Рубрики:
  • Идеи для бизнеса
  • Кейсы
  • Маркетинг
  • (Нет голосов)

Как в Сибири развивается бизнес реалити-квестов

Прочтёте за 6 мин.
19 августа 2015

Реалити-квесты в крупных городах России растут как грибы после дождя. Этот бизнес быстроокупаемый, но высококонкурентный

Реалити-квесты - аналог компьютерных игр жанра escape the room («побег из комнаты»), перенесенный из онлайна в реальность, - относительно новый и быстрорастущий бизнес. Разобраться в нюансах этого бизнеса можно на примере Барнаула – одного из крупнейших городов Сибири и столицы Алтайского края, где формат реалити-квестов быстро набирает обороты. О том, чем такой бизнес привлекает предпринимателей и как дальше будет развиваться эта индустрия, рассказал портал altapress.ru.
Досье

Реалити-квест — это игра в локации (одной или нескольких тематически связанных между собой комнатах). Все предметы в них можно открывать, передвигать, использовать для решения головоломок. Основная задача — решить все загадки и выбраться из комнаты. Подсказки и ключи могут быть спрятаны в предметах мебели, зашифрованы в надписях на стенах. При прохождении игры не нужна физическая сила, а только смекалка.

Квест-бум 
Взаперти.jpg
Реалити-квест "Взаперти". Фото: vk.com/vzaperti_brn.
 
Реалити-квесты появились в Барнауле во второй половине 2014 года, и свою роль в этом процессе сыграл успешный опыт соседнего Новосибирска. За это время открылось четыре фирмы, которые занимаются организацией таких игр.

Идея закрывать людей в комнате и брать за это деньги была реализована еще в 2006 году почти одновременно в США, Японии и Китае. В 2013 году открылась первая квест-комната в Москве, далее подключились другие города России. В октябре 2014 года первый квест открылся в Барнауле.

Сюжет игры может быть разным, но суть всегда одна - за час командой (обычно от двух до четырех человек) нужно разгадать все загадки и найти выход из запертой комнаты. Для этого в помещении спрятаны подсказки, тайники, коды, ключи.

Популярность такого вида развлечений объясняется возможностью испытать совершенно новые эмоции. Всплеск популярности реалити-квестов сравним с тем, что несколько лет назад пережили городские квесты «Ночной дозор» и Encounter, задача которых - первым добраться до цели, используя подсказки, спрятанные в разных частях города. Например, создатели барнаульского квеста «Открой дверь» Дмитрий Борисов и Юрий Онькин сами «повзрослевшие» игроки в «Ночной дозор».

В день одна закрытая комната может принять 8–10 команд.
В одну локацию в Барнауле приходит 30–70 команд в месяц.

Для предпринимателей этот бизнес привлекателен быстрой окупаемостью. Если судить по опыту крупных городов, вложения в открытие возвращаются за 3–4 месяца. По быстроте окупаемости его можно сравнить только с не менее активно развивающимся рынком кальянных, вложения в которые, по словам владельцев, отбиваются за полгода.

К тому же перед глазами у предпринимателей вдохновляющий пример - сейчас создатели первого в России квеста «Клаустрофобия» зарабатывают больше 20 млн. рублей в месяц (в том числе на продаже франшизы).

Поэтому рынок растет удивительно быстро. Например, в соседнем с Барнаулом Новосибирске за год появилось 30 проектов (42 локации).

По франшизе и без

 В Барнауле сейчас работает четыре проекта с семью локациями: два местных — «Взаперти» и «Открой дверь» и два франчайзинговых — новокузнецкая «Паранойя» и новосибирский «Выход», франшизы которого в городе уже две. Все они сейчас планируют открытие новых локаций. Анонсируют скорое открытие в городе два столичных реалити-квеста — «Ловушка» и «Интуиция».

Первооткрывателями этого рынка в Барнауле стали отец и сын Игорь и Евгений Кобзевы, а также их друг Михаил Меламед, которые придумали квест «Взаперти». Причем до того как открыть первую комнату, только один из них проходил подобные квесты в столице. 

Игорь Кобзев, предприниматель:
"Сначала я вообще не понимал, что такое реалити-квесты. Это был риск, потому что когда мы заходили на рынок, здесь ничего подобного не было. Теперь я считаю, что он был оправдан".

Его деятельность никак не связана со сферой развлечений. Его бизнес — оптовые продажи продуктов и грузоперевозки. Но он рискнул поддержать идею сына. Сегодня у «Взаперти» три квеста - «Шерлок Холмс», «Психбольница» и «Тайны египетских пирамид». 


«Сначала мы хотели купить франшизу первого и самого крупного российского квеста — «Клаустрофобии». Но когда узнали, что за 300 тысяч рублей они лишь проконсультируют по выбору места, предоставят сайт и право называться так, то решили создать квест самостоятельно. В итоге за эти же 300 тысяч создали первую локацию», — рассказывает Игорь.

Теперь владельцы и сами продают франшизы, но на более выгодных условиях: дают в подарок первый сценарий. О старте франчайзингового проекта они объявили в марте, а уже в апреле успели продать франшизы в Томск, Усть-Каменогороск и Новосибирск. Ведутся переговоры с бизнесменами из Алма-Аты.

По тем же причинам, что и «Взаперти», отказались от франшизы создатели проекта «Открой дверь».

Открой дверь.jpg
Реалити-квест "Открой дверь". Фото: открой-дверь.рф.
 
