Бизнес на честном слове: как запустить проект без денег и построить из маленькой фирмы дилерскую сеть

Прочтёте за 5 мин.

«Время не потрачено впустую - даже если результат отрицательный»

IT-инструменты, которые использует Денис Макушенко

  • 1С:Бухгалтерия
  • AmoCRM
  • YouTube
  • Instagram

Ростовчанин Денис Макушенко признаётся, что начал свой бизнес «на честном слове» - заключал сделки и нанимал людей, когда у него не было ни финансов, ни товара, ни контрактов. Он основал компанию по продаже материалов для изготовления мебели без стартового капитала и кредитов – и ему в итоге удалось построить многомиллионный бизнес. А когда Денис смог наладить все процессы так, что компания может обходиться без его оперативного руководства - стал бесплатно помогать начинающим предпринимателям и даже запел о «бизнесе по любви».

Досье

Денис Макушенко, 35 лет, предприниматель из Ростова-на-Дону, основатель компании  «Евростиль» (поставщик материалов для мебельных, деревообрабатывающих и строительных предприятий). Имеет два высших образования – экономическое и юридическое. Автор книги  «Бизнес как ребёнок». Ведёт  бизнес-блог в Instagram.

Денис Макушенко

«Есть два типа компаний: быстрые и мёртвые»

Я вырос в Ростове-на Дону. Там же получил два высших образования: первое - экономическое в сфере кредитования и финансов, второе - в области юриспруденции. После университета попал в президентскую программу подготовки управленческих кадров.

Моей первой работой стала должность торгового представителя в компании, производящей снеки. Это был удачный опыт - я научился общению с клиентами, узнал продажи и торговлю изнутри, оброс множеством полезных связей. Но всего за год упёрся в потолок - расти по карьерной лестнице дальше было некуда.

Поэтому я перешёл в строительную фирму, где видел больше перспектив. Компания активно сотрудничала с детскими садами, школами и больницами. Я научился общаться с представителями государственных структур и управленцами разных уровней. Довольно скоро меня повысили до супервайзера, а затем я стал руководителем отдела продаж. Начал сам набирать и обучать сотрудников - это научило меня нести ответственность не только за себя, но и в целом за команду.

Денис Макушенко

Однажды начальник сказал мне: «Есть два типа компаний: быстрые и мёртвые». Он хотел объяснить, как важно всё время ставить для себя новые планки и задавать темп развитию.

Так я и сделал - в 23 года снова сменил работу, перешёл в компанию, которая занималась реализацией оборудования для деревообрабатывающей промышленности. На этой должности мне удалось поездить по всей России и получить колоссальный опыт от профессионалов своего дела. 

«Хотел работать на себя»

Связи ширились, знания накапливались, компетенции росли. Наверное, поэтому к 24 годам мне предложили должность исполнительного директора в крупной компании, которая занималась продажей сахара по всей стране.

Я отошёл от продаж и стал управленцем. Научился выстраивать структуру компании, руководить персоналом, планировать и анализировать. Под моим началом было около 100 человек - я нёс за них ответственность.

Денис Макушенко 

Приобретя полезный опыт руководства, решил вернуться в сферу материалов для деревообработки, но уже в другую фирму. У неё было восемь филиалов по стране, я возглавил ростовский, который на тот момент занимал седьмую позицию по объёму выручки. За полтора года работы мой филиал вышел на второе место.

Для молодого человека до 25 лет такой опыт работы уже был неплохим достижением. Но все равно мне было «тесно». Я хотел работать на себя.

«Испытывал панический страх перед кредитами»

В 2010 году я решил открыть собственную компанию, заняться реализацией материалов и комплектующих для мебельной, деревообрабатывающей и строительной промышленности.

Существенных накоплений для старта у меня не было. При этом я испытывал панический страх перед кредитами и долгами, поэтому всеми силами пытался обойтись без них. Помогло умение выстраивать искренние и прочные взаимоотношения с другими людьми. Фундамент бизнеса был построен на договорённостях с заказчиками, а не на капитале.

Я вёл себя так, как не было принято в бизнес-среде: говорил не языком денег, а своим честным словом. Вместо блефа - был искренен до мелочей.

Денис Макушенко

Если контакты с клиентами у меня были «на мази», то с поставщиками дела шли не так гладко. При поиске таких компаний я пошёл «от противного» и рискнул провести переговоры с конкурентами из другого региона. Честно обрисовал им ситуацию и поинтересовался, продадут ли они мне товар с отсрочкой платежа. Их предложение оказалось более чем выгодным, а я получил один из главных уроков ведения бизнеса - всегда открыто транслировать свои намерения.

Меня поддержали не только поставщики и клиенты - нашелся партнёр, который шагнул в этот опыт вместе со мной. Он участвовал в проекте на равных долях. «В бой» я шёл уже не один, и это придавало смелости. Появились азарт и мысли: «А вдруг я смогу открыть бизнес вообще без денег?»

«Один из клиентов принёс сразу 80% оборота»

Уставной фонд нашей компании «Евростиль» составил всего 10 тысяч рублей - я и партнёр внесли по 5 тысяч рублей.

Мы начали как маленькая фирма в Ростове. На мне были продажи и переговоры с поставщиками и клиентами - то, что я уже неплохо умел. Многие клиенты и партнёры меня знали, им не нужно было доказывать свою благонадёжность. Поэтому даже без каких-то вложений удалось наладить рабочий процесс. Причём продавать, нанимать сотрудников и искать подрядчиков мы начали, даже не имея товара.

Одним из первых успехов в первый год работы стало привлечение клиента, который принёс сразу около 80% оборота компании. Это сильно поддержало проект в самом начале и дало необходимый толчок для развития. Сейчас я понимаю, насколько удачно складывались обстоятельства. Если бы не этот клиент, нам бы не хватило масштаба, оборотных средств. А благодаря этой сделке мы стали интересны нашему поставщику.

Денис Макушенко

Вскоре мы поняли, что хотим и можем расширяться. Сначала привлекли дилеров в Ставропольском и Краснодарском краях, затем - в Центральной части России. В какой-то момент пришла мысль начать закупать сырьё из-за границы самостоятельно.

В 2014 году я лично отправился в Китай, чтобы наладить связи с партнёрами на местном рынке. Поначалу меня не воспринимали всерьёз - я был очень молод. Но всё же сумел убедить азиатских дельцов, что моя компания - выгодный и надёжный партнер.

Мне поверили, и в итоге за первый год сотрудничества мы заключили шесть контрактов, три из которых были эксклюзивными для российского рынка – то есть мы были единственными, кто мог представлять торговую марку партнёров в нашей стране.

«Всё эффективно работает и без моего участия»

За 10 лет «Евростиль» из небольшой фирмы превратился в широкую дилерскую сеть по всей России с двумя управляющими филиалами - в Москве и Пензе. В штате компании сейчас более 50 человек. В 2019 году выручка только по одному юрлицу составила 267,5 млн. рублей, а прибыль - 6,4 млн. рублей. В целом по компании показатели примерно в два раза выше. Если сравнивать с самым стартом, сейчас месячная выручка в 50 раз выше, чем была в первые месяцы работы компании. Рентабельность продаж поддерживается на уровне 3%.

Сам я переехал в Краснодар. Все процессы в компании уже налажены, всё эффективно работает без моего непосредственного участия. Но пока я ежегодно езжу в Китай для налаживания связей и общения с партнёрами и поставщиками. Меня больше не воспринимают как наивного юнца - теперь я VIP-клиент, за внимание которого борются. Помимо китайских поставщиков мы также работаем с Индией и Турцией (по трём эксклюзивным контрактам).

У меня освободилось достаточно времени, чтобы начать делиться опытом. Я понял, что хочу этим заниматься, когда посетил несколько десятков бизнес-тренингов и семинаров, оказавшихся совершенно бесполезными на практике. К сожалению, и те, кто преподают на этих курсах, и те, кто получают знания, понятия не имеют, о чём идет речь.

Бизнес как ребёнок

Я написал книгу «Бизнес как ребёнок» о своём пути - изложил всё в форме романа. Бизнес и правда - как ребёнок: появляется и по расчёту, и по залёту, и по любви. И только последний вариант по-настоящему верный.

Сейчас работаю над второй книгой - о том, как масштабировать свой проект. Предполагаю, что напишу ещё как минимум две - о личностном росте и создании семьи. Ещё один творческий проект, связанный с бизнесом - песня собственного сочинения на музыку Басты.


Мне также стали поступать предложения выступать в качестве спикера на различных бизнес-мероприятиях. Теперь это моя регулярная деятельность - я объездил множество городов, выступая перед предпринимателями и студентами.

Дополнительно завёл  блог в Instagram, где рассказываю о своих инсайтах и опыте. А ещё я консультирую всех желающих совершенно бесплатно - мог бы на этом зарабатывать, но чувствую, что делаю полезное и благое дело. Если успешных людей в мире будет больше, то все мы будем счастливее - я в этом убеждён.

«Предпринимательство - это чистое творчество»

Я более 10 лет в предпринимательстве, мой опыт довольно успешен. Анализируя путь, отдаю себе отчёт о плюсах и минусах - радует, что негативного меньше.

Предпринимательство - это чистое творчество: только ты сам пишешь сюжет, по которому хочешь развиваться. Плюсы  этого - абсолютная свобода действий, полное отсутствие подчинения кому-либо, кроме себя самого. Это непрерывное развитие, тонус мозга, поиск новых путей.

Денис Макушенко

А самый большой минус - конечно, финансовая ответственность. Причём не только за себя и семью, но и за тех, кого «приручил» - за свою команду. Сотрудникам тоже нужен рост, нужен стимул, нужны цели и возможности для их реализации.

В предпринимательстве важно всегда быть готовым к тяготам, ведь может случиться всё, что угодно. Наглядный пример - кризис этого года, который никто не мог предвидеть. Поэтому предприниматель должен быть готов к тому, что будет ошибаться. Но принимать это стоит как опыт: время не потрачено впустую, даже если результат отрицательный.

Начинающим предпринимателям часто говорят о том, как важно быть амбициозными. Так вот, амбиции - это не только победы и достижения, это в первую очередь рост, возвышение над собой прежним. Весь кайф предпринимательства именно в этом.

Источник: Probusiness.io.

Денис Макушенко

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

16 сентября 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов