Рубрики:
  • Маркетинг
  • Персоны
  • (Нет голосов)

Digital-маркетинг: опыт выживания в нестабильной среде

Прочтёте за 3 мин.
29 сентября 2015

Agile-эксперт Владимир Завертайлов – об организации маркетинговой работы по принципу «коротких этапов»

IT-инструменты, которые использует студия "Сибирикс"

  • Xcode
  • API Android
  • 1C:Бухгалтерия
  • 1С-Битрикс

Устаревший дизайн, неповоротливые и дорогие программисты и даже жалобы пользователей - все это готов терпеть бизнес в стабильной среде, если digital-инфраструктура генерирует достаточный поток прибыли. Но все резко меняется, когда денежный поток слабеет или становится нестабильным. С другой стороны, именно в нестабильной ситуации срезаются маркетинговые бюджеты, что напрямую бьет по digital-активностям компании. Тут же появляются шарлатаны из медиа, призывающие экономить на всем, кроме рекламы. Их мотивация - хоть как-то подстегнуть продажи дорогих и неэффективных баннеров или эфирного времени. Но нужно ли нам это все?

Досье

Владимир Завертайлов, директор по интеграции бизнес-процессов полносервисного digital-агентства Spyk, специализирующегося на agile-маркетинге и объединяющего в себе три главных экспертизы – креатив/брендинг, веб-продакшн, интернет-маркетинг. Среди клиентов компании: Adobe Systems, 2GIS, «Ростелеком», Logitech, Cisco и др. Основные производственные мощности компании расположены в Сибири, клиентский офис находится в Москве.

Неопределенность бьет по голове 

Наша задача - организовать развитие digital-инфраструктуры в нестабильной среде, когда маркетинговый план может быть пересмотрен и изменен не раз в год, а в любой момент. И хотя все компании в общем как-то справляются с неопределенностью, конкретных людей, которые вынуждены принимать решения, она очень сильно бьет по голове.

В этой небольшой статье я собрал приёмы и техники, которые может взять на вооружение глава небольшой компании или директор по маркетингу для успешной работы в постоянно меняющейся среде. Изложенные здесь практики подтверждены опытом лучших команд и пришли из смежной среды - разработки программного обеспечения. Именно здесь работа с постоянно меняющимися требованиями наиболее изучена и, по сути, стала стандартом отрасли.

Главные факторы неопределенности

Будни главы небольшой компании или директора по маркетингу - ежедневное решение уравнения с тремя переменными.

  • Что делать? Что действительно принесет пользу? Какие новые каналы попробовать? Как рынок отреагирует на изменения? 

  • В какие сроки нам нужно то или иное изменение digital-инфраструктуры? Что важно, а что можно отложить на потом? 

  • Бюджет. Далеко не всегда известно, получит ли отдел маркетинга тот бюджет, на который он рассчитывает. 

Воруем идеи 

Одна из сфер, в которой ничуть не меньше неопределенности, чем в маркетинге - создание программного обеспечения. Так сложилось из-за стремительно меняющихся технологий.

Исторически программы создавались по методу «водопада». Сначала задача долго и тщательно анализировалась, затем создавалось монументальное техническое задание (аналог - тщательно разработанный маркетинговый план на пару лет вперед) и разрабатывался не менее монументальный софт. После этого часто выяснялось, что программа уже никому не нужна - рынок давно изменился. Бюджет и время потрачены. 

В процессе эволюции производители программного обеспечения стали запускать проекты короткими этапами (спринтами). Каждую пару недель заказчику поставляются новые версии разрабатываемой программы. При этом за ним сохраняется право как угодно отклоняться от первоначального плана. Такая методология получила имя Agile (от англ. «гибкий», «ловкий»). Наиболее популярный среди гибких техник - Scrum-подход. 

Scrum (от англ. «рывок») - принципы разработки, позволяющие в жёстко фиксированные и небольшие по времени итерации предоставлять конечному пользователю работающую программу с новыми возможностями. Эти возможности реализуются по списку приоритетов.

Идея Agile в маркетинге проста: в условиях высокой неопределенности работа по продвижению продукта организовывается в виде микро-проектов со своими конечными сроками, целями, приоритетами и бюджетами. Проектная работа организуется спринтами - периодами активной работы с перерывами на рефлексию и анализ результатов. 

