Те, кто начинали свой бизнес в 90-е, пережили не один кризис. И у каждого за это время появились свои правила выживаемости. Предприниматель Дмитрий Агарунов, чья компания продавала компьютерные игры и приставки иностранного производства, сначала почти достиг финансового «дна», но в итоге смог начать всё сначала, диверсифицировать бизнес и рассчитаться с долгом в $1 млн. Об этом он рассказал в своей книге «Бизнес в стиле Ж***». С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем некоторые рекомендации Дмитрия Агарунова. Опыт предпринимателя, пережившего несколько кризисов, может быть полезен и другим собственникам бизнеса.
В августе 1998 года моя компания оказалась на грани банкротства. От торгового и розничного бизнеса осталась задолженность перед иностранными поставщиками – около миллиона долларов. Однако до августа наличие этой задолженности меня совершенно не беспокоило: мы закупали товар крупными партиями и расплачивались за него по мере реализации складских запасов. На складе оставались солидные остатки, существовала договорённость об отсрочке.
Финансовое положение компании было, можно сказать, идеальным: офис в собственности (мы купили квартиру на первом этаже в доме на Профсоюзной улице в Москве), запас денежных средств на банковском счёте и дебиторская задолженность, вдвое превышавшая текущую кредиторскую. Подвох был в том, что наши обязательства перед поставщиками были зафиксированы в долларах, а клиенты задолжали нам рубли.
За несколько дней курс доллара вырос с 6 рублей до 24, таким образом, объём дебиторской задолженности сократился с $2 млн. до $500 000. Вдобавок среди моих должников начались банкротства, расплатиться смогли не все, в результате чего $1,7 млн. просто «растаяли». А я по-прежнему должен был миллион долларов своим зарубежным партнёрам.
Как мы расплатимся с поставщиками, я понятия не имел. Спрос на товары, которыми был забит наш склад, резко упал. Рублёвые цены на игровые приставки, оригинальные диски и картриджи выросли в четыре раза. Перед кризисом мы вели переговоры с сетью магазинов «Союз» о том, что поможем им начать торговлю видеоиграми, но этим планам так и не суждено было осуществиться.
Перспективы нашего медийного бизнеса (в то время Дмитрий Агарунов начинал выпускать журнал «Страна игр», из которого затем выросла медиакомпания Gameland – прим. редакции) также не выглядели теперь привлекательно. Стало понятно, что покупать журнал за $3 никто не будет.
Ещё до того, как рубль обрушился, я узнал от друзей, что наш банк «СБС-Агро» по маржинколлу (требование кредиторами внесения дополнительной суммы, когда залог дешевеет) не смог выполнить свои обязательства. Но дёргаться было поздно. Деньги, находившиеся на счёте в банке, мы не могли ни вывести, ни использовать для расчётов с контрагентами. Мы пытались оплатить счета из типографии, однако «СБС-Агро» занимался настоящим воровством: выдавал документы, подтверждающие совершение транзакций, но деньги при этом никуда не уходили.
Сумма, которая у нас реально была и которой я мог распоряжаться – $20 000 наличными. Ситуация казалась безвыходной: платить зарплату сотрудникам нечем, банк не работает, доходов нет. Было совершенно непонятно, что делать, и я испытал отчаяние от осознания того факта, что шесть лет моего кропотливого труда пошли коту под хвост.
Помню, я чувствовал тогда жгучую обиду. Во-первых, я обижался на Запад за то, что нас обманули: российскую экономику «подсадили» на кредиты, которые поддерживали экономическое развитие без достаточных внутренних предпосылок. Многие предприниматели настроились на импорт, а в это время местная промышленность приходила в упадок.
Во-вторых, я обижался на наше правительство, которое допустило резкое обрушение рубля, что привело к краху многие компании и оставило меня без средств. Вина правительства была и в том, что оно заставляло банки покупать ГКО (государственные краткосрочные облигации) – дефолт нанёс сокрушительный удар по финансовой системе.
На банк я тоже был страшно зол – ведь он бессовестно присваивал наши деньги. Как бы ни поступило государство с банками, это не давало банкам права обманывать клиентов. У меня были претензии и лично к владельцу «СБС-Агро» Александру Смоленскому. Сейчас я чуть лучше стал его понимать, а тогда чувствовал себя как загнанная в угол крыса: кругом одни предатели!
Беда не приходит одна. Кроме всех этих сложностей в бизнесе, проблемы обострились и в семье. С женой у меня были разногласия и прежде, но с наступлением финансового кризиса она категорично заявила о своем желании расторгнуть наш брак. В момент, когда мне больше всего нужна была поддержка, я получил негатив, накопленный годами, и услышал о себе много нелестного – оказывается, я плохой муж и плохой отец!
Я был в отчаянии, сломлен и раздавлен. Как мне кажется, в большей или меньшей степени отчаяние в те дни охватило всех. Я не припоминаю, чтобы кто-то из моих знакомых тогда понимал, что нужно делать или чего ожидать.
Отдельным поводом для расстройства и самобичевания стала моя собственная наивность. Ведь я, считавший себя прогрессивным человеком, предпринимателем новой волны, строителем новой реальности, на самом деле оказался простачком, которого так легко облапошить. Будучи бизнесменом, я не знал базовых принципов экономики. И понять их никогда особо не пытался, сводя всё к примитивной формуле «деньги–товар–деньги».
Мне казалось, что те законы рынка, которые были актуальны в 1990-х, никогда не изменятся. Теперь же я стал больше интересоваться тем, что происходит в мире, и с немалым удивлением обнаружил, что смена парадигм и радикальные сдвиги на рынках происходят даже в странах с развитой экономикой. Поэтому, в частности, следующий кризис, который разразился в 2008 году и многих застал врасплох, не стал для меня неожиданностью – я вовремя спрогнозировал его приближение и успел к нему подготовиться.
Но вернёмся в 1998 год. Поскольку платить сотрудникам было нечем, я начал было их увольнять. Но оказалось, что некоторые готовы работать бесплатно, поскольку найти новую работу в этот сложный период стало почти нереально. В какой-то момент меня осенило, что мы живём в другой стране. Всё, что происходило с нами вчера, уже не имело значения в этой новой реальности. Это был ключевой момент. Он изменил всё. Прежнее положение дел перестало иметь значение.
Я смирился с тем, что висящий на мне долг отдавать нечем, – просто признал этот факт. Чтобы отдать миллион долларов, его нужно было заработать, начав практически с нуля. Так что мне следовало делать? Размышления о новой стране и новой реальности привели меня к пониманию очевидного факта: потребители теперь особо чувствительны к цене – и не настолько привязаны к высокому качеству, платить за которое они сейчас не в состоянии.
Обеспечить низкую себестоимость продукта нам могли только российские поставщики, которые устанавливали цены в рублях и с наступлением кризиса не подняли их в четыре раза. Мы приняли решение выпустить бюджетный вариант «Страны игр», отпечатав его в отечественной типографии на отечественной бумаге.
В России тогда (да и сейчас, кажется) производилась только газетная и офсетная бумага. Что касается печати, то к нашим услугам были устаревшие типографские комплексы, построенные в 1980-х годах. Чтобы добиться поставленной цели – сохранить розничную цену журнала на уровне 18 рублей, – мы выбрали газетную бумагу, а обложку напечатали на офсетной. В производство этого тиража я вложил около $20 000 – все деньги, которые у меня были.
Я рискнул, пошёл ва-банк – и выиграл. Но до этого я провёл немало бессонных ночей в офисе (дома меня всё равно никто не ждал). Я был не уверен, что вообще когда-либо смогу заработать себе на жизнь.
1. В кризис всё рушится, обнажаются все слабые места. Например, проблемные отношения в семье спровоцировали мою супругу. Не стоит рассчитывать на то, что люди, с которыми были проблемы, станут вам помогать.
2. Очень важно (может быть, самое важное) – быстрее признать факт новой реальности, расстаться с прошлым, попрощаться с потерями. Вчерашние потребности становятся не актуальны, тренды перестают работать. Возникают новые потребности и тренды.
3. Необходимо посмотреть на новую реальность свежим взглядом человека, который только что вышел на рынок.
4. Бизнесмену нужны как прикладные знания (отраслевая экспертиза, финансы, управление персоналом и т. д.), так и чисто предпринимательские навыки – способность выбирать непроторенный путь, готовность принимать существенные риски, умение превращать ошибки в практический опыт.
5. В кризис мы живём по законам военного времени: никому не платить, со всех собирать деньги, заботиться только о своих «бойцах».
Подробнее о том, какой опыт предприниматель может извлечь из кризисов, читайте в книге Дмитрия Агарунова «Бизнес в стиле Ж***».
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».