Самоуверенность и вера в успех: на чём может «погореть» любой предприниматель

Прочтёте за 4 мин.

Рекомендации из книги Ильи Пискулина «История ИП»

Собственный бизнес часто сравнивают с качелями – вслед за взлётом тут же может произойти падение. Бывает, что неудачи вызваны внешними обстоятельствами, но случаются также личные промахи и управленческие ошибки. Илья Пискулин начал заниматься бизнесом в 22 года и за 12 лет успел поучаствовать во многих проектах: развивал маркетинговое агентство, рестораны и кафе, агентство недвижимости. В своей книге «История ИП» он честно рассказывает о допущенных ошибках. С разрешения издательства «Бомбора», выпустившего эту книгу, мы публикуем некоторые её важные фрагменты.

Илья Пискулин 

Не покупайте «кота в мешке»

Когда мы купили гриль-бары, я не сразу понял, что это не мой бизнес. Планируя покупку, я смотрел на кафе со стороны и представлял, как мы будем дегустировать блюда, обслуживать гостей, делать маркетинг, но по факту всё оказалось иначе. Всё выглядело так, будто мы летели на Луну, которая манила нас своим жёлтым свечением, а приземлись на её оборотную чёрную сторону. 

Для посетителей ресторан был тем, что происходило в общем зале. Для нас – тем, что было на кухне и в подсобных помещениях. Мы работали с крайне сложными поварами, которые обеспечивали производство в цехах. Они совсем не походили на людей в колпаках из фильмов и нашего воображения. Казалось, что нам предстоит с ними заниматься если не высокой кухней, то хотя бы творчеством, а по факту мы уйму времени тратили на то, чтобы следить за дисциплиной и проверять, трезвы ли все на смене. 

Мы старались внимательно подбирать официантов, но большинство относились к работе совершенно несерьёзно, им было плевать на сервис, который мы мечтали создать. В какой-то степени это напоминало работу с неблагополучными подростками, поэтому мы никого не учили гостеприимству, как изначально планировали, а просто отдавали приказы и внедрили систему штрафов. Львиную долю времени мы занимались хозяйственными вопросами, которых даже не видели на горизонте, когда отправлялись в путь. 

Отработав пару месяцев, я пришёл к выводу, что по факту мы не делали практически ничего из того, что, как я думал, нам предстоит, а большая часть занятий, наоборот, оказалась сюрпризом. Неприятным сюрпризом.

Илья Пискулин 

Поначалу было ощущение, что мне просто тяжело, потому что всегда тяжело делать новое, а всё, что я себе представлял, ещё ждёт впереди. Со временем я осознал, что все занятия, о которых мечтал, не имеют ничего общего с настоящим ресторанным делом. Я слишком идеализировал работу кафе. Будучи вне отрасли и видя лишь результаты, но не видя самого труда, я просто придумал то, как делается работа. 

Это распространённая проблема. Мы смотрим на балет в Большом театре и думаем, что хотим им заниматься, не осознавая, что балет – это не выступления, а тренировки со сломанными пальцами, скрытыми под пуантами. Мы смотрим на овощи в магазине и думаем, что могли бы найти себя в сельском хозяйстве, забывая, что это грязный физический труд на улице, с комарами и огромными инвестициями в оборудование. В итоге мы выбираем дела, которые потом быстро бросаем, потому что неправильно подобрали их под себя. 

Со временем я понял, что есть бизнесы, к которым вы духовно предрасположены, и бизнесы, к которым душа не лежит. Очень важно выбрать дело правильно, потому что иначе вы будете бороться не с рынком или конкурентами, а с собой. Это плохая борьба, потому что в случае победы проигравший – тоже вы. 

Вы должны любить и минусы своего бизнеса

Будучи на расстоянии, мы выбираем дело из-за его плюсов, прелестей и дивидендов. Это в корне неверный подход, потому что минусы есть у всего, и их нужно знать. Доктрина, которой я руководствуюсь в выборе дела и по сей день: бизнес нужно подбирать точно так же, как жену, – по недостаткам. 

Мы должны выбрать ту деятельность, от ужасов которой будем кайфовать или, как минимум, принимать их спокойно. У любой планеты есть теневая сторона, и именно по ней нужно принимать решение о том, останемся ли мы на ней жить. Выбирайте дело по процессу, а не по результату. Дело – это то, что вы делаете, а не то, что зарабатываете. 

Многие предприниматели в качестве главной причины собственного успеха называют не тягу к успеху, а трудолюбие. Если глубоко подумать над смыслом этого слова, то оно означает любовь к труду. Не любовь к успеху и богатству, а именно к труду. 

В этом скрыта большая философия. В любом предпринимательском процессе ты делаешь, пробуешь, пытаешься, а деньги всё не приходят. И единственная причина не бросать даже тогда, когда рациональных причин продолжать нет, – это любовь. Нет её – и дело будет брошено при первых же трудностях. 

Илья Пискулин

Именно так получилось у меня. Я любил плюсы бизнеса, и меня пленила идея купить что-то изначально прибыльное. Не получив ничего из того, на что рассчитывал, я честно себе признался, что не принимал особенности ресторанного сектора. Они были просто не по мне. Меня трясло практически от всего. 

Чтобы как-то справиться с ситуацией, я решил почти ничего не делать своими руками, делегировав работу команде. И привлёк к работе человека, который давно сидел без дела и хотел как-то мне помочь. К тому же этот человек кайфовал от хозяйственных вопросов и общения со сложной молодёжью. Им была моя мама, которая много лет отработала учителем русского языка и литературы в средне-специальном учебном заведении. 

Не верьте в себя, верьте в идеи

Вера в то, что все мои дела станут приносить деньги, была основана только на самомнении. Оно появляется в моменты успеха. К сожалению, бизнесы не выстреливают только потому, что их делает кто-то уверенный в себе или кто-то, кто был успешен когда-то в чём-то. Бизнесы выстреливают потому, что они хороши, а не потому, что хороши их владельцы. 

Я этого не понимал, как и не понимал, что состояние самоуверенности чрезвычайно опасно для предпринимателя. Именно в нём совершаются самые большие ошибки. 

Наша управляющая из ресторана «Счастье» предложила концепт «Грузинской лавки», которая должна была работать в формате фастфуда. Мы очень доверяли этой сотруднице. Мой партнёр сразу же дал согласие на участие в проекте. Я, как человек, который считал, что нужно доверять профессионалам, тоже был готов. 

О том, что этот проект обречён на провал, я знал с самого первого дня. К сожалению, я самоуверенно считал, что провал будет просто в том, что мы будем очень мало зарабатывать. Как раз где-то в районе пятидесяти тысяч. Представить, что мы получим колоссальный убыток, я не мог. 

С самого начала вопросов было больше, чем ответов, и я даже периодически эти вопросы задавал. Тем не менее, как человек, который считал себя успешным, мудрым и никак не обречённым на провалы, решил не выражать мнение в активной форме, а дать команде возможность совершить ошибку и потом уже предложить скорректироваться. 

Илья Пискулин

Задумывалась «Грузинская лавка» как хинкальная, расположенная на рынке. Несмотря на слово «грузинская», в ней не готовили традиционные шашлыки. Сами хинкали же были очень странные. Так как на их варку требовалось время, это шло в конфликт с концепцией фастфуда и вообще торговлей на рынке. По задумке, чтобы люди долго не ждали, хинкали варились заранее, и, когда человек делал заказ, ему их просто доваривали и подавали. Проблема была в том, что технология всё равно влияла на вкус, а также в том, что хинкали были очень горячими и люди не могли их тут же начать есть. Фастфуд никак не получался. 

Могу откровенно сказать, что не было ни одной причины есть в нашей лавке. В ней не было ничего грузинского, и всё было неподходящее. Место не подходило к меню, меню – к названию, и так можно перечислять до бесконечности. 

Из-за огромных противоречий в концепции лавка закрылась через пару месяцев. Ни мои, ни чьи бы то ни было гипотезы о том, как правильно всё делать, даже не могли быть проверены, потому что лавка настолько не оставляла надежды на успех, что не стоило и пытаться. 

Почему я вовремя не задал свои вопросы – не понимаю. Как можно было вложить предпринимательский риск в простое доверие – не понимаю. Скорее всего, главная причина заключалась в том, что я не вносил инвестиции в проект. Вносил партнёр, а я должен был компенсировать их позже. Рисковать деньгами, которых у тебя нет, просто. В итоге этот проект принёс убыток лично мне почти в один миллион рублей. Его я должен был компенсировать своему партнёру. 

Основа неудачи проста – нельзя верить в себя и считать, что вы заработаете деньги, потому что успешны. Успех – это не болезнь, передающаяся через прикосновение предпринимателя. Успешны не люди, а бизнес-идеи. 

Многие предприниматели, сделав один бизнес, начинают зачем-то делать другие. Таким образом они хотят помножить себя, потому что слишком сильно в себя верят. А надо множить идею, которая принесла деньги. 

Если на волне успеха у вас появилась новая идея, которая окрыляет, то подумайте десять раз. Иногда лучшим решением в бизнесе является непринятое решение. Умейте сказать себе «нет». Иногда, сказав себе «нет», вы говорите «да» своему бизнесу. 

Подробнее о том, какие уроки можно извлечь из чужого и собственного предпринимательского опыта, читайте в книге Ильи Пискулина «История ИП».

Илья Пискулин

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebookаккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».

09 февраля 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов