Сфера торговли находится в режиме перманентных изменений. Они связаны с развитием технологий, новыми требованиями законодательства, поведением потребителей и другими факторами. Компаниям, ведущим продажи, необходимо учитывать происходящие изменения, чтобы не потерять клиентов, не отстать от конкурентов и не нарушить закон. О том, какие тренды в сфере торговли будут актуальны в 2024 году и как им следует торговое IT-решение от «1С», рассказала Валерия Молоканова, руководитель группы практик автоматизации торговли в фирме «1С».
Валерия Молоканова – руководитель группы практик автоматизации торговли в фирме «1С».
Более широкое применение маркировки. В России уже подлежат обязательной маркировке 19 товарных категорий. Ещё 17 категорий находятся в режиме эксперимента. Вполне возможно, скоро не останется таких товарных категорий, которые бы не попадали под маркировку.
Новый режим работы с маркировкой. В 2024 году рынок торговли получил от законодателей новинку – так называемый разрешительный режим. Он предполагает, что маркируемый товар должен быть проверен в онлайне. То есть не в уведомительном режиме, как раньше, а онлайн должно быть получено разрешение на его продажу от системы «Честный знак». Безусловно, это накладывает на весь процесс торговли определённые изменения. Пока что разрешительный режим введён только для пива и для крупных товарных сетей. Но уже осенью это коснётся всех остальных участников рынка.
Рост объёмов продаж на маркетплейсах. Те, кто занимаются торговлей, либо уже используют онлайн, либо думают о нём, либо скоро начнут задумываться. Если говорить о структуре рынка ecommerce, то здесь безусловными лидерами являются маркетплейсы, причём крупнейшие. Их доля продолжает расти.
Снижение среднего чека в онлайне. Несмотря на рост числа заказов в интернете, стоимость одного заказа, то есть средний чек, падает. Это говорит о том, что компаниям, которые занимаются интернет-торговлей, нужно снижать затраты на отработку каждого заказа.
Применение искусственного интеллекта. Его активно используют пока лишь в крупных компаниях. Но понятно, что это те технологии, которые будут менять процессы, связанные с торговлей.
Напомню, что такое «1С:Управление торговлей». Это программный продукт, который предназначен для автоматизации торговых компаний любого размера, которые хотят детально управлять своими процессами. В программе автоматизирован весь процесс работы с товаром, начиная от планирования закупок до работы с остатками, ценами, клиентами и так далее.
Мы меняем наш продукт в соответствии с трендами рынка торговли. Он соответствует новым требованиям законодательства. У нас регулярно происходят изменения в части пробития чеков и заполнения УПД (универсальный передаточный документ).
Появились новые электронные документы, которые пока не являются обязательными. Но они уже используются крупными компаниями и, скорее всего, со временем, станут обязательными. В частности, это электронный акт сверки взаиморасчётов. Пользователи «1С:Управления торговлей» могут уже сейчас попробовать работать с этим документом. Лучше привыкать к нему постепенно, чем когда будут введены обязательства по его использованию для всех в сжатые сроки.
Мы поддерживаем «разрешительный режим» маркировки во всех конфигурациях нашего программного продукта. Летом выпустили релизы с поддержкой девяти товарных категорий:
-
консервы;
-
корма для домашних животных (кроме сельскохозяйственных);
-
радиоэлектронная продукция;
-
титановая продукция;
-
растительное масло;
-
игры и игрушки для детей;
-
технические средства реабилитации;
-
оптоволокно и оптоволоконная продукция;
-
парфюмерные и косметические средства, бытовая химия.
Если вы являетесь участником оборота продукции из этих категорий, скорее всего, осенью 2024 года для вас станет обязательной маркировка. Вы можете готовиться к этому заранее в наших новых релизах.
В этом году появилось много нового в работе с разливным пивом. Законодательные изменения затронули следующие процессы: частичное выбытие товара, работа с кегами и постановка их на кран. Мы эти требования тоже отразили.
Развиваем интеграции, чтобы пользователю было удобно работать в своём типовом продукте. Не надо тратить время и средства на создание интеграции с другими IT-решениями. Самая востребованная сейчас – интеграция с маркетплейсами. У нас она реализована с Ozon и «Яндекс Маркетом». Уделяем большое внимание корректному отражению данных в нашей учётной системе, стараемся, чтобы пользователь минимально редко прибегал к двойному вводу информации.
В наше решение встроен сервис распознавания документов, использующий искусственный интеллект. Сервис значительно уменьшает трудозатраты сотрудников, потому что в автоматическом режиме переносит данные из бумажного документа или его фотографии в «1С:Управление торговли». Он формирует первичную документацию, а сотрудник лишь проверяют корректность вода и отображения.
P.S.
«1С:Управление торговлей» – это не просто программный продукт, а система. И чтобы с её помощью облегчить работу, нужно уметь настраивать эту систему. Если вы планируете использовать наш продукт, пожалуйста, уделите внимание его запуску, корректной настройке, обучению сотрудников. Впрочем, это касается использования любых IT-решений и не только для сферы торговли.
Материал подготовлен на основе выступления Валерии Молокановой на онлайн-эфире «Новое в 1С для торговли», который организовали фирма «1С» и Retail.ru.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».