В условиях экономической турбулентности бизнесу сложно управлять своими финансовыми потоками. Тем более, если учитывать новые вводные в виде антироссийских и ответных санкций. Перед многими предпринимателями каждый день встаёт множество сложных вопросов: как не допустить кассового разрыва; как поднять цены, чтобы не потерять клиентов; что делать, если деньги компании зависли в банке и нет возможности ими воспользоваться и т.д. О том, как управлять финансами компании в кризисной ситуации, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал Илья Петров, генеральный директор компании Moulin Villa.
Илья Петров – 32 года, сооснователь и директор компании
Moulin Villa. В 2010 году окончил экономический факультет Высшей школы экономики, а в 2012 году стал магистром экономики РАНХиГС. Прошёл путь от менеджера в АКБ «Международный финансовый клуб» до финансового директора в компании «Дривикс Лед». В 2017 году стал акционером и исполнительным директором компании Moulin Villa, которая производит кухонные аксессуары и продаёт их по всему миру.
Многим компаниям удалось более-менее удачно преодолеть кризисы, которые случились в 2014 и 2020 году. Их основатели принимали новые условия игры, проявляли гибкость и адаптивность. В этом году против нашей страны были введены беспрецедентные санкции, и сейчас бизнес переживает очередной шторм, разрушающая сила которого, возможно, намного мощнее, чем приходилось переживать раньше.
С конца февраля предпринимателям из разных сегментов рынка пришлось работать в условиях полной неопределённости. Из-за постоянных изменений, связанных с геополитической и социально-экономической обстановкой в стране, бизнесу в целом и предпринимателям в частности постоянно приходится сталкиваться с различными вызовами.
Все они влекут за собой изменения в управлении компанией. Чтобы с ними справиться, продолжать работать и даже расти, приходится пересматривать существующую финансовую модель и адаптировать её для новой реальности.
Наша компания Moulin Villa тоже справилась с несколькими кризисами и сейчас переживает самый масштабный. Я, опираясь на наш опыт, сформулировал несколько рекомендаций о том, как в кризис управлять бизнесом и капиталом компании.
От умения лидера провести команду через сложные времена зависит её выживание. Роль руководителя компании в периоды турбулентности приобретает особое значение
Как правило, в такое время он должен брать управление основными процессами в свои руки. Это нужно делать из-за регулярных и даже ежечасных изменений, которые вносят коррективы в работу. Действовать «как раньше» в кризис не получится, поскольку появляется много новых вводных, а горизонт планирования значительно сокращается.
У руководителя много задач, ему нужно решать юридические вопросы, связанные с валютными ограничениями из-за санкций, планировать в целом финансы компании и регулировать выплаты, отслеживать работу с партнёрами, а также поддерживать свою команду.
Чтобы ничего не упустить, собственникам компании нужно держать руку на пульсе, контролировать ситуацию и постоянно принимать точечные решения, исходя из происходящих изменений.
Модель управления деньгами компании в период нестабильности отличается от докризисной. Часто в кризис у бизнеса нет возможности достигать целей, которые были установлены ранее, компании стараются просто выжить. В такие периоды стоит пересматривать систему контроля денежных потоков и запускать в работу инструменты, позволяющие минимизировать негативное влияние экономических факторов.
Как правило, модератором бюджета в компании является финансовый директор, его задача – предлагать меры по сокращению кассовых разрывов. Но, на мой взгляд, в кризис контролировать финансовые потоки должен руководитель, вести double check (двойную проверку) всех затрат, отслеживать соблюдение лимитов по статьям бюджета, моделировать ситуацию по принципу «что, если», чтобы при необходимости менять приоритетность и избегать кассовых разрывов.
До недавнего времени банки постоянно пополняли перечень доступных услуг, в том числе из-за нарастающей активности компаний малого и среднего бизнеса, которые принимают участие во внешнеэкономической деятельности. Сейчас и компаниям, и банкам приходится непросто.
Например, мы сотрудничаем с Китаем и имеем возможность совершать платежи, но импорт из Европы сократился почти до нуля, из-за чего перевести деньги в нужной валюте практически невозможно.
Российскому бизнесу, работающему на мировом рынке, стоит обращать внимание на коммерческие банки, не связанные с государством, и пробовать открывать счета у них. Выбирать банк следует, исходя из предложенных им условий сотрудничества. Обращайте внимание на доступные валюты и стоимость валютных платежей, стоимость открытия счёта и его обслуживание. В период неопределённости правильный выбор финансового партнёра для сопровождения внешнеторговых сделок позволяет бизнесу минимизировать риски.
