Органический бизнес Павла Абрамова

Прочтёте за 7 мин.
10 августа 2015 01:00

Как известный волейболист запустил уникальный для России проект

IT-инструменты, которые использует Павел Абрамов

  • 1С:Бухгалтерия
  • Excel Microsoft Office
  • Онлайн-банкинг
Известный волейболист Павел Абрамов, экс-игрок сборной России и бронзовый призер Олимпиады в Афинах, создал компанию «Черный хлеб» еще в то время, когда профессионально занимался спортом. Его бизнес – производство органической муки, круп и семян. Компании «Черный хлеб» три года, а среди ее клиентов - Danone, Myllyn Paras, Puratos. О рынке органических продуктов, о компании «Черный хлеб» и о перспективах собственного бизнеса нам рассказал основатель – Павел Абрамов.
Досье

ООО «Черный хлеб» - био-сертифицированное сельскохозяйственное предприятие, производящее зерновые культуры в Тульской области с 2012 года. Основной принцип производства – отказ от использования ядохимикатов, стимуляторов роста и минеральных удобрений при выращивании зерновых культур. Земля обрабатывается без плуга. Сейчас из семи видов злаков выпускают 24 вида продукции, в том числе органическую крупу из полбы и отрубей.

Абрамов 2.jpg

Как появился «Черный хлеб»

В недавнем прошлом я - профессиональный спортсмен: занимался волейболом с 11 лет, а с 20 лет играл на высшем уровне. Желание заниматься бизнесом у меня было всегда, только не было понимания, каким именно. Открывать салон красоты или стоматологический кабинет мне было не очень интересно.

К производству органических продуктов питания пришел благодаря родственникам. Свояченица Маша Веденеева пекла хлеб из органической муки. Муку приходилось использовать итальянскую, т.к. российской на рынке в тот момент не было. Из-за отсутствия отечественного продукта на рынке у нас появилась идея производить органическую муку, а в перспективе хлеб (в масштабах небольшой пекарни).

Разрабатывать эту идею как бизнес-проект мы начали в 2010-м. Возникло понимание: чтобы производить качественный органический продукт (муку или хлеб) в «полупромышленных масштабах», надо самому вырастить зерно. В тот момент я ничего не знал о производстве зерна или муки. Теоретическую информацию нашел в интернете. По рекомендациям начал изучать труды русских и зарубежных агрономов - Овсинского, Мальцева, Фукуоки, Фолкнера и некоторых других.

Наша работа основывается в первую очередь на отечественном опыте - трудах Овсинского и Мальцева. Практический опыт мы тоже получили в России. В Пензенской области есть хозяйство, где выращивают зерно по экологической технологии уже более 30 лет, получая великолепные результаты. Именно они показали, что задуманное нами возможно реализовать. Мы плотно общались с ними перед запуском и продолжаем наше общение и сейчас.

В 2012 году я зарегистрировал компанию «Черный хлеб» в Алексинском районе Тульской области, в экологически благоприятной зоне. У моего бизнес-партнера Евгения Шифанова отсюда корни. Именно в этом месте мы купили два объекта для производства и переработки зерновых в двух соседних деревнях: мини-мельницу и бывший колхозный зерноток площадью 2,5 гектара с несколькими большими зерноскладами и весовой. Туда привозится зерно с поля, там оно чистится, сушится, и хранится.

Здесь же приобрели землю, которая долгое время не использовалась для сельскохозяйственных нужд (требования эко-стандартов – 2 года до посева однолетних). Это было хорошо – в почве не было удобрений и химикатов.

Мы начали с производства зерна. У нас появился первый комбайн, первые тракторы. В целях экономии покупали б/у технику, ремонтировали и восстанавливали ее. Мы не были готовы покупать новую технику ни финансово, ни морально, но сейчас к этому приходим.

В 2013 году собрали первый урожай органического зерна. В феврале 2014 года запустили переработку, используя две мельницы. Кроме той, что у нас была, мы привезли из Австрии жерновую мельницу. Вообще мы ориентируемся на российских поставщиков, и заказываем что-то из-за границы только в случае отсутствия отечественных аналогов. На самоокупаемость мы вышли в октябре 2014 года, спустя 2,5 года после начала проекта.

Структура компании

В первый год работы предприятия я продолжал карьеру спортсмена, а в Тульской области у меня было доверенное лицо - управляющий. С мая 2014 года я непосредственно руковожу предприятием и работаю здесь. Наверное, в том числе благодаря моему участию и моим инициативам у нас сейчас идет активное развитие и серьезный рост продаж. Я как генеральный директор единолично управляю проектом, а самые важные решения мы принимаем совместно с партнерами.

