Команда профессиональной web-студии – сложный организм, который её основателям или руководителям приходится долго и упорно выращивать. И этот процесс непрерывный – специалистов, наработавших достаточный опыт, тут же переманивают более высокой зарплатой крупные компании. О том, без каких сотрудников не обойтись успешной web-студии и как их удержать в проекте, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказали совладельцы компании «Ананас» Егор Таланцев и Евгений Гавриляк.
Егор Таланцев и Евгений Гавриляк – предприниматели из Екатеринбурга, основатели web-студии
«Ананас». Егору 25 лет, он окончил Институт радиоэлектроники и информационных технологий при УрФУ. Евгению 30 лет, он окончил Уральский финансово-юридический институт. Компаньоны познакомились во время работы в компании по поиску и подбору запчастей. Студию «Ананас» открыли в 2015 году. Сейчас её годовой оборот – около 20 млн. рублей, в команде – 20 сотрудников.
Распространённая практика, когда в web-студии помимо штатных сотрудников работают стажёры. С их поиском проблем нет, потому что профессия разработчика IT-продуктов сегодня крайне востребована. Овладеть ей стремятся даже те, кто ранее никогда не занимался программированием.
Условия успешного прохождения стажировки и её срок руководство каждой web-студии определяет самостоятельно. Также от решения руководства зависит, является стажировка оплачиваемой или нет. От стажёра всегда требуются зачатки способностей к написанию кода и мотивация.
Многие стажёры готовы работать бесплатно ради приобретения опыта. Мы же считаем, что любой труд должен оплачиваться, поэтому стажёры у нас получают небольшой оклад. Чтобы пройти практику, новичок должен выполнить ряд задач – настоящих, рабочих, только не горящих. Даже если что-то не получилось, но стажёр проделал реальную работу над ошибками, испытание считается пройденным.
Мотивированных людей обычно сразу видно. Однажды, например, к нам на стажировку пришел сотрудник РЖД – помощник машиниста поезда. Он был буквально влюблён в программирование, основы постиг сам и показал хорошие результаты. В итоге стал разработчиком.
Противоположный пример – молодой человек, приехавший в Екатеринбург из Африки. По специальности он преподаватель французского, но захотевший попробовать себя в программировании. За три месяца стажировки он тратил больше усилий на уроки языка для коллег, а не на свои прямые обязанности. С ним у нас дальнейшего сотрудничества не получилось.
Разработчики – ядро и движущая сила web-студии. Но функции у них разные. У любого сайта или мобильного приложения всегда есть внешний интерфейс, с которым взаимодействует конечный пользователь, а также программно-аппаратная (внутренняя) часть – её пользователь не видит.
Например, чтобы вызвать такси через любое приложение, нам достаточно ввести начальный и конечный адрес и подтвердить заказ – начнётся поиск автомобиля. Но на каких алгоритмах это построено или какая программа отвечает за списание оплаты за поездку с карты, мы не знаем. За создание обеих частей приложения – интерфейса и внутренней «начинки», отвечают разные программисты: frontend- и backend-разработчики. Внутри каждая из этих групп делится на три профессиональных уровня:
- джуниор (junior);
- миддл (middle);
- сеньор (senior).
Разработчики уровня junior – это специалисты начального уровня. Но не стоит думать, что такой сотрудник является совсем уж «зелёным» новичком. Напротив, он, как правило, имеет профильное высшее образование, владеет несколькими языками программирования, знает теорию – и потому может вполне эффективно решать типовые рабочие задачи.
Middle-разработчик – «золотая середина». Он обладает более полным видением всего продукта в целом, совершает меньше ошибок, потому что может их прогнозировать. Что важно – его код менее запутанный (сложный код – признак как раз новичка). Он может выполнять обзор кода и его оптимизацию, оценивать время, необходимое на решение той или иной задачи и т.п. Другими словами, ошибки джуниора для него уже пройденный этап.
Senior – это уже эксперт. По сути, он является руководителем всего процесса разработки – организует работу внутри команды, распределяет задачи, задаёт направление развития проекта и т.д.
У web-студии есть два пути привлечения разработчиков в команду. И оба со своими подводными камнями. Реальность такова: на рынке труда много потенциальных стажёров и разработчиков-джуниоров. Но свободных мидлов и сеньоров на нём – единицы. И они недёшевы. Если смотреть по функционалу, на рынке довольно много frontend-специалистов, тогда как backend’ов крайне мало.
Для сравнения: на вакансию frontend-разработчика мы получаем в среднем по 40-50 откликов, а на вакансию backend’а – 6-7. Среди первых очень много джуниоров, причём условных – закончивших краткосрочные курсы. Проблема таких курсов в том, что всё обучение сводится к примитивному копированию действий наставников, и разработать что-то самостоятельно человек не может. И это нужно уметь отследить при собеседовании, а лучше до него.
Следует смотреть, что специалист заканчивал, какие у него есть наработки, поэтому подбор frontend-разработчика всегда сильно затягивается, хоть их и много на рынке. Среди backend’ов, как правило, больше мидлов и сеньоров, то есть людей довольно опытных, но их-то как раз на рынке почти нет.
Если ты профессионал, на тебя всегда большой спрос, и ты не сидишь без работы. Либо открываешь свою студию, либо трудишься в крупной корпорации, которая легко может платить совершенно не рыночную зарплату в размере нескольких сотен тысяч рублей в месяц.
Понятно, что привлекать миддлов и сеньоров – дело дорогостоящее. Для небольшой и даже средней по размеру web-студии это непросто: оплата труда таких специалистов закладывается в стоимость разработки продукта, что снижает его доступность для основного сегмента заказчиков – малого и среднего бизнеса, стартапов и т.д.
Дизайнер в web-студии – отдельный профессионал, который отвечает за готовый вид приложения, то есть за графическое оформление и функциональность пользовательского интерфейса (User Experience или UX-дизайн). Кнопки, пиктограммы, линии, шрифты, цветовая гамма и т.д. должны соответствовать концепции приложения, передавать определённое настроение, правильно позиционировать бренд заказчика.
Крайне важно и то, чтобы конечный пользователь мог взаимодействовать с приложением быстро и просто, на интуитивно понятном уровне. Особенно, если оно создаётся для b2c-клиентов: в этом сегменте даже слишком сложная регистрация или лишнее действие при покупке могут привести к тому, что приложением никто не будет пользоваться, тем более платно. Его просто удалят сразу после скачивания.
Чаще всего такое происходит, когда у создателя приложения отсутствует дизайнер, а его функции возложены на frontend-разработчика. Разработчику достаточно сделать кнопку и убедиться, что она действует. Всё, таков его функционал. Где расположена эта кнопка, удобно ли на неё нажимать – разработчик над этим часто просто не задумывается, поэтому приложение выходит неудобным в использовании. Разработчик – это не дизайнер!
Наличие менеджера проекта – признак серьёзной web-студии. Менеджер выступает буфером между заказчиком и командой разработчиков, то есть он важен так же, как переводчик на переговорах о сделке между компаниями из разных стран.
Менеджер проекта находится в постоянной коммуникации с клиентом студии, получает от него техническое задание, доносит его до программистов на понятном им языке. А встречные идеи и предложения программистов, наоборот, грамотно излагает клиенту.
Кроме того, менеджер проекта владеет навыками бизнес-аналитика. Он может приехать в офис к заказчику, погрузиться в нюансы работы его компании. Это важно, например, если необходимо автоматизировать какой-нибудь бизнес-процесс через приложение. И такое плотное общение происходит в течение всего процесса разработки – от согласования промежуточных результатов до сдачи готового проекта. В итоге заказчик получает продукт, который точно работает.
С наймом менеджера проекта те же проблемы, что и с привлечением разработчика уровня миддл или сеньор. Свободного профи очень трудно найти на рынке – как правило, студии выращивают его сами. Кто покрупнее – может позволить себе всё тот же хантинг.
В штате профессиональной web-студии обязательно есть тестировщики, потому что сам по себе процесс тестирования программного продукта является одним из ключевых этапов разработки. При этом люди, далёкие от IT, часто воспринимают позицию тестировщика в компании как стартовую, с которой начинается карьера программиста. Но это не совсем так.
Тестировщик – не стажёр, это отдельная специальность и профессия, где тоже есть свои джуниоры, миддлы и даже сеньоры. Опытный тестировщик, конечно, может владеть навыками программирования. Чаще всего он использует их для автоматизации своей работы, создавая специальные программы.
Почему тестировщик рассматривается как начальная, очень простая должность, поработав на которой можно перейти как бы на следующий этап – стать разработчиком? Во-первых, многие web-студии именно так её и позиционируют для соискателя, чем, на наш взгляд, вводят его в некоторое заблуждение. Подобный переход, конечно, возможен, но он не обязательно происходит.
Вот как это работает у нас. Случается, что к нам приходит человек, который точно хочет развиваться в IT, но ещё не определился с конкретным направлением. Тогда мы на период стажировки можем поставить его тестировщиком, при этом даём возможность параллельно экспериментировать с другими задачами.
Если видим, что у него неплохо получается проектировать UX-интерфейсы или писать код, и ему это очень интересно, то можем перевести в разработчики или дизайнеры. Бывает, получается мультиспециалист – тестировщик, способный подменять коллег из других направлений при необходимости. Рабочий процесс не тормозится.
Вообще любая компания, создающая программные продукты, заинтересована в том, чтобы тестировщик оставался на своей позиции постоянно, повышая профессионализм. Если обещать ему непременную карьеру разработчика, он будет меньше ориентирован на качество и рост. Этого трудно достигать в деле, которое воспринимаешь как временное.
Поскольку нанять разработчика уровня миддл или синьор сложно и дорого, большинство web-студий вынуждены их выращивать. Профессиональный рост идёт через наставничество. Стажёры и программисты-джуниоры наблюдают за тем, как пишут код миддлы и сеньоры, стараются перенять их опыт.
Чтобы избежать практики бездумного копирования, применяются регулярные code-rewiew (обзоры кода): разработчики собираются вместе, и опытные сотрудники комментируют сделанное новичками, указывая на удачные моменты и разбирая ошибки. Так, участвуя в каком-либо проекте, разработчик получает возможность повышать свой уровень.
У нас стажёр становится программистом-джуниором за три месяца. А переход в категорию миддл занимает в среднем 1,5-2 года. Скорость роста зависит от сложности проекта: можно несколько лет делать лендинги, постепенно изучая что-то новое, а можно работать на интересном проекте и за год стать хорошим миддлом, обучаясь у коллег. Плюс мы покупаем образовательные материалы, в том числе на английском языке, периодически проводим учебные сессии.
Самая трудная задача – стать сеньором. Отличный программист может оказаться совершенно никаким руководителем команды. Либо студия занимается достаточно простыми проектами, работая на которых достигнуть уровня эксперта невозможно.
Наставничество для web-студии важно и потому, что позволяет хоть как-то защищаться от хантинга сотрудников крупными компаниями. У вас профессиональная студия, вы растите хороших, опытных разработчиков. А потом приходит условный «Сбер» или большая иностранная компания – и переманивают сотрудника. Это обидно, и мало что можно с этим сделать. Каждый год мы таким образом теряем десятую часть команды. Зарплаты у нас рыночные, но всё-таки несколько сотен тысяч рублей в месяц мы разработчику платить пока не можем, даже если он сеньор.
По этой же причине не можем хантить сами, а раз так – растим профессионалов и стараемся удержать их хотя бы от перехода к конкурентам одного с нами уровня. Стараемся, чтобы пока сотрудник обучается у коллег, он проникался особым отношением к коллективу, находил себе друзей. Так уйти становится сложнее.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».