Супруги-предприниматели Анастасия Крупинина и Леонид Бадин запустили несколько лет назад проект TeaArtStudio, одна из главных фишек которого – микс творческого мастер-класса и чайной церемонии. Их «ламповая» чайно-творческая мастерская за эти годы выросла в успешную компанию, в линейке которой на сегодня 200 видов выездных активностей, а основная аудитория - корпоративные заказчики. О том, как заработать на выездных мастер-классах, порталу Biz360.ru рассказала Анастасия Крупинина.
Анастасия Крупинина, 32 года, предприниматель из Москвы, сооснователь чайно-творческой мастерской
TeaArtStudio. Окончила РУДН по специальности «психолог». До запуска семейного бизнеса работала мастером китайской чайной церемонии и ведущей творческих занятий для детей и взрослых в семейных и развивающих центрах. Проект развивает совместно с мужем Леонидом Бадиным. Леониду 34 года, до запуска проекта он работал в издательстве. В семье растут двое маленьких детей.
Мой папа - инженер, а мама – предприниматель, у неё небольшой магазин. После 9 класса я пошла учиться в юридический колледж - родители посчитали, что «юрист в семье пригодится», а я не стала возражать, так как не знала, чего хочу. Но вся эта нормативно-правовая бюрократия вызывала во мне стойкое чувство скуки и бессмысленности.
Какое-то время думала, чем хочу заниматься, в чём моя сила - и пришла к тому, что мне нужно работать с людьми: я умею слушать и понимать, мне нравится быть полезной и оказывать поддержку. Так, после колледжа я пошла учиться на психолога. Ездила на подготовительные занятия при РУДН, параллельно подрабатывала в магазине у мамы - она доверила мне организовать небольшой чайный отдел, и с этой целью подарила обучение в «Школе чайного мастерства» в одном московском чайном клубе.
Атмосфера и антураж чайного клуба меня впечатлили - я никогда раньше не бывала в подобных местах. На занятиях подробно разбирали классификацию чая, историю, географию регионов произрастания чая. Невероятно интересно, красиво, ново и вдохновляюще! Мне тогда было 17 лет.
Я поступила на первый курс РУДН на кафедру социальной психологии (вечернее отделение), и учёбу хотела оплачивать сама - решила работать утром, а вечером ездить в университет. Устроилась в маленькую компанию New Work City, которая помогала клиентам найти работу за рубежом. Однажды на корпоративе для нас проводили церемонию в чайном клубе – и у меня внутри что-то «дзынькнуло», я поняла, что хочу быть не гостем, а сама вот так заваривать чай для гостей, что вот оно моё...
В январе 2006 года я наткнулась на объявление, что в Клуб чайной культуры в саду «Эрмитаж» нужен ведущий чайного действа. Позвонила, договорилась о собеседовании. И меня взяли! Я проработала тут 3,5 года с большим удовольствием: проводила чайные церемонии, помогала с организацией праздников и мероприятий клуба, занималась сайтом. А ещё в чайном клубе мы познакомились с мужем. Леонид пришёл туда в том же 2006 году, и ушли мы примерно в одно время.
Долгое время я думала, что чайный мастер - идеальная работа для меня. Но спустя три с лишним года почувствовала, что пора двигаться дальше: настигло ощущение потолка и предсказуемости, стало тесно в рамках чайного клуба, кроме того внезапно меня стали раздражать вполне материальные вещи, на которые я раньше закрывала глаза - вроде маленькой зарплаты и её задержек.
На одной из программ повышения квалификации по психологии я познакомилась с прекрасным человеком - Мариной Савельевой, руководителем семейного клуба «Развитие». Она пригласила меня в выездной семейный лагерь проводить чайную церемонию. Позже я стала вести арт-терапевтические и творческие занятия в выездных лагерях и семейном клубе на Сретенке.
Мне нравилась свобода творчества и домашняя атмосфера, нравился принятый в клубе подход к детям - уважительный, внимательный, нравились коллеги - спокойные, отзывчивые, рассудительные, душевные. Но работа там была не регулярной, поэтому я продолжала искать деятельность для себя и себя в деятельности.
В центре «Развитие» я активно осваивала разные handmade-техники: прошла курс декупажа, брала уроки валяния, варила мыло и т.д. Меня «распирало» - хотелось делиться вдохновением, мне очень нравилось, когда на моих занятиях взрослые люди, которые со школы не рисовали, брались за краски или глину, включались в процесс и уходили не только с симпатичным предметом, созданным своими руками, но и с ощущением «Вау! Это я сделал?! Я, оказывается, могу!»
В 2010 году мне дали «добро» на то, чтобы в помещении семейного центра проводить авторские занятия. Я назвала свою мини-студию «Чайно-творческая мастерская», так как это наилучшим образом отражало суть.
«ЧАЙНО»: отличительной фишкой было то, что каждое занятие сопровождалось настоящей китайской чайной церемонией (на тот момент такого в Москве ещё не было - рукоделие было отдельно, а чайные церемонии – отдельно). «ТВОРЧЕСКАЯ»: на каждом занятии участники знакомились с каким-либо видом ручного творчества. «МАСТЕРСКАЯ»: это процесс и атмосфера, место, где творят. И люди, приходившие на занятия, переключались от повседневных забот и творили-мастерили-создавали.
Участников мастер-классов находила через интернет: размещала объявления в ЖЖ (тогда он был активной площадкой) в тематических сообществах и на своей странице, также ко мне приходили посетители и сотрудники семейного клуба. Страница в ЖЖ в тот момент заменяла сайт - там был верхний пост с рассказом о том, чем я могу быть полезна, контакты, фото, а ниже - посты с фото-отчётами и новостями.
Однажды позвонила женщина (до сих пор помню её имя - Ольга), поздоровалась и сказала, что увидела, что я провожу разные мастер-классы. Она пригласила меня поработать в течение нескольких дней в «Леруа Мерлен» - проводить мастер-классы по декупажу для посетителей магазина. Ольга очень извинялась, что бюджет ограничен и за этот проект оплата скромная. Но за несколько дней в «Леруа» я заработала столько же, сколько обычно зарабатывала за месяц подработок в разных местах! Это был новый интересный опыт - первый мой выездной мастер-класс. Затем через ЖЖ я нашла заказ на проведение выездного мастер-класса по декупажу на эко-сумках для компании Unilever.
Леонид в тот момент работал в издательстве и мне помогал в основном физически - возить материалы на мастер-классы и обратно (сумки с красками и заготовками были тяжёлыми) - и морально (выслушивал метания моего творческого ума и всячески поддерживал), а также дома составлял компанию в творческих экспериментах. По правде говоря, мы веселились и поначалу ни о каком бизнесе и не думали.
В 2011 году я проводила мастер-классы по разным handmade-техникам на мероприятиях в качестве приглашённого мастера, вела занятия «Чайно-творческой мастерской» на Сретенке, а также стала регулярно устраивать частные мастер-классы дома или выезжала с индивидуальными уроками по декупажу, свечам, валянию, шоколадоварению.
Тогда же была попытка заработать на мастер-классах онлайн. Мы отсняли несколько уроков, и я провела пару вебинаров. Онлайн-направление у нас не пошло - прежде всего потому, что самим стал скучноват такой формат. И параллельно стало больше интересных живых мастер-классов.
В 2011 году заработал наш сайт Teaartstudio.ru, а в 2012-м мы зарегистрировали ИП, и это дало возможность работать с крупными компаниями - как агентствами, так и прямыми заказчиками. Тот год стал для нас весьма знаковым и насыщенным - на регулярной основе пошли заказы на выездные мастер-классы (в том числе на крупные мероприятия), мы поучаствовали в ряде фестивалей и выставок с мастер-классами.
Тогда нас впервые пригласили в другой город - проводить чайную церемонию в Калининграде для сети Х5 Retail Group, а также в другую страну – на мастер-класс по созданию гелевых свечей для сети отелей Jumeirah в Киеве. А ещё в 2012-м мы поженились и на пару месяцев уехали в свадебное путешествие по Юго-Восточной Азии с рюкзаками за плечами, весьма скромным бюджетом, но вполне насыщенным маршрутом.
В то время особых денег у нас не было, и всё делалось по максимуму своими руками. Когда стали появляться заказы на выездные мастер-классы, расходные материалы закупали на внесённую предоплату.
Первые год-два у нас был низкий порог минимального заказа (от 6000 рублей, включая все материалы, выезд и работу) и много частных выездов «по мелочи» - когда готовишься, выкладываешься, едешь, проводишь по максимуму, а выхлоп на выходе за вычетом всех расходов минимален. И мы подняли порог минимального заказа с 6 до 10 тысяч рублей.
Поначалу у нас не было ни склада, ни сотрудников. Была стадия «всё сами» - сами обрабатывали заказы, сами всё закупали и собирали, сами ездили и проводили мастер-классы. И материалы хранили в собственной квартире.
Первый склад мы арендовали в конце 2013 года - к тому моменту творческими материалами был увешан весь балкон и половина квартиры, а в дни крупных заказов - вся квартира. После того, как у нас появился склад, а соответственно, графа постоянных расходов, пришлось поднять минимальный заказ до 12 000 рублей.
В 2013 году мы взяли на себя много, и к началу 2014-го сильно устали физически. Особенно умотались в новогодний период - ежедневные сборы-разборы-закупки, выезды на сами мастер-классы, потом работа с сайтом и т.д. И мы решили устроить себе отпуск-перезагрузку и поехать в путешествие по Индонезии, Малайзии и Таиланду с билетом в один конец, чтобы вернуться, когда захотим.
Мы разобрались, как принимать звонки и заказы удалённо, интернет позволял регулярно отвечать на письма и вести сайт. К тому моменту у нас уже была надёжная команда мастеров на все руки. Пригласили в наше отсутствие выезжать «за старшего» - координатором на мероприятия - мою маму, чтобы гарантировать максимально качественную работу. Она прекрасно справилась с задачей. Но работать с родственниками всё же - не лучшая идея.
Пропутешествовав 2,5 месяца, в мае 2014-го мы вернулись с новым опытом - опытом дистанционного управления нашим маленьким бизнесом. Это было весьма кстати - в конце 2014-го родился наш старший сын, и с этого времени я перестала ездить на мероприятия, и вообще началась совсем другая жизнь. Муж ездил на мастер-классы координатором, организовывал сборы и закупки материалов. Моя же работа стала 100% удалённой, так как я круглосуточно была рядом с малышом. Пока сын спал, отвечала на письма, планировала подготовку к мероприятиям, договаривалась с мастерами и вела сайт.
К 2016 году пришло понимание, что нужно делегировать то, что возможно, и как-то разгрузить себя. В первую очередь, делегировали работу на сайте и в соцсетях: написание новостей, публикацию фото-отчётов, подготовку постов. Спустя некоторое время, проведя ряд собеседований, нашли менеджера по работе с клиентами, делегировав работу с почтой и документами, а также ответы на входящие звонки.
Для удобства как менеджера, так и заказчиков обновили прайс, сделали его максимально удобным и понятным: с помощью графы поиска можно найти интересующую услугу в считанные секунды. Также мы прописали по каждой позиции детали - вроде проходимости и технической информации. Заказали новые фирменные фартуки и визитки.
В том же 2016 году помимо выездных мастер-классов взялись за развитие направления студийных мастер-классов в помещении в районе ВДНХ. Наняли пиар-менеджера для продвижения своих услуг как в студии, так и на выезде, проплачивали размещение рекламы.
К началу 2017 года снова накопилась усталость - ничего не хотелось, всё порядком надоело - перегруз давал о себе знать. Это был какой-то нон-стоп без возможности отдохнуть. Мы вообще думали оставить всю эту историю с чайно-творческой мастерской, и начать всё с нуля. Нужна была перезагрузка. Взяли билеты в один конец и втроём с 2-летним сыном улетели в Индию на море. Вернулись спустя четыре месяца.
После этого решили не брать на себе выше сил, а брать ровно столько, чтобы оставалось время для простых радостей, чтобы чувствовать себя живыми и свободными. Тогда мы сократили расходы на рекламу, попрощались с pr-менеджером, взяли склад поменьше - решили не хранить лишнего и выкинули весь хлам.
Студийное направление свернули, потому что устали собирать группы - на это уходит огромное количество времени. Люди записываются, и половина не приходит, не предупредив, даже при связи накануне. И с финансовой точки зрения выездные мастер-классы гораздо рентабельнее.
Нам стало легко и снова интересно заниматься делами мастерской. Потихоньку вносили изменения на сайт, обновляли разделы и страницы, добавляли новые активности. К нам продолжали поступать солидные заказы от крупных компаний.
Сейчас мы не всегда живём в Москве, у нас всё налажено для дистанционного руководства мастерской - на мероприятия за старших выезжают координаторы, мастера - опытные, сбор материалов на складе идёт в самом лучшем виде, общение с заказчиками и мастерами ведём по телефону и по интернету. Как показывает опыт, всё хорошо работает и без нашего непосредственного присутствия на месте, но мы держим руку на пульсе и на связи по каждому заказу.
Несколько месяцев назад состав нашей семьи расширился, теперь у нас двое детей. И сейчас у нас интересный новый период: мы учимся находить баланс между личным и рабочим.
Мы начинали примерно с десятка активностей: предлагали то, что умеем и проводим сами (чайные церемонии, декупаж, валяние из шерсти, создание разных свечей, декорирование футболок и сумок, мыловарение, шоколадоварение). Потом начали приглашать других специалистов и расширять список предлагаемых мастер-классов. При этом регулярно осваивали дополнительные техники.
Например, как-то я проходила обучение у архангельского мастера по росписи пряников. Когда были на Бали - брали урок у индонезийского мастера по батику. Когда были в Стамбуле - учились у турецкого мастера рисованию на воде - эбру. Часто новые активности добавляли после путешествий, вдохновившись и на свежую голову. Но сейчас у нас те же эбру, батик и пряники проводят другие мастера - те, кто регулярно практикует, кто поддерживает уровень мастерства и растёт каждый в своём узком направлении.
Какие-то идеи новых мастер-классов мы придумываем сами, какие-то - наши мастера предлагают, а мы прислушиваемся и добавляем, либо заказчики запрашивают - и мы разрабатываем под конкретное мероприятие, а потом можем добавить в общее предложение на сайте.
Когда приходит нестандартный творческий заказ на что-то, что мы ещё не проводили - поручаем разработку кому-либо из наших опытных мастеров. Те пробуют дома, экспериментируют, высылают нам свои фото-видео, мы обсуждаем, при необходимости - согласуем с заказчиками.
И так постепенно, шаг за шагом, с десятка мастер-классов дошли до двух (!) сотен. У нас есть не только уже привычные живопись, флористика или кулинария, но и более экзотические направления – например, каллиграфия, роспись вееров, создание парфюмерных ароматов и т.д.
В нашем бизнесе есть сезонность. Пики заказов связаны с праздниками - это прежде всего 8 марта и Новый год (весь декабрь загружен). После пиков – неизбежный спад. Ну и есть ровные участки в течение года.
В среднем мы проводим 5-10 мероприятий в месяц (за исключением пиковых марта и декабря). На каждом из мероприятий может быть заказано несколько активностей. Накануне 8 марта у нас было 20 заказов на один день - параллельно в разных местах, это наш рекорд на данный момент. Самый крупный заказ по количеству мастер-классов на одном мероприятии - 11 в одном месте. Самый крупный по бюджету - порядка шестисот тысяч рублей за мероприятие. Это было городское мероприятие в Парке Победы, где наши мастер-классы длились почти целый день, каждый мастер-класс - на несколько сотен участников; там и расходная часть солидная была.
Наши расходы - это оплата материалов и оплата труда мастеров (основная доля), аренда склада, транспортные расходы, налоги, бухгалтерские и банковские услуги, курьерские услуги (доставка материалов, доставка закрывающих документов), оплата копирайтеру и дизайнерам позадачно, мобильная связь, оплата хостинга и домена. Суммарно расходы в итоге - около 50-70% от стоимости заказа.
Для удобства заказчиков мы предусмотрели два вида расчёта стоимости:
-
Почасовая оплата, куда включены материалы с учётом средней проходимости при работе в потоковом формате - это удобно для крупных/массовых мероприятий, где неизвестно точное количество участников.
-
Оплата по количеству участников - когда заранее известно точное их количество.
Минимальный заказ на любой выездной творческий мастер-класс или чайную церемонию на сегодня - 18000 рублей. Самые недорогие мастер-классы - создание печатей из пробок, роспись камней и плетение фенечек – стоят 300 рублей за участника (при заказе на 100 участников). Средние цены: 500-800 рублей за участника при заказе на 50-100 участников; или 9-12 тысяч рублей в час за мастер-класс, включая материалы - для массовых мероприятий. Вообще, так как активностей много, и очень разные затраты на материалы, диапазон цен приличный - от 3 до 30 тысяч рублей в час при почасовой оплате.
Самый дорогой мастер-класс на данный момент – флорариум, создание домашнего настольного сада в стеклянной ёмкости. Наш мастер-флорист рассказывает тонкости создания экосистем, их оформления и особенностей ухода. При создании тематического сада добавляют ракушки, камни, шишки, каменистый грунт, песок, элементы декора, фигурки. Мастер-класс интересный, красивый, расслабляющий, и результат долго радует участников - каждый забирает мини-садик домой.
Мини-сады могут быть прекрасной альтернативой цветочным букетам. И красиво, и необычно, и долговечно. Живые растения, опять же. Долго радуют глаз и неприхотливы в уходе. Стоимость хоть и выше других наших активностей (в расчёте на одного человека), но вполне демократичная - 3000 рублей с участника в VIP-формате, когда композиция создаётся в больших стеклянных ёмкостях или чайниках, или от 1000 рублей с человека, когда садики создаются в ёмкостях меньшего размера и с более простыми растениями.
Самый популярный мастер-класс менялся на протяжении времени. У нас был период бума на парфюмерный мастер-класс, мы даже шутили, что пора переименовываться в чайно-парфюмерную мастерскую. Роспись футболок - стабильно популярный мастер-класс. Сейчас один из самых популярных мастер-классов - рисование вином.
Большая часть заказов - выезды на мероприятия в Москве и Подмосковье. Но бывают и выезды в другие города. Даже в Магадане как-то организовывали мастер-класс.
Когда мы только начинали, то активно участвовали в фестивалях. Сейчас у нас другая целевая аудитория - ориентируемся на корпоративные заказы, а на фестивалях больше «частников», для них текущий порог нашего минимального заказа (18 000 рублей) чаще всего высоковат. К тому же участие в фестивалях дело очень энергозатратное, а аренда и вложения далеко не всегда окупаются.
Мы перестали давать платную рекламу, так как нам хватает заказов. У нас высокий процент постоянных клиентов и тех, кто приходит по рекомендации. Примерно половина наших клиентов - это корпоративные заказчики. Сильное увеличение заказов на текущем этапе может отразиться на качестве, так как сейчас мы лично контролируем работу над каждым заказом. Чтобы браться за большее количество заказов и при этом обеспечить высокое качество услуг, нам нужно немного иначе настроить бизнес-процессы - в таком случае можно будет и платную рекламу давать.
Одно время у нас был администратор соцсетей, который вёл группы «по науке» - с фановым контентом, с акциями-конкурсами, с новостями и т.д. Но для продвижения выездных мастер-классов для корпоративных мероприятий это оказалось не очень эффективным - особого прироста заказов из соцсетей это не дало.
В настоящий момент основное продвижение - это регулярное размещение новостей/фото-отчётов на сайте, в соцсетях и на профплощадке Eventcatalog (продлеваем каждый год платный аккаунт за 10 тысяч рублей). Поддержание активности на сайте и в соцсетях + наработанная база дают нам достаточный приток заказов.
Наши страницы есть в Facebook, Instagram, «ВКонтакте». Мы оплачиваем работу копирайтера и размещение новостей в соцсетях. Но большая часть клиентов находит наш сайт через поисковики. У нас хорошая выдача за счёт большого количества уникального контента - фото и текстов на тему выездных мастер-классов и чайных церемоний.
Маркетологи говорят, что наш сайт недостаточно продающий, и мы знаем, что есть моменты, которые нужно доработать. Но в целом нам нравится сайт - он уютный и живой, как мы любим, а ещё - удобный и информативный: при помощи поиска можно быстро найти любой мастер-класс, на страницах с описаниями активностей есть фото-отчёты с мероприятий. Над текстами постоянно работаем - дополняем, обновляем.
Наш клиент - это чаще всего либо представитель ивент-агентства, либо сотрудник компании, который отвечает за какой-то участок работы на корпоративе.
Ивент-агентства ищут надёжного подрядчика на мероприятие клиента - корпоратив или презентацию. Им нужно, чтобы работа творческой зоны была организована максимально слаженно и чётко, чтобы всё выглядело аккуратно и представительно, чтобы мастера были опытные, с приятной внешностью, доброжелательные, чтобы вовремя начали работу на мероприятии, чтобы всё прошло в лучшем виде и с минимальными хлопотами для агентства.
Специфика этой аудитории в том, что они имеют определённый опыт в сфере организации мероприятий, и поэтому хотят заранее обсудить как можно больше деталей - им важны нюансы, о которых прямые заказчики часто даже не задумываются (например, сколько тепла выделяет горелка для чая, или каков диаметр пряников).
Сотрудники агентств нередко более требовательны и менее терпеливы, чем прямые заказчики. Зачастую просят предоставить максимально расширенную информацию со всеми подробностями в максимально сжатые сроки.
Вторая категория заказчиков - сотрудник компании, которому поручили найти творческий мастер-класс для конкретного мероприятия. Это может быть либо корпоратив, либо подарок-поздравление коллегам – например, нередко мужчины дарят женщинам-коллегам мастер-классы на 8 марта. Заказчики из компаний часто изначально настроены более лояльно и дружелюбно, они описывают свои пожелания и прислушиваются к рекомендациям.
И есть небольшая часть частных заказчиков, кто заказывает мастер-классы на свадьбу, девичник, день рождения.
Помимо нас есть порядка 10 компаний, которые организуют выездные мастер-классы. Мы особо не следим за деятельностью конкурентов, мы вообще не «соревновательные». Больше концентрируемся на том, чтобы делать своё дело красиво и качественно, в своём стиле и так, как считаем нужным. У нас нет задачи кого-то обогнать и взять больше всех заказов. Нам хватает. Концентрируемся на клиентах, а не на конкурентах.
Наша специализация - корпоративные и деловые мероприятия среднего и премиум сегмента. Ряд других компаний делают акцент на детских и частных мероприятиях, или на мероприятиях эконом-сегмента, но это не наша аудитория.
Наши фишки в нюансах. Особенно крутые наши активности в восточном стиле - китайском, индийском, японском. Взять, к примеру, мастер-класс по росписи вееров - мы нашли добротные заготовки и расписываем в традиционном стиле, оформляем всё антуражно. Это вам не блёстки с перьями на веер наклеить! Или индийская чайная церемония. Один из рецептов я привезла из путешествия по северу Индии - варим кашмирский чай с шафраном. Недавно стали ещё и арабскую чайную церемонию проводить, очень красивую - мастер в традиционном костюме, аутентичная металлическая посуда, свежая мята, чай из маленьких стаканчиков.
Бывает, что наши идеи распространяются и за пределы мастерской. Например, как-то мы придумали и разработали мастер-класс «Чайная мастерская» - создание чайных купажей. Описали, отсняли, выложили в новостях на сайте. И спустя несколько месяцев этот же мастер-класс стал появляться в других местах. Или необычный и весёлый мастер-класс по декорированию касок мы разработали несколько лет назад к определённому мероприятию - и спустя некоторое время его стали активно копировать.
Сейчас мы акцентируемся на качестве оказываемых услуг, оттачиваем детали. Задачи мастерской - работать слаженно и на высоком уровне, сделать заказ у нас максимально простым и приятным для клиентов, чтобы он приносил нашим заказчиком как можно меньше хлопот и как можно больше приятных впечатлений.
Чайно-творческая мастерская - наше детище: красивое, интересное, полезное и приятное людям. Мы несём прекрасное, в меру сил и возможностей. Это путь, которым мы идём, меняясь на этом пути, и трансформируя, соответственно, бизнес-процессы. Но мы понимаем, что это ещё не всё. Мы не ограничиваемся этим проектом, смотрим вперёд, прислушиваемся к себе и своей интуиции. To be continued.
Искусство для бизнеса: как заработать на творческих тимбилдингах.
Готовить - легко! Как устроена и на чём зарабатывает кулинарная студия.
Бизнес профессора Звездунова: как заработать на научных шоу для детей.