Смотрим в оба: как провести конкурентный анализ на маркетплейсе

Прочтёте за 4 мин.

«Лучше выбирать те магазины для изучения, которые «поближе» к вашему бизнесу»

IT-инструменты, которые использует Анастасия Ермакова

  • Pyrus
  • Slack
  • Telegram

Кажется, что начать продавать товары на маркетплейсе довольно легко и просто: зарегистрировался на торговой площадке, выложил фото своих товаров, заполнил карточки на них, поставил цену – и ты мощный селлер. На самом деле, чтобы не нарваться на убытки, первым делом как минимум нужно провести анализ конкурентов. О том, как провести его грамотно и эффективно, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказывает Анастасия Ермакова, специалист по B2B-маркетингу маркетплейса Flowwow.

Досье

Анастасия Ермакова – эксперт по B2B-маркетингу маркетплейса FlowwowОколо шести лет работает в сфере B2B, в компанию Flowwow пришла более года назад. Начинала с сопровождения партнёров – помогала магазинам успешно размещаться на площадке и увеличивать продажи, сейчас полностью отвечает за партнёрский маркетинг. Flowwow – маркетплейс локальных брендов, представленный в 1000 городах по всему миру.

Анастасия Ермакова

Не простое любопытство

Перед выходом на маркетплейс проанализируйте магазины своих ключевых конкурентов. Почему это важно? 

  • Во-первых, это сделает вас максимально подготовленными. Без анализа рынка на новой площадке невозможно определить сильные и слабые стороны своего бизнеса, адекватно преподнести товары и даже установить релевантную цену.

  • Во-вторых, продавцу необходимо быть в курсе трендов и тренировать насмотренность. В том, чтобы перенимать удачные идеи у успешных конкурентов, нет ничего плохого.

  • Наконец, в-третьих, проанализировав товары, цены и продающий контент, можно составить примерный портрет аудитории конкретной площадки и проверить, подходит ли эта платформа вам в качестве канала онлайн-продаж. 

Существует множество маркетинговых методик и инструментов для проведения конкурентного анализа. Но необязательно использовать все, чтобы качественно изучить предложения других игроков. Достаточно следовать нескольким принципам. 

  • Перед началом исследования обязательно сформулируйте вопросы, на которые будете искать ответы.

  • Ставьте реализуемые цели. Не стоит пытаться проанализировать все магазины в вашей нише. Лучше выберите три-пять наиболее успешных селлеров, продающих товары, похожие на ваши.

  • Формализуйте ваши запросы. Общее впечатление от магазина, безусловно, важно. Однако лучше всего, чтобы результатом вашего исследования стали чётко сформулированные особенности магазина.

  • Старайтесь быть точными. Например, не просто «большой выбор», а конкретное число товарных единиц.

  • Заканчивайте анализ выводами. Внимательно изучив всё, что вы зафиксировали по итогам изучения, составьте список рекомендаций, что взять на заметку для собственного магазина. 

На что обращать внимание во время анализа

Прежде, чем приступать к конкурентному анализу, уточните предмет изучения. Это важно сделать, чтобы не упустить необходимые данные и вести исследование последовательно, а не хаотично. Рекомендую проанализировать выбранные магазины по следующим параметрам, чтобы картинка была полной и информативной. Буду приводить примеры, опираясь на работу Flowwow: 

  • Ценообразование. Выясните максимальную и минимальную цену на товар в вашем сегменте, подсчитайте среднюю стоимость. 

  • Ассортиментная матрица. Тут не обязательно проводить глубокий анализ: достаточно по каталогу магазина посмотреть, сколько товарных единиц и товарных категорий в нём представлено. Обратите внимание на комбо-предложения: по какому принципу они составлены? Например, популярное комбо для магазина подарков – бокс с кружкой, чаем/кофе, сладостями и открыткой. 

  • Популярные товары. Используйте сортировку по популярности, чтобы увидеть, какие товары в интересующей вас категории покупают чаще всего. Обратите внимание: каких товаров на платформе в целом больше. Если клиенты демонстрируют повышенный спрос на тот или иной тип товара (белые пионы, посуда из эпоксидной смолы и т.д.), продавцы реагируют на это и увеличивают предложение. Таким образом, если на площадке какого-то товара много, значит, на него существует повышенный спрос. 

  • Рейтинг магазина. Очень важный фактор, влияющий и на позицию в выдаче, и на доверие клиентов. На Flowwow, например, рейтинг складывается из средней оценки магазина клиентами после выполненного заказа. 

  • Отзывы. Оценки – хороший количественный показатель, а реальные отзывы клиентов – более глубокий, качественный источник информации. Можно выяснить, на что обращают внимание клиенты при покупке, что им нравится или не нравится в сервисе. 

  • Формат заполнения карточек товаров и профиля магазина. Посмотрите, о чём пишут в карточке товара, аналогичного вашему. Каков общий тон обращения к клиенту? Можно выбрать пять наиболее популярных товаров и внимательно изучить их карточки – об этом далее расскажу подробнее. 

  • Использование функционала площадки. На каждом маркетплейсе есть свой набор дополнительных инструментов для увеличения конверсии. Их эффективность тоже можно оценить при изучении конкурентов. Например, на Flowwow интересно посмотреть, у какого количества магазинов-лидеров есть статус «Супермагазин». Также можно обратить внимание на то, подключены ли они к программе лояльности WowPass. Наибольший интерес представляют магазины-лидеры, не пользующиеся дополнительными инструментами. Если такие магазины есть, крайне важно понять, в чём их ключевые преимущества. Если лидеров нет – можно смело делать вывод, что использовать возможности площадки необходимо. 

Что могут рассказать карточки товаров конкурентов

Карточка товара – это ценный объект изучения. Иногда её бывает достаточно, чтобы сделать основные выводы и успешно выйти на площадку. Вот на какие параметры нужно опираться.

  • Название и описание. Вам может показаться, что название недостаточно креативное, а описание слишком сухое. Но иногда именно такие дают магазину высокую конверсию. Обратите внимание, длинные или короткие имена присвоены наиболее популярным товарам, какие их свойства выведены прямо в название.

  • Состав товара. Если конкуренты пишут, из какого воска сделана свеча, какие масла включены в ароматическую композицию – вероятно, вам тоже не стоит пренебрегать этими параметрами при описании товара.

  • Качество и формат фотографий. Обратите внимание на построение кадра: с каких ракурсов успешные продавцы снимают свой товар, на каких деталях делают акцент. Также обратите внимание, сколько в среднем снимков размещается в одной карточке товара. 

  • Видеообзор. Сейчас на многих площадках популярен формат коротких видеороликов о товаре, пользователи проявляют к ним интерес. Вопрос в том, какими должны быть эти видео: со звуком или без, какого хронометража, что на них уместно показать. 

Типичные ошибки селлеров

Я бы выделила три важных нарушения, которые совершают продавцы при конкурентном анализе. 

  • Использование неполных данных. Увидеть топ товаров в выдаче, но не изучить рейтинг и отзывы о магазине. Или смотреть только на общую оценку, игнорируя число отзывов. 

  • Изучение нерелевантных магазинов. Позиционирование и описание товаров в карточках во многом зависит от товарной категории: лучше выбирать те магазины для изучения, которые «поближе» к вашему бизнесу. 

  • Внимание только сильным или только слабым сторонам конкурентов. Например, вы изучаете страницу магазина и видите неудачные, малопривлекательные фото. Вы мысленно выбраковываете магазин, а, между тем, у него неплохие повторные продажи за счёт подробного описания товаров. Ищите золотую середину, практикуйте комплексный подход. Возможно, магазины не покрывают какую-то часть потребностей клиентов, и вы сможете удачно вписать это направление в свою стратегию. 

Вместо заключения

Ещё один вопрос, который часто задают нам новые партнёры: есть ли гарантия, что те механики и инструменты, которые применяют другие, окажутся эффективными и для меня? 

Вот ответ: как показывает наш опыт работы с тысячами продавцов в России и за рубежом, лучше опираться на проверенные правила и инструменты. Изобретать велосипед здесь невыгодно и бессмысленно. При этом повторить за успешным конкурентом мало, нужно заставить инструменты работать на вас. Продуманную механику необходимо адаптировать под свой товар, бренд и аудиторию.

Marketing Analysis

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

05 декабря 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов