Предприниматели часто совершают ошибки. И это нормально, без ошибок не бывает развития. Причины могут быть разные – отсутствие опыта, нехватка знаний, внешнее давление, особенности характера и т.д. Не нужно бояться ошибок, но обязательно нужно делать из них правильные выводы, чтобы ситуация не повторялась. О том, какие ошибки может совершить управленец в сфере фудтех-бизнеса, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал директор фуд-направления компании KazanExpress Айрат Сунгатуллин.
Айрат Сунгатуллин – серийный предприниматель из Татарстана, партнёр проекта
KazanExpress по линейке продуктов питания, автор бизнес-подкаста «Не стой на месте». В предпринимательстве – с 18 лет, первым проектом была сеть хостелов. В 2018 году Айрат присоединился к команде KazanExpress. На конец 2021 года выручка направления Food составляет 2% от валовой выручки маркетплейса.
Понимание личного бренда у всех разное, но мне ближе всего позиция CEO «Утконоса» Дэнни Перекальски. Он считает, что у каждого бизнеса и каждой команды есть своё ДНК, в котором зашифрованы ценности компании, а личный бренд помогает показать это ДНК и сэкономить много времени на поиски нужных людей – будь то клиенты, сотрудники или партнёры. Вот как это работает.
-
Можно повысить лояльность покупателей. Активное продвижение компании в соцсетях, в том числе через личный бренд, помогает отстроиться от конкурентов и повысить доверие потенциальных клиентов.
-
Можно повысить лояльность действующих сотрудников. Социальные сети могут донести жизненную философию руководителя компании до соискателей и сотрудников. По результатам исследования Barna Group среди компаний, где у руководителей есть яркий личный бренд, 91% сотрудников отмечают, что получают удовольствие от работы, а 80% заявляют, что делают мир лучше.
-
Можно легче привлекать партнёров. Согласно исследованию Hootsuite, 92% B2B-клиентов готовы обсуждать дело со специалистом, который известен в своей отрасли и делится полезным контентом в соцсетях и медиа.
С 2020 года на рынке продаж решающую роль играют маркетплейсы. И с одной стороны, у небольших поставщиков появилась возможность играть на одном поле с крупными брендами, а с другой – резко выросла потребность в поиске конкурентоспособного товара. Маловероятно, что получится найти его, просто сидя в офисе.
Сейчас уже недостаточно составить таблицы с анализом поставщиков и вслепую сравнивать метрики продаж. Чтобы найти действительно уникальный товар, особенно для e-grocery, нужно поехать на производство, лично поговорить с поставщиком, увидеть, как и где производится товар. Только после этого можно принимать решение о поставках.
Чтобы найти уникальные товары и уникальных поставщиков для KazanExpress, мы, например, изучаем предложения со всей страны и даже планируем отправиться с туром до Владивостока, чтобы пообщаться с действующими и новыми потенциальными селлерами. Однако для этого нужны надёжные специалисты.
Кажется, что можно найти сотрудника, который сможет и провести переговоры, и логистику наладить, и маркетинг починить. И действительно, на первых порах такой человек есть – обычно это сам основатель. Но когда бизнес масштабируется, есть смысл искать разных людей с разным опционалом.
У каждого человека свой психотип, свои ценности и опыт работы. Кому-то легче даются нетривиальные задачи, которые не поддаются в целом вычислению и регламентам, а кому-то проще работать в рамках системы, когда есть чёткие графики, метрики и дедлайны.
Для поиска подходящего сотрудника на определённую вакансию можно использовать концепцию Run and Change. По ней людей условно можно разделить на два типа: чейнджеры и раннеры:
-
Чейнджеры – сотрудники, которые могут легко генерировать новые идеи, внедрять разработки, предлагать концепции и вообще прекрасно чувствуют себя в условиях неопределённости и хаоса. Но на этапе, когда всё уже создано и нужно монотонно развивать продукт, чейнджеры впадают в тоску и теряют всякий интерес к работе.
-
Раннеры – люди, которые легко справляются с монотонной работой и способны кропотливо доводить проект до совершенства. Им комфортно выстраивать процессы, ставить дедлайны и строить планы, решать текущие административные задачи. А вот горящие сроки и высокие риски вгоняют раннеров в ступор.
Правильное сочетание чейнджеров и раннеров в команде – залог стабильного и адекватного развития любого бизнес-проекта.
В сфере e-grocery, как правило, бизнес может получать много обратной связи, поскольку чаще всего продаёт товары широкому кругу лиц. Однако многие предприниматели рассматривают оценки и отзывы в большей степени только как маркетинговый инструмент: они могут улучшать поисковую выдачу на сайтах маркетплейсов и выступают как социальное доказательство для новых покупателей.
Однако подробные отзывы – ещё и это полезный и зачастую бесплатный способ получить новую идею для доработки продукта. Чтобы понять, что интересно покупателям, можно провести десятки часов за различными исследованиями, аналитикой из личного кабинета или чтением трендов покупок в других странах. А можно – просто разобрать отзывы, в которых пользователи отмечают те или иные недостатки продукта, и устранить их.
При этом не всегда это может быть критичная доработка: иногда покупатели предлагают решения по упаковке, размерам или другим параметрам, которые изменить нетрудно.
Отзывы стоит рассматривать не как непоправимые ошибки, а как источник инсайтов.
Часто производители сосредоточены на качестве своей продукции и совершенно забывают о том, какие ценности бренд доносит до аудитории. А именно это зачастую является главным фактором, влияющим на принятие решения о покупке. Клиент не просто приобретёт ваш продукт – он становится частью некоего коммьюнити бренда.
Однажды мы поставили себе задачу – сделать так, чтобы покупатели стали нашими друзьями, которые ценят то, что они потребляют. Чтобы достичь этого, мы проводим встречи с фитнес-нутрициологами и отвечаем на популярные вопросы о еде в Instagram.
В потребительском сегменте сейчас нет на 100% уникального товара, которому нельзя найти замену. В любом случае появятся продукты, которые будут дешевле, прочнее, вкуснее или технологичней, чем ваш товар. В этом случае повысить конкурентоспособность и выделиться на рынке помогает именно философия бренда.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».