Растущий бизнес: как заработать на доставке свежей зелени, овощей и фруктов

Прочтёте за 5 мин.

«Клиентам хочется, чтобы продукт был эко и выглядел презентабельно. А сочетать два эти параметра сложно»

IT-инструменты, которые использует Алексей Садов

  • МойСклад
  • Мегагрупп
  • ВКонтакте
  • Instagram

Алексей Садов из городка Коммунар недалеко от Санкт-Петербурга занялся бизнесом в сфере сельского хозяйства в 19 лет. Сначала он фасовал зелень для торговых сетей, потом начал выращивать что-то сам. Дело шло ни шатко, ни валко, а настоящий прорыв случился, когда Алексей придумал, как объединить сельское хозяйство и сервис для горожан. О том, в чём сложности производства эко-морковки и почему современному аграрию важен не только опыт, но и образование, основатель проекта «Жили-растили» Алексей Садов рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Алексей Садов, 33 года, предприниматель из Коммунара - небольшого города в 45 км от Санкт-Петербурга. Окончил Санкт-Петербургский аграрный университет по специальности «агроном». Сервис доставки свежей зелени, овощей и фруктов  «Жили-растили» основал в 2016 году. Годовой оборот компании – 10-12 млн. рублей. Женат, двое детей.

Алексей Садов

Всё началось с лука

Мои родители живут в деревне и круглогодично выращивают в своих теплицах зелёный лук. Лет в 19 я заметил, что этот лук у них закупает какой-то человек, который потом его фасует и перепродаёт в магазины.

С 2007 года я стал заниматься тем же прямо в парнике родителей: фасовкой свежей зелени для торговых сетей. Никакого бренда у меня не было, было просто открыто юрлицо. Так я и несколько рабочих фасовали по 50-70 кг лука в день, оборот составлял около 500-700 тысяч рублей в месяц.

Потом добавили другие виды зелени. Но всё это был не мой продукт, я закупал его у других: лук - у родителей, а кинзу, укроп и другую зелень у крымских поставщиков. Но в 2010 году была засуха, и к лету цены на свежую зелень сильно подскочили. Поэтому к 2011 году я пришел к тому, что имеет смысл что-то выращивать и самостоятельно.

Алексей Садов

Я взял в аренду 3 га земли в совхозе по цене 10-15 тысяч рублей за 1 га в год и посеял укроп и петрушку. Постепенно увеличивал площади посевов, сейчас они составляют уже 18 га. Укропа и петрушки мы там выращиваем 50-70 тонн за сезон.

На этой земле стала работать та же команда, которая ранее занималась фасовкой: три сборщика/фасовщика, водитель, бухгалтер. Всё это, кроме бухгалтера и водителя, мигранты из Узбекистана и члены одной семьи. Что для любых полевых работ нашего сельского хозяйства – обычное дело.

Выращенную продукцию я стал продавать оптовым базам.

«Взойдёт всё само»

Первые год-два дело шло не очень удачно. На тот момент у меня не было ни соответствующей практики, ни образования, ни опыта. Как всякий человек, который сам никогда ничего не выращивал, я полагал, что достаточно просто посадить – а взойдет всё само. И не было, в частности, понимания того, как защищать посевы от болезней и вредителей.

Поэтому один мой урожай не был вовремя обработан от грибка, другой съела морковная муха… Ведь у любого растения, как и у животного, есть перечень заболеваний, которые ему грозят. И об этом меня никто не предупредил. Однако такого, чтобы погибало всё, тоже не было, какую-то выручку я получал.

В случае с укропом и петрушкой есть и другой важный момент: их очень сложно собирать. Комбайном это сделать невозможно, только ручная сборкя. Моя бригада училась этому процессу долго вместе со мной. Например, все же хотят, чтобы их укроп был аккуратно перевязан резинкой. А делать это с первого раза аккуратно и быстро - нелегко.

Алексей Садов

Так три года я набивал шишки, и чтобы получить систематизированные знания, в 28 лет поступил в аграрный университет. Считаю, высшее образование в нашей сфере - нужная вещь. Оно помогает систематизировать уже имеющуюся информацию и даёт фундаментальные знания. Также плюс в том, что ты начинаешь общаться с профессионалами, а не только с соседскими фермерами (то есть попадаешь «в тусовку»). 

Наше предприятие по фасовке какое-то время существовало параллельно с выращиванием - и было прибыльным, пока у нас был гарантированный сбыт. Как только появились крупные компании, которые занялись тем же самым, импортируя зелень из Узбекистана напрямую по фиксированной цене, конкуренции с ними мы уже не потянули.

Мы-то в силу небольших объёмов могли покупать зелень только у перекупщиков. Наша фирма продавала зелень по цене 270-300 рублей за 1 кг. А крупные игроки предложили цену в 150-170 рублей за кило. В 2014 году мы свернули это направление.

Смена бизнес-модели

Идея «Жили-растили» в её нынешнем формате пришла в межсезонье, когда работы было мало. Возникла мысль упаковывать зелень в коробки и доставлять её горожанам. Мы стали паковать в коробки по 12 наименований свежих трав и салатов (привозных). При этом подчеркну: мы никогда не утверждали, что выращиваем всё это сами, а всегда прямо сообщали на упаковке - продукцию берём у коллег-фермеров.   

Такая бизнес-модель по сравнению с выращиванием зелени для оптовиков подразумевает меньшие объёмы производства, но большую маржу. Например, оптовая цена укропа – 50-120 рублей за 1 кг. А в коробке наш укроп стоит уже 400 рублей за 1 кг. Причина понятна: в случае с коробками мы в основном продаём сервис.

Алексей Садов

Для организации доставки понадобилось, по сути, немногое. Большой капитал был не нужен. Мы сделали сайт на простой платформе «Мегагрупп», он обошелся в 10 тысяч рублей. Ещё нужно было заплатить за разработку упаковки и какую-то первоначальную рекламу. Разработка названия и фирменного стиля, в частности, стоила 80 тысяч рублей. В целом на запуск ушло около 100 тысяч рублей.

Изначально название придумал один из членов нашей команды, и оно звучало так - «Жили-солили», поскольку предназначалось для продажи квашеной капусты, была у нас и такая идея. Но с ней мы даже к производству не приступили, потому что, к счастью, быстро поняли, что задумка была бы не рентабельна. А потом это название снова всплыло и теперь используется, хоть и в другом формате.

Зелёные килограммы на дом

В первом нашем наборе был укроп, петрушка, лук, кинза, базилик зелёный и красный, тимьян, розмарин, лемонграсс, мята, руккола и зелёный салат. При желании, если кто-то не ел какую-то из позиций, её можно было заменить на другую. Но купить каждый из этих видов по отдельности у нас тогда было нельзя (сегодня уже можно). Фасовка производилась и производится вручную, и тут вряд ли можно что-то автоматизировать.

Набор весил 1,5 кг и стоил 1000 рублей, считая доставку. Сейчас такая коробка подорожала до 1450 рублей. С 2016 по 2017 год мы продавали только такие коробки.

Реализовывать начали через группу «ВКонтакте». Хотя я совершенно в этом не разбирался - создать группу мне помогла жена. Для иллюстрации наших услуг я сфотографировал коробку просто на своём кухонном столе. И она была не брендированная, как сегодня, а самая простая (в таких мы паковали первые месяцев пять). Тем не менее даже так на тот момент продажи пошли.

Жили-растили

Это сейчас покупатель на полном серьёзе может сообщить, что ему не нравится, как падает тень на фото, и ветка не того цвета.

Потом заказчики дали понять, что покупать через «ВК» им неудобно, и я решил сделать сайт. Это случилось в 2017 году. В 2019 году мы поменяли тот сайт на другой, с функцией совершения покупок онлайн – тоже по просьбам покупателей.

Фермерских бананов не держим

Ассортимент расширился от просто зелени уже к первому Новому году проекта: тогда мы добавили фрукты и овощи. В перечне услуг появилась доставка набора для винегрета, фруктовый набор с самыми простыми позициями (апельсин, мандарин, виноград, банан), а также овощной набор (помидоры, огурцы, редис, салат).

Наша целевая аудитория – самая понятная, женщины 25-40 лет. Поэтому продвигаемся мы через таргетированную рекламу в Instagram. Этим летом также стали участвовать в ярмарках выходного дня раз в месяц – тоже всегда успешно.

Алексей Садов

Сегодня в «Жили-растили» есть около 100 видов наборов. Заказы принимаем от 1 тысячи рублей. Есть постоянные покупатели, которые регулярно заказывают на 6-8 тысяч. Экзотику вроде манго не предлагаем, это не наш профиль.

Чаще всего у нас берут зелень и овощи. Судя по продажам, клиенты особенно выделяют шпинат (вероятно, потому что его часто используют в полезных смузи). Ещё морковь и свекла с ботвой особенно хорошо расходится на ярмарках (ботва показывает, что корнеплод прямо с грядки, а для нашей аудитории это важно).

Жили-растили

Годовой оборот магазина на сегодня - 10-12 млн. рублей.

Мы продолжаем честно говорить, что продаём свежую продукцию, но не свою. И всё равно находятся люди, которые не так понимают наше позиционирование и думают, будто мы всё выращиваем сами и можем предложить фермерские бананы. Конечно же, это не так.

Между эко и красотой

Многие современные люди требуют, чтобы продукт был «эко», органическим. Мы честно сообщаем, что защищаем нашу продукцию от вредителей в том числе химией – но безопасной для человека.

Я ведь помню свой самый первый опыт выращивания растений. Плюс есть знакомые фермеры, которые заявляют, что не используют в работе вообще ничего «неприродного», включая подкормку. В итоге они собирают картошку, поеденную червяками и побитую молью. И потом удивляются, что покупатели не берут. Ведь клиентам хочется не только эко-продукт, но и чтобы он выглядел презентабельно. А сочетать два эти параметра сложно. И это неизбежно влияет на цену.

Жили-растили

Чтобы вырастить органической, например, морковку, её нельзя 10 лет сеять на одном месте. Нельзя, чтобы рядом с ней росли близкие к ней культуры – например, сельдерей. Полоть её придется вручную. Все это трудозатратно.

Поэтому морковь обычно просто сеется и заливается гербицидом, который сдерживает рост сорняков. Когда сорняки всё же вырастут, можно бы прополоть их вручную, снизив гербицидную нагрузку (это путь, по которому движемся мы). А можно ещё раз залить морковь гербицидом, который опять повлияет на сорняки, оставив «в живых» корнеплод.

И если агроном не очень хороший, эту процедуру потом повторят ещё пару раз. В этом случае яд для сорняков не успеет разложиться – и попадёт на тарелки. Но если сделать обработку единожды и в самом начале – вреда продукту не будет.

Алексей Садов

Обойтись совсем без химобработки можно. Но такая технология сложнее, чем промышленная. И нельзя начинать с ней работать, прежде чем пройдёшь промышленный этап. Некоторые культуры вполне реально вырастить совсем без химии или с минимальным её применением. Это салат, кабачок и та же морковь. А вот картошка, кстати, не в их числе.

В следующем году мы планируем ввести в ассортимент полностью органическую клубнику (как сезонное предложение). То же самое хочу попробовать на кабачках, шпинате и салате - продуктах, которые чаще всего используются в детском и здоровом питании. В общем, хотим сделать отдельную линейку 100% эко-продукции. Самому интересно, что вырастет.

Синергия сельского хозяйства и цифрового мира

С ноября по март наша продукция импортная на 80%, мы закупаем её на оптовом овощном рынке у различных поставщиков. Страна происхождения зависит от сезона. В остальное время – 90% овощей и фруктов российские.

Сезонность влияет в нашем случае только на цены. Сейчас морковь с ботвой стоит 300 рублей за 500 грамм, потому что она из Израиля (мы продаём и российские корнеплоды, но зимой они рано или поздно заканчиваются). Летом же мы продаём российскую такую же морковь по 150 рублей за 1 кг. Брокколи сегодня стоит 600-800 рублей за 1 кг. А летом - 80 рублей за 1 кг.

Жили-растили

Конкурентов именно в нашем сегменте я не видел. Фермеры-животноводы тут более активны: сервисов по доставке свежего мяса, яиц и молочных продуктов хватает. Вероятно, дело в том, что в их случае возможен круглогодичный цикл.

Ещё есть доставка тропических фруктов. Знаю ребят из Пскова с интернет-магазином, которые выращивают топинамбур, брюкву, дайкон и редьку – но, опять же, думаю, с таким ассортиментом много не заработаешь. Именно нашу модель пока больше никто не использует.

Возможно, потому что те, кто в принципе любит что-то выращивать, обычно далеки от современного цифрового мира, который позволяет на таком зарабатывать. Им близка классическая модель: продать своё оптовикам или на рынке и потом полгода сидеть на завалинке в несезон. В свою очередь, люди из цифрового мира редко понимают в сельском хозяйстве. А мы смогли объединить обе сферы.

Алексей Садов


Читайте также:

Бизнес без косяков: как легально заработать на конопле.
Задать перцу: как заработать на необычных специях из Камбоджи.
Бизнес низких температур: как заработать на замороженных продуктах.

26 декабря 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов