Бизнес из глины: как заработать на обучении гончарному делу

Прочтёте за 4 мин.

«Гончарка – не самое прибыльное дело в мире. Но одно из самых интересных»

IT-инструменты, которые использует Formo

  • Adobe Photoshope
  • Lightroom
  • Instagram

Чтобы купить печь для обжига глиняных изделий, Алексей Белоусов и Алёна Шойко из Новосибирска продали свою машину. Такой «обмен» открыл им путь к собственной мастерской керамики – так что о машине они с тех пор ни разу не пожалели. Как и том, что оставили работу по найму и стали предпринимателями. О том, как выделиться среди конкурентов и почему была сделана ставка не на выпуск продукции, а на обучение, основатели студии Formo рассказали порталу Biz360.

Досье

Алёна Шойко, 26 лет; Алексей Белоусов, 32 года; предприниматели из Новосибирска, основатели гончарной мастерской Formo. Алена окончила Сибирскую академию государственной службы (факультет психологии), Алексей – Университет потребительской кооперации (специальность «антикризисное управление»). Мастерскую Formo открыли в октябре 2017 года. 

Formo

Продали авто, купили печь

Алексей Белоусов раньше никогда не думал, что станет гончаром. До этого он занимался разными проектами совсем в других сферах - от маркетинговых кампаний до создания своей франшизы. А вот Алена Шойко мечтала о керамике с детства. Именно она убедила Алексея открыть мастерскую.

«Я всегда изучала всё, что могла найти о керамике, потом попала в детский кружок и продержалась там неприлично долго - стала уже слишком взрослой для кружка, но всё равно ходила. Заняться работой на гончарном круге я смогла только несколько лет назад. Училась в частном порядке и сразу с серьёзной целью – правильно поставить руки. Потом сама работала преподавателем гончарки, а затем у меня появился свой круг. И так как я поставила его дома, Алексей, конечно же, попробовал - и тоже влюбился в это занятие. Сейчас он настолько напрактиковался, что даст мне фору. И это здорово, всё-таки гончар – мужская профессия». 

Алёна Шойко

«Долгое время моя жизнь была связана с компьютерами. В итоге я решил, что хочу перейти от виртуального к чему-то реальному, осязаемому, - объясняет Алексей. - Если бы меня в первую очередь интересовали деньги, я бы вряд ли занялся гончаркой – это не самое прибыльное дело в мире».

При этом вход в это не самое прибыльное дело сегодня стоит недёшево. Главный инструмент керамиста – печь для обжига глиняных изделий – обошлась новичкам из Новосибирска в 250 тысяч рублей. Еще 80 тысяч стоил гончарный круг. Чтобы купить печь, Алёна и Алексей продали машину.

«В пиццерии Papa Jоhns рядом с нашей мастерской висит плакат, где написано, что создатель для открытия собственного дела и покупки первой печи продал любимый автомобиль. Нас эта фраза повеселила, потому что у нас случилась похожая история, - рассказывает Алексей. – Надо сказать, нам повезло: оборудование очень высокого уровня удалось купить с рук, хотя обычно такие модели сложно найти на вторичном рынке. Нашу машину мы в своё время тоже приобрели случайно на выгодных условиях. Мы тогда сомневались, нужна ли она нам вообще. Но, как теперь оказалось, если бы не машина, не было бы печки – и  мастерской».

Алексей Белоусов

«Нам было сразу понятно, что вложения в оборудование – это инвестиции в  будущее, - добавляет Алёна. - Поэтому мы не пытались обойтись самодельным кругом и печью, как делают некоторые начинающие гончары, а сразу купили качественные».

«Я формируюсь», «мы формируемся»…

Поначалу Алёна и Алексей собирались сделать мастерскую для личного творчества. Поэтому печь отправили на балкон, а гончарный круг обосновался в комнате их квартиры. Но вскоре стало ясно, что так жить неудобно. «Речь ведь не только про оборудование. Нужно ещё заказывать глину (в Новосибирске её не купишь, поэтому мы берем её в Испании и  Украине). Заказывать надо всегда в больших объёмах, и где-то потом это хранить», - поясняет Алена.