«Моё волейбольное прошлое и моя известность как спортсмена пока явной помощи предприятию не приносят. Возможно, потому, что наша деятельность со спортом не связана»

Сейчас у нас появилась начальник отдела растениеводства, которая полностью управляет производством органического зерна. В ближайшее время появится начальник отдела переработки продукции, сейчас эти функции на мне. С приходом новых людей в нашу команду я рассчитываю больше сконцентрироваться на продажах и на развитии производства.

В компании работают около 30 человек на постоянной основе и еще до 10 сезонных рабочих (на посевную и уборочную кампании). По выходным мы не работаем, за исключением посевной и уборочной кампании.

Эко-стандарты и сертификация

Если бы мне кто-то в самом начале составил перечень нормативных документов, регламентирующих производство зерна и муки – не факт, что я бы во всё это ввязался. Перечень требований к производству просто ужасающий, при этом мы до сих пор узнаём что-то новое.

Продукт может называться органическим только при наличии действующего биосертификата на этот продукт. Сертификаты могут быть отечественные и иностранные. Из стратегических соображений мы выбрали российскую эко-сертификацию, у нас ее проводит компания «Эко-контроль».

Сертификация представляет собой очень жесткую проверку в режиме нескольких инспекций в год. Инспекторы проверяют, соответствуют ли производственные процессы предприятия требованиям экологических стандартов. Производство и переработка зерна сертифицируются отдельно. Речь идет именно о сертификации процессов, а не конечного продукта. В мире пока нет технологий, позволяющих присвоить «органический» статус какому-либо продукту по результатам лабораторных испытаний.

Сертификация отдела растениеводства – это обязательный осмотр всех полей, проверка складов на производстве, поставщиков, покупателей и т.д., а также общение с сотрудниками предприятия. Инспектор имеет право проверять любые технологические цепочки, включая бухгалтерию и документооборот. В результате этой комплексной проверки инспектор выносит решение о соответствии производственного процесса на данном предприятии экологическим стандартам.

Для прохождения сертификации нужно подать заявление. Далее необходимо подготовить документы, где дается подробная информация обо всех технологических процессах на предприятии, о поставщиках, покупателях и т.д. Сертифицирующий орган изучает все эти документы и назначает дату плановых инспекций. Также возможны и внеплановые, в соответствии с договором они могут быть проведены в любой день, в любое время дня и ночи. Они проводятся в том случае, если у проверяющих появляются какие-либо сомнения в экологическом качестве продукции.

На таком небольшом предприятии, как наше, проверка каждого из двух отделов (производство и переработка) обычно длится один день с утра до вечера. Иногда проверка отдела занимает два дня. Сертификация обходится нам в 2-2,5 тысячи евро в год.

Ассортиментная линейка

Изначально у нас была идея сделать органическую муку, и мы ее сделали в двух видах: органическая пшеничная и ржаная цельнозерновая. Потом вырастили голозёрный овёс, ячмень, а также полбу и спельту (зерновые культуры рода пшеничных). Сейчас мы производим 9 видов муки.

Потом появилась идея производить крупу. В этом отношении нам очень помогли советами жители поселений родовых поместий, а также люди, работавшие технологами на перерабатывающих комбинатах. Сейчас мы выпускаем 4 вида крупы, особенно хорошим спросом пользуется крупа из полбы и органическая манная крупа с отрубями. Всего у нас на данный момент выпускается 24 вида продукции.

«Мы хотим вывести на рынок продукт, который станет альтернативой макаронам. Но этот проект пока мы держим в секрете»

Клиенты

Клиентскую базу мы выстраивали постепенно. Сначала вышли на небольшие магазинчики натуральных (фермерских) продуктов, здорового питания, органической продукции и т.д. Наш основной рынок – это небольшие лавки в крупных городах, но ими мы не ограничиваемся. Несмотря на то, что мы производим продукцию с высокой себестоимостью, у нас достаточно широкая целевая аудитория. Это торговые сети, причем не только премиум-класса: и в обычном сетевом магазине может быть отдел органической продукции.

Среди клиентов - крупные переработчики, такие как Danone (производство детского питания), Myllyn Paras (производство каш и хлопьев), Puratos (производство хлебопекарных смесей). Также среди наших клиентов – церкви и монастыри, пекущие из нашей муки хлеб, родовые поместья и фермерские хозяйства, куда мы поставляем как готовую продукцию, так и семена (органические и редкие, которые мало у кого есть, типа полбы и спельты). Наша продукция распространяется не только по России, но и за границей, в Белоруссии и Казахстане.

Финансовые вложения

Я начинал проект на свои деньги, и вложения были постепенными. Так, отдел переработки появился у нас лишь спустя 2 года после начала работы отдела растениеводства. Потом к моему бизнесу присоединился партнер, Евгений Шифанов. Сейчас в развитие проекта включаются еще два партнера, Кирилл Морозов и Виталий Рыжов. Они привносят в проект, помимо финансовых средств, новые идеи и возможности. На данный момент в проект вложено около 2 млн. евро.

Сейчас мы начали пользоваться кредитами и займами, которые помогают нам развиваться. Конечно, нас интересуют только субсидируемые кредиты и займы (госкредиты с целью поддержки производства, прежде всего в агропромышленном секторе). В конце 2014 года мы брали микрозайм на очень выгодных условиях у комитета по предпринимательству и потребительскому рынку Тульской области. Кредиты нужны на посевную, на полевые сезонные работы, на развитие производства и оборудование.

В конце июля-начале августа начинается уборка – это очень жаркий период. За ним в сентябре пойдет озимая посевная. Август-сентябрь - для нас очень важные месяцы, мы «закладываем фундамент» под производство на весь следующий год. Количество зерна, которое мы можем в эти месяцы собрать и посеять, определяют всё дальнейшее производство.

«За последние 1,5 года мы увеличили оборот в 5-10 раз»

Основной объем продаж летом – поставка сырья для детского питания. В августе – пик сезонного спроса на органические семена. В сентябре начинается сезон, продажи по всем нашим целевым аудиториям растут. Как показывают результаты прошлого года, пик продаж стоит ожидать в декабре. Свой оборот за последние полтора года мы увеличили в 5-10 раз. Рекорд декабря-2014 по продажам мы перекрыли уже в апреле, следующий рекорд ожидаем до конца текущего года.

Маркетинг и продвижение

В этом отношении большую помощь нам оказывают наши партнеры. Например, компания «Лавка-Лавка», наш клиент, постоянно рекомендует нас журналистам. О нас были материалы в журналах «Афиша-Еда», «Домашний Очаг», Forbes, на популярной электронной площадке «Вкуссовет». Скоро должен выйти материал в журнале «Гламур». За подобное продвижение мы ничего не платим. Интерес СМИ не случаен, т.к. идея здорового питания становится сейчас всё более популярной, и людям интересно узнать, как производятся «правильные» продукты.

Мы очень активно участвуем в выставках и праздниках, это один из наших основных маркетинговых инструментов.

Ведем страницы в Facebook и «Вконтакте», но у нас даже нет сотрудника, который бы за это отвечал. Сейчас мы начинаем серьезно заниматься этим направлением. В компанию приходят новые партнеры, которые в этом разбираются. Один из них – Виталий Рыжов, владелец собственного пиар-агентства.

Моё волейбольное прошлое и моя известность как спортсмена пока явной помощи предприятию не приносят. Возможно, потому, что наша деятельность со спортом не связана. Но сейчас мы думаем о разработке функционального питания для спортсменов. Продукты из полбы и спельты очень хорошо для этого подходят. Здесь моя спортивная известность может послужить нам дополнительным преимуществом. 
                          Золото 2.jpg
Планы

С нашим сырьем можно увеличить ассортимент в два раза, и мы к этому стремимся. Сейчас активно обсуждается вопрос развития производства, уже есть план и технологические схемы.

Наш приоритет на ближайшее время – развитие отдела переработки. Это значит, что мы будем делать больше видов продукции (в том числе – с глубокой переработкой), интересных для потребителя. Расширение ассортимента произойдет уже в этом году. Самая ожидаемая новинка – органическая зеленая гречка и гречневая мука. Этот продукт пользуется широким спросом среди приверженцев здорового питания, а производит его на данный момент только одна компания в России. Продукт не потребует от нас глобальных технологических перемен – достаточно будет дооборудоваться машинами для производства зеленой гречки и муки из нее.

Далее в наших планах – продукты, прошедшие минимальную термическую обработку. В первую очередь речь идет о хлопьях и суповых наборах. Мы также хотим вывести на рынок продукт, который станет альтернативой макаронам. Но этот проект пока мы держим в секрете.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
Все материалы