Вариантов выживания «в затяжном пике» длительного кризиса несколько: снижение издержек, диверсификация, расширение сферы влияния и доли рынка. Многие компании идут по первому пути и сокращают «распухшие» в тучные годы статьи расхода. Это правильно, но также важно видеть и пути развития, возможности, которые открываются в кризис.
Многие логистические цепочки сегодня разрушены и предпринимателям приходится искать новые пути для выхода на рынки. Например, компаниям, которые занимаются импортом, следует найти товар с коротким логистическим плечом в России. Также они могут производить товар на территории нашей страны с целью импортозамещения.
Например, мы так и сделали. Перенесли почти треть своего бизнеса по выпуску кухонных аксессуаров и посуды для приготовления пищи на контрактное производство в Россию, за счёт этого сократили сроки поставки, производства, снизили валютные риски.
Говорят, что кризис – время возможностей. Может быть, раньше вы и не задумывались о расширении бизнеса, а сейчас это единственный шанс выжить. Представителям ритейла в новой реальности можно попробовать открыть бизнес за границей. Например, в Арабских Эмиратах. Сейчас самое время тестировать новые логистические цепочки и завозить санкционный товар через третью страну.
Создание офиса за рубежом позволяет бизнесу совершать множество операций, на которые наложены ограничения в нашей стране. Вы можете выбрать локацию с развитой инфраструктурой для производственных компаний, найти дешёвую рабочую силу. Всё это позволит вам вести бизнес на иностранном рынке и не попасть под санкции.
Финансовая устойчивость компании зависит не только от грамотного управления денежными потоками, но и от качественной работы сотрудников. От того, насколько собранной и работоспособной будет команда, зависит выживание бизнеса.
В кризис особенно важно держать связь с командой, открыто общаться и правильно мотивировать продакт-менеджеров для быстрой оборачиваемости товаров.
В сложившейся ситуации у компаний нет возможности строить планы на перспективу, как они привыкли это делать. Конечно, это пугает. Но кризис – время максимальной собранности и работы на результат. Важно продолжать свою деятельность и усиливать отслеживание стоков продуктов. Это позволит быстрее оборачивать деньги и достичь той самой устойчивости. Не бойтесь просить помощи у команды, потому что выбраться из кризиса вы можете только вместе.
В период нестабильности важно принимать во внимание все факторы, которые могут сказаться на стабильности компании. Кризис касается не только вас, но и ваших клиентов. Они могут меньше покупать или не оплачивать счета. Поэтому стоит пересмотреть свой клиентский портфель и вовремя предпринять соответствующие меры.
Поскольку устойчивые клиентские потоки являются определяющим элементом стратегии развития, то стоит продолжать сотрудничество с надёжными партнёрами. С теми, в ком уверенности нет, следует провести переговоры и пересмотреть способы оплаты. Например, ввести предоплату или вовсе отказаться от сотрудничества.
Сейчас особенно актуален девиз «один за всех и все за одного». Люди – это основной актив компании и нельзя за счёт сокращения штата снижать финансовые издержки. Конечно, иногда нет другого выхода, но такой шаг должен быть последним в списке всех возможных вариантов.
Можно легко расстаться с командой квалифицированных специалистов, но в будущем будет достаточно сложно собрать их снова. Ещё в связи с массовыми сокращениями персонала в разных сегментах рынка сейчас можно усилить свою команду, нанимать высококлассных специалистов, которые остались без работы на фоне ухода иностранных компаний с нашего рынка. Не стоит пренебрегать такой возможностью.
Помимо уже существующих программ поддержки малого и среднего бизнеса государство вводит дополнительные экстренные меры для его развития в кризисных условиях. Эти меры включают в себя субсидии, гранты, налоговые послабления, выгодные условия кредитования и особые условия участия в государственных закупках. Конечно, это не поможет вам решить все свои проблемы, но смягчить удар от введённых санкций, возможно, получится.
Во все времена чёткая финансовая модель и понятный бюджет позволяли бизнесу расти и развиваться. Сейчас чёткая структура в денежных вопросах компании позволяет ей быть гибкой, а руководящему составу оперативно принимать решения. Соблюдая эти несложные рекомендации, бизнес сможет расти и развиваться даже в период неопределённости.
Многие видят в кризисе экономическое дно, а мы с коллегами ищем возможности. Сейчас важно двигаться – налаживать логистику, закупать и поставлять товар, не снижать уровень сервиса и стараться усиливать команду, пополняя её высококвалифицированными кадрами.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».