«Потолкались по франшизам, поняли, что нет смысла их брать: мы сами можем все организовать, поэтому переплачивать незачем. Как правило, франчайзи предлагает готовый сценарий, красивую надпись на стену и сайт. При этом франшиза стоит 150 тысяч рублей. Но там обязательно нужно покупать пакет со строительством локации, поэтому сумма увеличивается до полумиллиона»,— говорит Дмитрий Борисов. Первая локация «Открой дверь» обошлась примерно вдвое дешевле.

Стоимость прохождения реалити-квеста в Барнауле 1600–2000 рублей.

Владельцы первой франшизы «Выхода» — два друга из Новосибирска Эдуард Степанов и Анатолий Абрамов — выбрали этот путь, так как бренд уже успел прославиться в столице Сибири. Во многих городах знают, что квесты «Выхода» — всегда высокое качество. Они говорят, что покупка франшизы помогла избежать многих подводных камней. Но сыграть на имени пока не получилось: барнаульцы просто еще не успели узнать, что такое реалити-квест «Выход», поэтому после запуска второй локации они планируют сделать упор на рекламу и увеличение узнаваемости.

Не конкуренты, а коллеги

 Далеко не все барнаульцы понимают, что из себя представляют реалити-квесты. «Люди только распробуют эти развлечения, потому что появились они совсем недавно. Многие просто не знают, что есть такой аналог походу в кино или компьютерной игре», — говорит один из владельцев квеста «Паранойя» Евгений Петров.
Паранойя.jpg
Реалити-квест "Паранойя". Фото: pqpqpq.ru. 
 
«Сейчас каждый делает одно дело — развивает рынок реалити-квестов, работает на их популярность. Если здесь кто-то хорошо раскручивается, то это работает в плюс всем организациям», — уверен Эдуард Степанов.

Его слова подтверждают и другие участники рынка. «Чаще всего, если человеку понравилось в одном квесте, то он обязательно придет во второй. Поэтому здесь конкуренции нет. Мы, наоборот, заинтересованы в том, чтобы открывались новые качественные локации, чтобы как можно больше людей узнавали о реалити-квестах», — говорит Петров.

На создание комнаты у барнаульских предпринимателей в среднем уходит 2–3 месяца и от 200 до 400 тысяч рублей. Не меньше времени, чем на ремонт и оборудование помещения, нужно на создание сценария и продумывание всех деталей. Самую дорогую локацию сейчас строит «Выход». По словам Эдуарда Степанова, это будет самая технически оснащенная закрытая комната города. Многие детали организаторы заказывают из Москвы и Санкт-Петербурга.

Вообще, квесты — самый настоящий хэнд-мейд. Все предприниматели делают комнаты самостоятельно от начала и до конца, привлекая подрядчиков только на отдельные работы.

Доходы впереди

Пока большой прибыли барнаульским предпринимателям такой бизнес не приносит — вся она идет на развитие и арендную плату. Аренда съедает большую часть прибыли, притом, что расположение на красной линии для квеста имеет не первостепенное значение — играть в них идут целенаправленно. А расположение в подвалах даже на руку — придает больше таинственности и создает особую атмосферу.

Больше всего это бремя чувствуют те, кто пока открыл только одну комнату. «На оплату аренды уходит весь доход от первой локации. С открытием второй, я надеюсь, будем работать в какой-то плюс», — говорит Евгений Петров.

Из-за того, что барнаульцы играют в квесты еще не так активно, как жители других городов, срок окупаемости одной локации увеличивается. «Думаю, что если проект окупится в течение года, то будет нормально. Не скажу, что этот бизнес приносит сверхприбыль», — продолжает Евгений.

Основная целевая аудитория у квест-развлечений на данный момент — молодые люди от 20 до 35 лет.


Владельцы «Выхода»" рассчитывают, что вложенные в локацию средства окупятся за полгода. «Взаперти» говорят, что окупается одна локация примерно за три месяца, но приносить доход этот бизнес начинает, только когда появляется третья комната.

К тому же с открытием второй и третьей локаций квестеры могут предлагать свои услуги для проведения корпоративов, которым важна большая проходимость. На эту нишу нацелены сейчас все игроки, и первые шаги здесь уже делает «Взаперти».

«Мы начали заниматься этим, когда открылись две локации. Пока те, кто проводит корпоративы, плохо знают о таком направлении. Только 10–15% от играющих у нас — это коллективы. Мы хотим эту долю увеличивать. Для этого важно, чтобы в 1–2 часа прошло максимальное количество игроков. С появлением третьей локации проходимость увеличится до 12 человек в час», — рассказывает Игорь Кобзев.

Сейчас квестеры продвигают свои услуги в основном через социальные сети, работу с вузами и рекламу в СМИ. Основная целевая аудитория у такого вида развлечений на данный момент — молодые люди от 20 до 35 лет. Но уже есть тенденция увеличения этого возраста. Как отмечают владельцы «Взаперти», в последнее время к ним стали ходить семьи, а также люди до 55 лет. «Это люди, которые хотят не только побегать, но и подумать, хотят получить новые эмоции. Им наскучили походы в кино», — говорит Евгений Петров.

«Взаперти» стремятся и дальше быть первыми на рынке. В планах у них, кроме открытия новых локаций и продажи франшиз, создание мобильных локаций для большого числа участников, также «Взаперти» в начале лета шагнет в один из городов края.

«Рынок развивается стремительно, и нельзя дремать. Чтобы остаться на нем, нужно создавать больше интересных локаций», — говорит Игорь Кобзев.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Все материалы