Техническая сторона 

Чтобы понять, как это все применяется в маркетинге, нужно обратиться к маркетинговым задачам. Они появляются из следующих источников: 

  • аналитика онлайн-кампаний;
  • обратная связь от пользователей;
  • отчеты о рекламных кампаниях оффлайн;
  • исследования рынка;
  • внутренние события компании. 

Основополагающий момент, без которого можно не продолжать - абсолютно все задачи по маркетингу должны фиксироваться в едином документе. И ни в коем случае не в разрозненных почтовых переписках с кучей адресатов в копии, записках на клочках бумаги и sms.

В программной инженерии такой документ называется бэклог. В нем будут сохраняться все идеи, хотелки, пожелания и предложения от потребителей и сотрудников, которые можно применить онлайн или оффлайн.

agile-marketing.jpg

Бэклог можно вести в любой привычной системе управления документами - например, Google Docs, если это принято в компании. Важно, чтобы вы были его владельцем, а все заинтересованные в проекте лица могли свободно просматривать файл. 

Приоритезация задач

Итак, бэклог формируется по ходу поступления идей. Ничего не теряется. Пришло время для планирования бюджета. Для этого нужно сделать следующее:

  • получить оценки по каждой задаче от ответственных сотрудников (разработчиков);

  • расставить приоритеты так, чтобы самые важные задачи с точки зрения бизнеса оказались вверху списка.

Есть пункты списка, по которым невозможно получить точную оценку без аналитики. Например, задача сформулирована нечетко. А такое обязательно случается: бэклог формируется второпях, и в него скидываются все идеи без малейшей обработки. Ничего страшного. Можно работать с приблизительными оценками. 

Вам не нужно слишком сильно погружаться в детали каждой задачи. Приоритетными являются пункты из верхней части бэклога. Вот их стоит проработать. Нам нужна фокусировка на небольшом списке наиболее важных с точки зрения бизнеса задач. 

Гибкое планирование бюджета 

Оценки получены, приоритеты расставлены. Осталось узнать, сколько денег дадут маркетингу в этом учетном периоде. Например, квартале или месяце. А дальше - отрезать от бэклога верхнюю часть задач, на которые хватает денег. И отдать их в разработку. А пока работа выполняется, можно анализировать, думать и готовить задачи на следующий спринт.

Чем короче интервал планирования – тем выше гибкость. Но периоды меньше месяца -неэффективны. Они требуют больших временных затрат на обсуждение и не позволяют собрать достаточно обратной связи. Слишком длинные периоды лишают бизнес необходимой ему гибкости. 

Форс-мажоры 

Периодически приходится тушить пожары, без анализа и планирования. Например, если конкуренты заказали атаку на ваш сервер, эта проблема не будет ждать. Никаких бэклогов, приоритетов и планирования, все всё быстро бросили и бегаем с ведрами! В процессе нужно оставлять себе возможность для маневра. 

Но если форс-мажорных ситуаций будет более 5%, вместо спокойной и разумной работы вы будете заниматься только тушением пожаров. 

Ретроспективы 

Иногда нужно оглядываться назад, чтобы двигаться вперед. Время от времени вы должны просматривать результаты предыдущего этапа. Удобно это делать с вашим digital-подрядчиком. Вы проходитесь по списку выполненных задач, анализируете его и обсуждаете плюсы и минусы, которые выявили. Плюсы можно усилить, минусы - нейтрализовать конкретными действиями. Запишите их в бэклог, чтобы затем реализовать в порядке приоритетности.

Эффект некоторых маркетинговых активностей заметен только через определенное время. При этом важно не забывать о них и разбираться, какие из ваших действий привели к результату. 

Подведем итоги 

Основная идея гибкого подхода к организации маркетинговой деятельности - организация работы небольшими этапами (спринтами), задачи для которых выбираются на основе текущих бизнес-приоритетов.

Этапы внедрения гибкого маркетинга в компании выглядят так:

  • Формирование списка идей и пожеланий.

  • Определение небольшого объема наиболее приоритетных задач.

  • Отправка приоритетных задач в работу в соответствии с выделенным бюджетом.

  • Получение результата от подрядчика или собственной команды. 

  • Внедрение.

  • Сбор обратной связи.

  • Анализ откликов и проделанной работы. 

  • Выявление плюсов и минусов.

  • Планирование следующих действий.

В основе Agile-подхода лежит простой здравый смысл. Общие принципы были сформулированы нами в 2010 году и оформлены в Agile-манифест для маркетолога. Главное, что можно применять сразу - разделение общего процесса на много маленьких этапов, четкие приоритеты и анализ обратной связи.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Маркетинг Пять трендов контент-маркетинга и SEO в 2018 году 19 января
    Пять трендов контент-маркетинга и SEO в 2018 году
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Солнце в коробке: как заработать на доставке овощей и фруктов 19 января
    Солнце в коробке: как заработать на доставке овощей и фруктов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес на грязи: как заработать на испачканных кроссовках 18 января
    Бизнес на грязи: как заработать на испачканных кроссовках
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Рекрутируем фрилансеров: как эффективно делегировать задачи внештатникам 18 января
    Рекрутируем фрилансеров: как эффективно делегировать задачи внештатникам
    Прочтёте за 3 мин.
  • Кейсы Обязанности без прав: как не нужно проводить тендеры на услуги SEO 17 января
    Обязанности без прав: как не нужно проводить тендеры на услуги SEO
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Гнуть металл, ковать железо: как заработать на скульптурах и памятниках 17 января
    Гнуть металл, ковать железо: как заработать на скульптурах и памятниках
    Прочтёте за 4 мин.
  • Кейсы Впасть в детство: как IT-проект Hello Baby пробивает себе дорогу на мировой рынок 16 января
    Впасть в детство: как IT-проект Hello Baby пробивает себе дорогу на мировой рынок
    Прочтёте за 8 мин.
  • Менеджмент Репутационный менеджмент: как отразить атаку на ваш бизнес 16 января
    Репутационный менеджмент: как отразить атаку на ваш бизнес
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес на костях: как заработать на человеческих органах из пластика 15 января
    Бизнес на костях: как заработать на человеческих органах из пластика
    Прочтёте за 3 мин.
  • Кейсы История одного факапа: почему не «взлетело» мобильное приложение по поиску скидок 15 января
    История одного факапа: почему не «взлетело» мобильное приложение по поиску скидок
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Не только тесто и начинка: как автоматизация сделала «Додо Пиццу» успешной 12 января
    Не только тесто и начинка: как автоматизация сделала «Додо Пиццу» успешной
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Дышите глубже: как устроена система мгновенной диагностики лёгких 12 января
    Дышите глубже: как устроена система мгновенной диагностики лёгких
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Запускаем фитнес-клуб: зачем продавать карты за несколько месяцев до открытия 11 января
    Запускаем фитнес-клуб: зачем продавать карты за несколько месяцев до открытия
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса 11 января
    Стартапы-2017: как прошёл бизнес-год у новых проектов. Часть II
    Прочтёте за 8 мин. Стартапы-2017: как прошёл бизнес-год. Часть II
  • Маркетинг Digital-маркетинг: пять ошибок, которые приводят заказчика в агентство 10 января
    Digital-маркетинг: пять ошибок, которые приводят заказчика в агентство
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Мальчики на футбол, девочки на танцы: как заработать на спортивных детских школах 10 января
    Мальчики на футбол, девочки на танцы: как заработать на спортивных детских школах
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса 09 января
    Стартапы-2017: как прошёл бизнес-год у новых проектов. Часть I
    Прочтёте за 8 мин. Стартапы-2017: как прошёл бизнес-год
  • Маркетинг Смартфоны рулят: пять важных трендов мобайла 09 января
    Смартфоны рулят: пять важных трендов мобайла
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса 08 января
    Малый бизнес для маленьких: семь историй о бизнес-проектах для детей
    Прочтёте за 3 мин. Малый бизнес для маленьких: семь историй о бизнес-проектах для детей
  • Идеи для бизнеса 07 января
    Красота спасёт мир: шесть бизнесов, которые делают нашу жизнь ярче
    Прочтёте за 3 мин. Красота спасёт мир: шесть историй о бизнесах, которые делают нашу жизнь ярче
Идёт загрузка материалов