Печке стали искать отдельную площадь – и в итоге пришли к пространству Formo с мастер-классами по лепке из глины. Именно они сегодня занимают 70% рабочего времени Алексея и Алёны – и выделили их на фоне других похожих организаций.

Formo

До керамики Алена шесть лет была фотографом, а также преподавала танцы,  разные виды рукоделия и, собственно, гончарное мастерство. У Алексея же был опыт работы в дизайне и фотографии. Всё это в итоге очень пригодилось в их новом деле.

«Помогло и моё образование психолога. Я ведь очень много сейчас общаюсь с людьми, а тут без психологии никуда», - говорит Алёна.

Название пришло на ум начинающим мастерам случайно: от слова «формообразование». «Образование» в данном контексте связано с мастер-классами, а слово formo в переводе с португальского значит «формироваться». Помимо  смысловой нагрузки, название мастерской к тому же звучит современно и интернационально.

Formo

По словам Алексея, немногие мастерские-конкуренты уделяли наименованию должное внимание – и зря. Оно может сыграть большую роль при масштабировании бизнеса. В частности, при выходе со своей продукцией на федеральный и международный уровень.

Резиденты лофта

Для помещения под керамическую мастерскую есть ряд особых требований – прежде всего, по пожарной безопасности. В офисный центр с таким проектом не заедешь. Однако Алексею и Алёне снова повезло: довольно скоро нашлась площадка в новосибирском лофте Loft-Nsk в центре города. Formo начинала работу на примерно 30 квадратных метрах, сейчас размещается на 50.

Место потребовало серьёзного ремонта. В основном Алексей делал его сам. Так из производственного помещения с вентиляционными шахтами и отверстиями для лифтов получилась мастерская.

Formo

«Запускаться было страшновато: нам казалось, что на открытие к нам никто не придёт, кроме наших знакомых, - признаётся Алёна. - Но в итоге сам лофт оказал нам информационную поддержку. Плюс информация разошлись по соцсетям. Никакой специальной рекламы мы там к открытию не запускали – просто повесили анонс. В итоге же как раз знакомых на открытии особо не было, а в основном пришли незнакомые люди».

Предприниматели сразу начали предлагать мастер-классы, которые оказались востребованы. Почти с самого открытия в Formo пошёл большой поток людей, и пока предприниматели не сталкивались с простоями в работе. «Также нам сразу стали поступать заказы на посуду от новосибирских компаний, - говорит Алексей. - Так что мы одновременно начали и работу с обучающими занятиями, и лепку на заказ».

Свидания и дни рождения с глиной

В месяц на уроки в Formo уходит минимум 100 кг глины, её заказывают у разных поставщиков в Испании и Украине. На мастер-классах Алексей и Алёна дают ученикам попробовать разные техники лепки (вручную и на гончарном круге) и нанесения глазурей (окунание, полив, опрыскивание из пульверизатора). Главная цель создателей студии в том,  чтобы у гостей получались качественные работы, а не детские поделки. После занятий изделия обжигаются, так что участники потом забирают домой готовую керамику собственного производства.

В расписании мастер-классов на неделю есть дни, когда можно прийти и полепить на свободную тему, и есть не менее трёх групповых тематических занятий по ручной лепке. Также проводятся индивидуальные гончарные мастер-классы каждый день (в ближайшее время в студии начнут проводить и групповые занятия на круге). Лепка на свободную тему оплачивается по времени: 400 рублей за час для взрослого, 300 - для ребёнка. Занятие на гончарном круге для одного человека будет стоить 800 рублей, для пары – 1200.

Formo

Одновременно на групповом мастер-классе могут заниматься 12 человек. Но при необходимости количество можно увеличить до 30 (например, для корпоратива). «Преимущество нашего лофта в том, что мы можем арендовать дополнительное помещение и провести занятие для большой аудитории, - говорит Алексей. - Насколько я знаю, это тоже одно из наших конкурентных преимуществ: у многих других студий нет такой возможности».

В Formo часто приходят семьи и пары - особенно на занятие под говорящим названием «Свидание за гончарным кругом». Также среди посетителей люди, которым просто интересно саморазвитие и они посещают многие курсы и занятия. Помимо этого, в мастерской есть услуга по проведению детских дней рождения.

Чашка для грека

Что касается своей продукции, то пока это направление развивается в мастерской скорее по остаточному принципу – когда остаётся время, свободное от обучения других. Купить изделия Алексея и Алёны можно сейчас только в их небольшом шоу-руме при Formo.

В основном они создают посуду. «Перед Новым годом мы попробовали поучаствовать со своими изделиями в маркете. И даже про очень популярный в мире керамики декоративный гранат люди спрашивали – как его можно применить? То есть большим спросом пользуются именно прикладные предметы, - констатирует Алена. - Посуда это интересно. Украшения и статуэтки можно сделать из многих других материалов. А посуду – в основном только из глины».

Formo

На ближайший год в планах у создателей Formo – как раз развить направление своего производства и наладить интернет-продажи. Надежды возлагают на Instagram: по наблюдениям Алексея, там керамика продаётся хорошо. Сегодня именно там и в «ВКонтакте» студия и продвигается. Плюс мастера собираются открыть свой интернет-магазин.

«Пока мы работаем вдвоём, у нас хватает времени только на контент для нашего основного профиля в Instagram. А времени на то, чтобы заниматься и профилем с керамикой на продажу, не хватает, - говорит Алёна. - Поэтому пока мы только изредка берём заказы. Но у нас уже расширяется команда, так что это направление мы скоро разовьём».

Formo

Тем не менее среди этих редких работ на заказ у мастеров Formo уже есть заграничный. Недавно в Новосибирск приезжала музыкальная группа, в которой клавишник был из Греции. И этот человек с родины гончарного дела, где есть целые деревни керамистов, - заказал чашку в Formo. Он коллекционирует их: покупает по одной в каждом городе, в который приезжает.

Гончаров будет больше

По словам Алексея, конкуренты у его студии не только есть, но и, скорее всего, ещё будут. Однако Formo уже вышла на лидирующие позиции в городе, потому что в студию серьёзно вкладывались на каждом этапе работы.

«Есть люди, которые работали до нас годами, и тем не менее во многом мы стали первопроходцами, - говорит Алексей. - Например, далеко не у каждой мастерской есть бренд, а мы постарались его сделать; не у всех есть даже сайт. Мы свой сайт запустили. Пускай он пока на троечку, но лучше сделать пока так, чем держать в голове идеальный и не сделать вообще».

Как говорят предприниматели, им повезло, что они умеют обучать, то есть готовить кадры сами: в ближайшее время они намерены расширить преподавательский состав. Это необходимо, чтобы запустить полноценные курсы по керамике – для тех, кто хочет не просто попробовать себя, а научиться этому делу. Впоследствии создатели Formo также планируют развивать в своем пространстве коворкинг.

«Если посмотреть на интернет, может показаться, что керамика стала очень популярна и предложений даже слишком много, - подытожила Алена. - Но если говорить о конкретных городах, на деле это не так. Новые студии в нашем городе ещё наверняка будут появляться».

«Новосибирск большой, а гончаров в нём сегодня можно пересчитать по пальцам – поэтому у каждого находятся клиенты», - добавляет Алексей. 

Formo

Читайте также:

Русский бизнес из испанской глины.
«Турина гора»: как вылепить бизнес из глины.
От хобби - к бизнесу: как устроена студия авторской керамики.

02 марта 2018

Комментарии

1
  • Гость 16.06.2021 10:30

    Добрый день. С какой глиной Вы работаете? Можно название? Я правильно понимаю, что для разных изделий разная глина, состав?

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов