все предприниматели, которые выстояли в кризис – герои»

IT-инструменты, которые использует Сергей Сухотин

  • AmoCRM
  • 2ГИС
  • Telegram
  • Zoom

В начале пандемийного 2020 года основатели сети салонов красоты Eksprovocator hair club Сергей и Екатерина Сухотины готовились к открытию своего первого заведения за границей – в Нью-Йорке. Но корона-кризис внёс коррективы в эти планы: пришлось приостановить работу и в России, и в США. Но зато для проекта коронавирус стал драйвером для запуска линейки собственной косметики. О том, как сеть салонов смогла пройти кризис и выйти практически на докризисные показатели, Сергей Сухотин рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Сергей Сухотин – 33 года, сооснователь сети салонов красоты  Eksprovocator hair club. Окончил Всероссийский государственный университет юстиции, Университет правительства Москвы, Открытый университет Великобритании (степень MBA + PhD). Занимался бизнесом в сфере юридического, управленческого и маркетингового консалтинга. В 2015 году вместе с супругой Екатериной Сухотиной открыл салон красоты Eksprovocator hair club в Москве. Сейчас проект стал сетью, в которой три салона – в Москве, Санкт-Петербурге и Нью-Йорке.

Сергей Сухотин

Как всё начиналось

В 2015 году моя супруга Екатерина решила открыть салон красоты в Москве. Это была её давняя мечта: помогать девушкам менять образ и делать их красивее. Но сразу после открытия салона Eksprovocator hair club эйфория прошла, так как супруга столкнулась с давлением, проверками и административными барьерами. Оказалось, что вести бизнес в России не очень просто.

Конечно, поначалу я помогал с решением некоторых проблем, но в итоге пришлось подключиться и войти в проект полностью. Я знал о проблемах малого и среднего бизнеса, так как возглавлял юридическое направление проекта мэрии Москвы «Неотложная правовая помощь». В частности, мы помогали предпринимателям при проведении проверок. И мой опыт здесь очень пригодился.

Тем не менее, было много новых и непонятных для меня вопросов, которые нам с Катей пришлось решать и, по сути, заново учиться. Например, как выбрать и проверить подрядчика, как подбирать качественный персонал, как проводить закупки по минимальным ценам и т.д.

Но в итоге мы справились с этими сложностями и в 2017 году решили расширяться. В Москве мы были уже известны, у нас на тот момент было много клиентов. И нам было интересно открыться в другом городе.

Екатерина Сухотина

Выбрали Санкт-Петербург. Пойти в Северную столицу решили неслучайно – жена жила там некоторое время, знала потенциальных конкурентов и хорошие локации для открытия салона. Во второй раз мы уже не испытывали таких трудностей, как при открытии первого салона.

К 2019 году мы поняли, что добились многого в бьюти-индустрии в России. Наши салоны пользовались популярностью, причём, не только у россиян, но и у иностранцев. Они рассказывали о нас, когда возвращались к себе домой, делали посты в соцсетях. Так у нашего Instagram стали появляться подписчики из других стран. Поэтому мы приняли решение выйти на новый уровень – открыться в Нью-Йорке.

В 2019 году мы зарегистрировали компанию в США, а в 2020 году, накануне пандемии готовились к открытию салона на Манхэттене.

Пандемия поставила бизнес на паузу

В начале 2020 года для нас всё было отлично. Салоны в России работали, а в Нью-Йорке мы ждали разрешение на работу и планировали открываться в марте. Затем началась пандемия коронавируса и нам запретили работать – и в России, и в Америке.

Из-за этого с бизнесом возникла очень сложная ситуация. Наш салон в Москве арендовал помещение, которое было в собственности у государства. К сожалению, нет такого закона, который бы позволял отменить арендную плату с госимущества из-за непредвиденных ситуаций. Можно только воспользоваться рассрочкой платежа, но это тоже не выход: ты всё равно закроешься, но закроешься через пять месяцев, к примеру. Поэтому нам пришлось переехать из этого большого помещения в помещение поменьше, чтобы не тратить средства на аренду в то время, когда мы не могли работать.

В Санкт-Петербурге дела обстояли лучше. Собственник объекта предоставила нам скидку в 50%, за что мы очень ей благодарны. Она сама предприниматель и понимала, как тяжело нам приходилось.

Eksprovocator hair club

В Нью-Йорке собственник помещения даже не звонил нам. Он прекрасно понимал, что у нас нет возможности платить. Ведь мы ещё даже не открылись, а наш бизнес уже поставили на паузу.

Персонал салонов ушёл в отпуск за свой счёт. Некоторые мастера стали работать удалённо: готовили лечебные или окрашивающие смеси, коктейли – и отправляли их клиентам для самостоятельного использования, проводили онлайн-консультации. Это единственное, что мы могли предложить клиентам в пандемию без риска для их здоровья.

Это было непростое время для всей бьюти-индустрии. Но наши клиенты остались с нами – они нас поддерживали, присылали сообщения, записывались на наши обучающие курсы и делали у нас заказы продукции, производство которой мы экстренно запустили (смеси и коктейли).

Запуск в другой стране

В Нью-Йорке с марта 2020 года в течение нескольких месяцев было вообще всё закрыто. В июне пошли какие-то небольшие послабления, я прилетел в Нью-Йорк и оказался в совершенно пустом городе – на улице не было людей. И, естественно, работать и открывать новый салон в таких условиях очень сложно, тем более, что люди всё ещё были напуганы коронавирусной инфекцией. Они не выходили из дома без необходимости.

В итоге мы создали свой сайт и страницы в соцсетях, начали тратить бюджет на рекламные кампании. Старались привлекать людей в салон всеми способами ещё до открытия, а затем начали работать.

Eksprovocator hair club

Суммарно за два года мы вложили в свой нью-йоркский салон около миллиона долларов. Сумма такая большая, так как Манхэттен – одно из самых дорогих мест в мире. За год мы смогли стать, по нашему мнению, лучшим салоном в этом районе по качеству и сервису.

Антикризисные итоги

После снятия локдауна в России мы смогли вернуться к работе. Для выполнения всех требований Роспотребнадзора пришлось выделить существенную сумму на покупку масок, санитайзеров, бактерицидных ламп, нанесения разметки. Но всё это было лучше того периода, когда мы вообще не могли работать. Всплеска спроса в это время не отмечалось, но мы были рады видеть старых клиентов. В то время у нас было примерно 80% от докризисного оборота при сохранении среднего чека (около 12 тысяч рублей).

Финансовые показатели сети в 2020 году упали, но не критично – благодаря нашим усилиям и трансформации. Кризис стал для нас толчком для создания собственной косметики. У нас давно была такая идея, но идеальным временем для её воплощения стала пандемия. Мы поняли, что мир погрузился в новую реальность, и теперь средства для домашнего ухода и восстановления волос станут особенно востребованными.

Eksprovocator hair club

Мы начали развивать свои продукты под брендом Provocator hair treatment. На данный момент у нас две линейки товаров. Первая – по уходу за волосами и стайлингу (шампуни, кондиционеры, маски, лаки и т.д.). Вся продукция производится в Майами. Вторая линейка нацелена на лечение и восстановление волос, их рост. Она выпускается в Лос-Анджелесе. Сейчас мы находимся в стадии получение патента на продукцию. Если всё получится, то сможем не платить часть налогов – в Нью-Йорке медицинские сервисы, к которым относится и восстановление волос, облагаются нулевым налогом.

Я считаю, мы прошли пандемию и кризис вполне неплохо. Нам удалось полностью сохранить коллектив, а в Нью-Йорке в разгар пандемии набрали 16 новых сотрудников. Сейчас мы открываем второй салон в Москве, планируем до конца года открыть несколько объектов в США – в Нью-Йорке, Майами или Лос-Анджелесе.

Наши выводы из кризиса

Самым сложным во время пандемии были противоречивые законы, которые во многих странах выходили, к сожалению, почти синхронно. Самый основной из них – запрет на работу. Предпринимателям создали значительные ограничения, которые никаким образом не компенсировались. В таких условиях работать было невозможно. Поэтому, по моему мнению, все предприниматели, которые остались и выстояли в кризис – герои. Я за один пандемийный год и открытие салона в США поседел почти полностью.

Я надеюсь, государство и наши соотечественники начнут ценить предпринимателей за то, что они создают рабочие места, придумывают что-то новое в таких изменчивых условиях и пытаются усовершенствовать нашу жизнь.

Eksprovocator hair club

Главный вывод из этого кризиса – ни на что нельзя надеяться и ни на кого не стоит рассчитывать. Решать возникающие проблемы не будет никто, кроме тебя и твоей команды.

Преданные делу сотрудники – большая ценность для предпринимателя, и я рад, что мы сохранили своих. Благодаря им, мы возвращаемся сейчас к докризисным показателям и продолжаем расти дальше.

Также я думаю, что предпринимателям нужно объединяться и отстаивать свои интересы. Я обратил внимание, что те предприниматели, которые смогли в пандемию сообща донести свою позицию и выстроить диалог с властью, в итоге добились успеха.

Мой совет предпринимателям: держать себя в руках даже в самые сложные времена, оставаться стойким и проводить больше времени с семьёй. 

Сергей и Екатерина Сухотины

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

30 августа 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов