Рубрики:
  • Кейсы
  • Персоны
  • Маркетинг
  • 5

Бизнес в стиле халяль: как сломать национальные стереотипы в гастропроекте

Прочтёте за 3 мин.
06 декабря 2018

«Мы думали, что в нейминге не стоит использовать «Дагестан»

IT-инструменты, которые использует Дагестанская лавка

  • R-Keeper
  • Яндекс.Еда
  • Instagram

Проект «Дагестанская лавка», основанный на национальной кухне, кроме стереотипов о самих блюдах время от времени сталкивается с негативными представлениями о дагестанцах. Это проявляется, например, в настороженности соседей по бизнес-площадкам. О том, как менять эти стереотипы на позитивное отношение к Дагестану и как использовать в своём бизнесе традиции своего народа, основатели «Дагестанской лавки» - Мурад Калаев, Расул и Камила Паркуевы – рассказали на форуме «Герои Местной Еды».

Досье

Мурад КалаевРасул и Камила Паркуевы, предприниматели из Москвы, основатели гастропроекта  «Дагестанская лавка». Совместный бизнес основали в 2013 году, до этого у каждого был и продолжает существовать свой предпринимательский проект в Москве: Мурад владеет кулинарной мастерской Just Kook, у Расула своя пекарня, а у Камилы – ресторан «Жи есть». Сейчас у «Дагестанской лавки» открыто восемь точек в Москве, до конца 2018 года их будет десять.

Мурад Калаев, Расул и Камила Паркуевы

Стереотипы о дагестанцах

Мурад Калаев: «Дагестанская лавка» - сеть точек питания, где можно попробовать Дагестан на вкус. Мы задались целью популяризировать дагестанские блюда в Москве, а в будущем, может быть, и по всей России. Наш проект про кулинарию, но мы часто сталкиваемся со стереотипами о дагестанцах. Вы и сами все их знаете. 

Стереотип № 1: кавказские понты 

Мы все – кавказцы, дагестанцы и в целом - восточные люди, любим понтоваться. Это нормальное свойство людей – проявлять себя через что-то, хотя я сейчас никого не оправдываю. С чем у вас ассоциируются дагестанцы? Красные мокасины – это значит: «Вау, на меня обратили внимание!» Какая-то необычная машина, кепка на голове и так далее. И если бы понты светились, то в Дагестане были бы белые ночи. 

Стереотип № 2: дагестанцы постоянно дерутся 

Есть такой стереотип «Где даги – там напряги». Не будем этого отрицать. Всё дело в том, что в культуре воспитания восточных мальчиков – развитие в них мужских качеств. Каких? Постоять за себя, свою честь, имя, род, в общем – за кучу всего, что тебя окружает. Ничего плохого в том, чтобы воспитывать в мальчике мужские качества в нормальном виде – нет. Но гипертрофированные формы постоянно возникают. 

Стереотип № 3: дагестанцы любят кучковаться 

Вы видели это сами: например, дагестанцы идут по торговому центру, повиснув друг на друге (обнимая друг друга за плечи – прим. редакции). Для горных людей самым страшным в древности было изгнание. Поэтому люди сплачивались и кучковались: так легче выживать, особенно на чужбине. Сейчас кучкуются, потому что легче выстраивать какие-то социальные связи, найти работу вдали от дома и так далее.

Дагестанская лавка

Мы как дагестанцы знаем эти стереотипы, знаем, что про нас думают многие недагестанцы. Мы с ними постоянно сталкиваемся. Наши партнёры по площадке на Даниловском рынке, например, говорили мне потом, после общения: «Мы так боялись с вами разговаривать. Думали, что вы какие-то странные». 

Не бояться предубеждений

Камила Паркуева: Дагестан – очень вкусная республика. Мы стараемся донести до московской публики через еду, что такое Дагестан. У нас есть чуду – национальный пирог на тонком тесте с разными начинками. Мы его любим, он очень классный. Мы стали думать, как его преподнести московской публике. Хотели посмотреть, как он будет воспринят.

Дагестанская лавка

Мы думали, что, наверное, в нейминге нам не стоит использовать слово «Дагестан». Вдруг это оттолкнёт от проекта людей из-за стереотипов о дагестанцах? Решили взять название «Чуду лакские пироги». Тогда мы участвовали в разных маркетах еды. И практически каждый человек, который приходил к нам, спрашивал: «А что такое чуду и что такое лакские пироги?» Мы отвечали: «Лакские пироги – это дагестанский пирог». И на это объяснение было хорошая реакция. Все говорили, что Дагестан и Кавказ – это вкусно. Мы даже били рекорды по очередям на разных фестивалях.

Дагестанская лавка

После этого у нас пропали все сомнения. Мы решили не становиться заложником стереотипов, потому что намного понятнее название «Дагестанская лавка». Все сразу понимают, что здесь их будут знакомить с Кавказом. 

Вплетать традиции в бизнес

Мурад Калаев: Несмотря на то, что все стереотипы о дагестанцах присутствуют в нашей жизни, мы прём дальше, ломая их. Мы взяли самые хорошие ценности дагестанской культуры и внедрили их в наши бизнес. 

Камила Паркуева: Мы хотим передать через наш проект заботу, тепло, вкус и самобытность Дагестана. У нас готовят наши тётушки – настоящие дагестанские женщины. Мы называем их «тётушки», и им это нравится. Мы всегда применяем ручной труд. У людей, когда они смотрят, как готовят наши тётушки, возникают ассоциации с их детством. И сразу появляется доверие к нашему продукту и позитивное отношение к «Дагестанской лавке».

Дагестанская лавка

Другой важный аспект нашей работы – халяль. Халяль – это пища, приготовленная по исламским стандартам. Это можно применить ко всему – образу жизни, работе, своим партнёрам, гостю. Мы хотим работать честно по отношению к гостю – хотим давать честный продукт за честные деньги, приготовленный честно. Потому что для нас «честность» равно «халяль». И мы так и называем себя – бизнес в стиле халяль. 

В обществе существуют некоторые стереотипы применительно к девушкам, которые носят хиджаб. Это влияло и на меня – сначала я работала без хиджаба. Но потом я решила, что хочу не только честно вести наш бизнес, но и быть честной по отношению к себе и своим традициям. И я в какой-то момент надела хиджаб. Он не помешал нам выступать в Берлине с нашим продуктом, участвовать в разных форумах. 

Дагестанская лавка

Расул Паркуев: У нас часто спрашивают, как нам удаётся так долго работать вместе, без какого-то разлада. Мы поняли, что сами того не понимая, и в ведении бизнеса руководствовались обычаями и традициями родного края. Мы подходили к выбору партнёра как к выбору нового члена семьи – проводили встречи с родственниками, общались, разве что кольцо не надевали. В каком-то плане это можно назвать сватовством. Сейчас наше общение не ограничивается обсуждением бизнес-планов. Мы как семья, члены нашей семьи активно общаются между собой. 

Камила Паркуева: Мы работаем для людей, которым важны их ценности. Это и наша философия тоже – нам важны наши ценности. Через свой проект мы доказываем: возможно сохранять свои ценности и использовать национальную культуру, чтобы ломать стереотипы и создавать что-то новое. 

Публикация подготовлена на основе выступления Мурада Калаева, Расула и Камилы Паркуевых на форуме «Герои Местной Еды», который прошёл в Москве 20 ноября.

Дагестанская лавка


Читайте также: 

Бизнес идея для стартапа за границей: фудтрак в Испании.
Почему не «взлетел» и закрылся гастро-проект «Убер Шеф».
Семь раз отмерь: как подготовиться к умному запуску гастропроекта.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Персоны Как обойти секретаря при холодном звонке: три эффективных приёма 14 декабря
    Как обойти секретаря при холодном звонке: три эффективных приёма
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Берлину 14 декабря
    Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Берлину
    Прочтёте за 7 мин.
  • Менеджмент Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления 13 декабря
    Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса С толстой сумкой на ремне: как заработать на производстве стильных кофров для фотографов 13 декабря
    С толстой сумкой на ремне: как заработать на производстве стильных кофров для фотографов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Продвижение в интернете: обратиться в агентство или cделать всё своими силами 12 декабря
    Продвижение в интернете: обратиться в агентство или cделать всё своими силами
    Прочтёте за 4 мин.
  • Кейсы История одной ошибки: почему россиянину не удалось запустить мобильные планетарии в США с первой попытки 12 декабря
    История одного факапа: почему россиянин не смог запустить мобильные планетарии в США
    Прочтёте за 4 мин.
  • Менеджмент Рейтинги и бесплатные лиды: как стимулировать франчайзи работать эффективнее 11 декабря
    Рейтинги и бесплатные лиды: как стимулировать франчайзи работать эффективнее
    Прочтёте за 4 мин.
  • Персоны «Своё производство было ошибкой»: почему Игорь Фролов продал бренд Nordwestfur 11 декабря
    «Своё производство было ошибкой»: почему Игорь Фролов продал бренд Nordwestfur
    Прочтёте за 7 мин.
  • Маркетинг 10 декабря Григорий Ильин:
    Как не спустить бюджет на digital впустую
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Не сел в калошу: как заработать на модной обуви ручной работы 10 декабря
    Не сел в калошу: как заработать на модной обуви ручной работы
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Контент рулит: как привлечь клиентов из интернета без бюджета и рекламы 07 декабря
    Контент рулит: как привлечь клиентов из интернета без бюджета и рекламы
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Погружение в digital: как устроена и на чём зарабатывает школа интернет-маркетинга 07 декабря
    Погружение в digital: как устроена и на чём зарабатывает школа интернет-маркетинга
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы Бизнес в стиле халяль: как сломать национальные стереотипы в гастропроекте 06 декабря
    Бизнес в стиле халяль: как сломать стереотипы в гастропроекте
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Хоть на мороз, хоть в воду: как заработать на экипировке для активного отдыха и экстрима 06 декабря
    Хоть на мороз, хоть в воду: как заработать на экипировке для активного отдыха
    Прочтёте за 7 мин.
  • Кейсы 05 декабря Алексей Бояршинов:
    Как организовать эффективную работу удалённой команды
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Голландии 05 декабря
    Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Голландии
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы От хаоса – к порядку: как автоматизация помогла справиться с растущим числом заказов 04 декабря
    От хаоса – к порядку: как автоматизация помогла справиться с растущим числом заказов
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Играют все! Как устроена и на чём зарабатывает детская театральная школа 04 декабря
    Играют все! Как устроена и на чём зарабатывает детская театральная школа
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Джентльменский набор: как заработать на брутальных подарках для мужчин 03 декабря
    Джентльменский набор: как заработать на брутальных подарках для мужчин
    Прочтёте за 5 мин.
  • Кейсы 03 декабря
    The Best: 12 лучших статей для малого бизнеса на Biz360.ru в ноябре
    Прочтёте за 5 мин. The Best: 12 лучших статей для малого бизнеса на Biz360.ru в ноябре
Идёт загрузка материалов