Большой или маленький: как выбрать подрядчика для автоматизации бизнеса

Прочтёте за 5 мин.

«Сработанная команда IT-специалистов, увлечённая и готовая к новым вызовам, может оказаться в любой IT-компании – и большой, и поменьше»

IT-инструменты, которые использует Вячеслав Лобаев

  • 1С:Комплексная автоматизация
  • 1С:Документооборот
  • Timetta
  • Telegram

Выбор IT-подрядчика задача, с которой сталкивается каждый бизнес, планирующий цифровую трансформацию. Существует распространённое мнение: крупная компания с громким именем гарантирует качество, но её услуги будут слишком дорогими; при этом небольшая команда предложит более выгодные условия, но есть риск сорванных сроков и неоптимальных решений. О том, на что действительно стоит обращать внимание при выборе партнёра для внедрения IT-решений, основатель и гендиректор компании «НЭП» Вячеслав Лобаев рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Вячеслав Лобаев – основатель и генеральный директор компании «НЭП»По образованию – экономист-математик, окончил Институт экономики, права и естественных специальностей КубГУ. Имеет степень EMBA. В сфере автоматизации бизнеса – более 20 лет. Эксперт в области построения комплексных систем управления предприятием. Проект «НЭП» основал в 2014 году, компания специализируется на внедрении комплексных систем управления ERP, ECM, ЭДО, BPM, CRM и ITIL. «НЭП» – официальный партнёр фирмы «1С» и других вендоров ПО и оборудования.

Вячеслав Лобаев

Гибкость

Казалось бы, простая задача – согласование договора перед стартом работ по автоматизации. Но уже на этом этапе заказчик сталкивается порой с непреодолимыми препятствиями по внесению правок в типовую форму договора. Понятное дело, что клиенту нужен индивидуальный подход, а не шаблонные решения и длительные процессы согласования. Но у крупных интеграторов процесс согласования любых изменений часто напоминает бюрократический квест. 

Сложность процедуры объясняется несколькими причинами. Во-первых, жёсткие регламенты и многоуровневое согласование. Может пройти не одна неделя прежде, чем договорённости будут утверждены всеми членами иерархической цепочки и внесены в договор (или дополнительное соглашение). Во-вторых, клиенты у крупного интегратора «на потоке», поэтому любые правки в договор усложняют последующий контроль исполнения и управление проектом. 

Небольшие IT-подрядчики действуют иначе. Для них каждый клиент важный. Это значит, что можно начать работу по гарантийному письму, не дожидаясь финальной версии договора. Легко адаптировать условия договора под специфику бизнеса заказчика. Решения принимаются быстро, потому что между заказчиком и руководством подрядчика минимум ступеней. 

Кроме того, в крупной компании пересмотр условий проекта и внесение изменений в основной проектный договор почти всегда означает увеличение бюджета и сроков. В небольшой компании клиент, как правило, получает персонализированный подход без лишних переплат. 

Однако, есть вопросы, в которых небольшому подрядчику сложнее проявлять гибкость, чем крупному. Например, маленькие IT-компании более ограничены в выборе технологического стека. Причины кроются в ресурсах, рисках и стратегии их бизнеса. В штате такой компании специалисты, как правило, глубоко знают лишь несколько ключевых технологий и с трудом предложат заказчику что-то, выходящее за пределы своих компетенций. Большинство малых IT-фирм используют только проверенные стеки и редко позволяют себе тратить ресурсы на тестирование новейших технологий. 

Контакт с руководителями

Когда (и, если) проект идёт не по плану, заказчик хочет иметь возможность быстро связаться с лицами, принимающими решения. Особенно это актуально, если заказчик слабо разбирается в технических деталях проекта. В крупных IT-холдингах доступ к топ-менеджменту по понятным причинам ограничен.

В небольших компаниях руководители часто сами курируют проекты, что: 

  • ускоряет реакцию на проблемы;

  • повышает качество и прозрачность коммуникации;

  • гарантирует контроль качества решённых задач;

  • обеспечивает доступ к дополнительным ресурсам, если они необходимы для оперативного решения задачи. 

Крупные интеграторы, несмотря на бюрократию и «дистанцию» до первых лиц, компенсируют этот недостаток системными решениями. В таких компаниях, как правило, каждый процесс (от pre-sale до поддержки) строго регламентирован и прописан до мелочей, выстроена строгая иерархия ответственных лиц, а сертифицированные подходы (например, Agile) заменяют «волю руководителя». Крупные игроки продают заказчикам не доступ к первым лицам, а соответствие стандартам качества. Их фишка в замене лидерской харизмы на контролируемый методологией процесс. 

Отсутствие контакта с первыми лицами интегратора – это риск: проект может пойти не туда, а исправлять ошибки будет дорого. Если интегратор (вне зависимости от его размера) избегает контактов заказчика со своим руководством – это тревожный сигнал и повод задуматься. 

Ресурсы

На первый взгляд, в этой категории безусловное преимущество у крупных интеграторов. Имея финансовую «подушку безопасности», они могут месяцами содержать в штате убыточные направления и дожидаться «подходящих» проектов для скучающих специалистов. Кроме того, крупные игроки IT-рынка выдерживают задержки платежей от заказчиков на 90+ дней без кассовых разрывов, что для малых компаний – прямая дорога к банкротству. 

«Справится ли маленькая компания с крупным проектом?» справедливый вопрос от заказчика. На практике небольшие подрядчики решают эту проблему за счёт своих партнёрских сетей. Если вдруг в команде не оказывается нужного специалиста, то он привлекается к проекту через компанию-партнёра. Основное управление проектом остаётся у генерального исполнителя, а привлечённые специалисты закрывают «узкие» вопросы. 

Похожим образом, на самом деле, действуют и некоторые крупные интеграторы. В ситуации высокого спроса на услуги именитые IT-компании сначала «входят» в проект, а потом набирают под него команду на рынке или берут на аутсорс\аутстафф. У такого подхода есть свои риски: стихийные команды, как правило, несработанные – со всеми вытекающими из этого последствиями. 

Что касается качества человеческих ресурсов, то невозможно однозначно оценить, в какой компании (крупной или мелкой) они выше. Зарплата у IT-специалистов на рынке примерно одинаковая. А квалификация напрямую зависит от личной заинтересованности в росте и расширении компетенций самих специалистов. 

Всё это даёт нам возможность в очередной раз убедиться, что главное при выборе исполнителя не размер и раскрученность бренда подрядчика, а наличие у него сработанной команды и заинтересованных в результате специалистов. С ними желательно познакомиться ещё до старта проекта, чтобы оценить их опыт, профессиональные и коммуникативные навыки.

Универсальность или узкая экспертность

Есть ещё один нюанс, о котором заказчики при выборе интегратора не всегда догадываются. В крупных IT-компаниях из-за строгой иерархии и поточности типовых проектов сотрудники годами работают над шаблонными задачами. Это приводит к узкой специализации: аналитик, как правило, знает только одну систему, а разработчик годами пишет код для одной и той же конфигурации. 

Небольшие команды действуют иначе. Их специалисты вынуждены работать с разными отраслями и конфигурациями, решать нестандартные задачи, находить неожиданные решения. Фактически, это IT-спецназ, способный адаптироваться под любые вызовы. Ещё одно дополнительное преимущество, которое может получить заказчик в небольшой IT-компании – нетиповое решение своей задачи. Крупный интегратор чаще всего предпочитает не концентрироваться на таких задачах.

Правда, экспертиза крупных игроков может конкурировать с преимуществом «универсальности» небольших команд. Крупные игроки тоже умеют решать нестандартные задачи, но делают это более системно. Они не импровизируют, а применяют проверенные десятками тестов подходы (чего небольшая компания часто не может себе позволить). Да, это будет дороже и дольше, но не факт, что хуже.

Также не стоит забывать, что «IT-спецназ» малых компаний – это потенциальный риск для заказчика. Если ключевой сотрудник, замыкающий на себе множество компетенций, уволится – проект может засторопориться В крупном интеграторе специалисты хоть и «конвейерные», но легче взаимозаменяемые. Правда, за «раздутый» штат IT-гиганта заказчику придётся переплатить. 

Скорость

В больших интеграторах проекты часто движутся медленно, и вот почему: 

  • многослойная управленческая структура, сложное администрирование;

  • необходимость загрузить работой большую команду;

  • долгие процессы согласований. 

Небольшие команды заинтересованы в более быстрой реализации проектов – для них каждый проект критически важен для репутации и денежного потока. Чем быстрее сдача – тем быстрее оплата и возможность брать новые заказы. У небольших подрядчиков меньше совещаний ради совещаний, больше конкретных действий, ведущих проект к завершению. 

Но медленно – не значит плохо. У «медлительности» крупных интеграторов есть стратегические причины, которые могут дать клиенту больше выгод, чем кажется. Так, многослойная структура управления – это дополнительный контроль, а не только бюрократия. При скоростных внедрениях решения зачастую принимаются «на лету», без глубокой аналитики и тестирования. Результат – ошибки, которые всплывают позже. 

Если заказчик просит изменить ТЗ на ходу, небольшая IT-компания тут же начнёт его переделывать. Крупный интегратор поступит иначе. Он сначала выяснит, как новые вводные повлияют на бюджет и сроки исполнения, и только потом начнёт действовать (или нет). 

И где же тогда кроется истина? Примерно посередине. Если заказчику нужно быстро решить какую-то задачу, реализовать MVP, нишевые задачи, то ему точно надо обращаться в небольшую компанию, которая специализируется на конкретных решениях. Для внедрения сложных, долгосрочных и масштабируемых систем с 20+ интеграций лучше выбирать крупную компанию. Всё индивидуально и напрямую зависит от стоящей задачи. 

Но бывают и исключения (когда получается и сложно, и быстро)! Приведём пример из нашей практики. В 2023 году компания «НЭП» перевела две производственные площадки заказчика с иностранного SAP на импортонезависимое решение на платформе 1С всего за 2,5 месяца (с полным контуром учёта и интеграцией в существующие системы). И сделала это командой из шести человек! В более крупном интеграторе только на предпроектное обследование и согласование ТЗ могло бы уйти столько же времени. 

Стоимость

Стоимость проекта – ещё один критерий, по которому заказчик выбирает исполнителя. И тут тоже не обходится без иллюзий и заблуждений. 

Крупные интеграторы могут предлагать более выгодные на первый взгляд условия: бесплатные предпроектные работы, длительные отсрочки платежа и прочее. Но всё это, как правило, хорошо отработанные уловки, чтобы войти в проект. Все основные инвестиции такой исполнитель соберёт потом: доработками и дополнительными соглашениями. Так что не попадайтесь на этот крючок и требуйте прозрачности ещё перед стартом проекта. 

Цена проекта в небольшой IT-компании на выходе чаще оказывается ниже не из-за экономии на качестве и кадрах (специалисты в небольшой компании зарабатывают так же, как в больших), а благодаря другим факторам: 

  • минимум административных издержек;

  • отсутствие «лишних» звеньев в исполнительской цепочке;

  • возможность выполнять проекты меньшим, но более универсальным составом. 

На стоимость проекта может влиять территориальная принадлежность исполнителя. У региональных игроков цена может оказаться ниже, чем у столичных, а у компаний с одним-двумя ресурсными центрами на периферии ниже, чем у крупной филиальной сети. Заказчик должен решить для себя, насколько для него важно, чтобы офис IT-партнёра находился в том же городе, что и у него. Необходима ли для него возможность «экстренного выезда» исполнителя по звонку или достаточно удалённого подключения для решения всех вопросов. 

Чтобы выбрать исполнителя по этому критерию мы рекомендуем запросить оценку проекта у нескольких исполнителей, проанализировать предложения и выбрать наиболее подходящее. Ну и, конечно, не хвататься за самое дешёвое – потому что скупой платит дважды.

Вместо резюме

Хочется порекомендовать всем заказчикам IT-услуг выбирать не столько компанию (большую или маленькую), но, скорее, опытную и сработанную команду IT-специалистов, увлечённую и готовую к новым вызовам. А она (команда) может оказаться в любой IT-компании – и большой, и поменьше. Вот почему так важно личное знакомство с командой исполнителя ещё до старта проекта автоматизации: чтобы совместно обсудить задачу, выяснить компетенции и роли каждого участника команды. Ведь с ними вам предстоит общий путь, полный открытий и неожиданностей.

Не забывайте, что главное в подрядчике – не размер, а другие факторы: 

  • гибкость и адаптивность к вашим требованиям;
  • скорость и качество принятия решений;
  • экспертность в решении задач, схожих с вашими;
  • прямая коммуникация с ключевыми специалистами;
  • адекватная цена. 

Перефразируя слоган известной рекламы: если нет разницы (крупным будет исполнитель или поменьше), то зачем платить больше?

Big and Small

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

12 августа 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов