Всего за несколько дней с начала кризиса-2022 для российского бизнеса кардинально изменились условия работы. Логистические проблемы, отказ многих поставщиков от сотрудничества, невозможность расчётов с контрагентами – лишь некоторые из возникших сложностей. Портал Biz360.ru опросил предпринимателей о том, какие изменения происходят сейчас в их компаниях и как они планируют преодолевать новые трудности.
Анна Тимофеева,
руководитель проектов репутационного агентства
Faros.Media
Сейчас все замерли в некотором ожидании, сместив фокус внимания на политические события. Мы приостановили старт работ с некоторыми из клиентов: следим за событиями и ждём момента, когда наше сотрудничество снова станет уместно. При этом ситуация с клиентами, с которыми работаем давно, не изменилась: каждый день им оказывается полноценный объём услуг.
Сейчас предпринимателям в России придётся столкнуться с множеством проблем. Это рост цен на любые поставки или их полное прекращение, трудности с работой приложений и сторов, и ещё большее количество возражений, если речь идёт не о товарах первой необходимости.
Отдельная проблема с командой – от необходимости поднимать моральный дух до разделения коллектива на лагери по политическим убеждениям. К счастью, нам этого удалось избежать. Мы сразу заявили на корпоративном совещании, что у нас есть определённая позиция. И если у сотрудников отношение к ней не нейтральное, то лучше сразу расстаться. Таких не оказалось.
Что касается стоимости услуг - пока мы не вводили никаких изменений. Но, как и любой другой бизнес, в текущих условиях должны быть гибкими и адаптироваться под условия каждого дня.
Хенрик Винтер,
сооснователь ресторанного холдинга
Tigrus
Ситуация сложная. Все поставщики повышают цены. Кто-то приостановил отгрузки, а часть контейнеров, которые шли в сторону России, застряли на таможне или были развёрнуты. И когда они попадут в Россию, и попадут ли вообще, непонятно. Мы ждали товар из Аргентины, Польши, Парагвая и других стран.
В связи с этим на рынке появились некие спекуляции. Мы с этим стараемся более-менее жёстко работать. Кто-то напрямую говорит, что просто повышает цену, потому что курс доллара растёт. Хотя мы знаем, что этот продукт – российский. С кем-то договариваемся, где-то корректируем рецептуры блюд.
Часть импорта в сфере питания может пропасть на какое-то время, а, возможно, и навсегда. Мы следим за ситуацией и будем гибко подходить к изменениям в меню. Всё, что можно было заменить без потери вкуса и качества, мы давно заменили. Например, уже два-три года используем сыры и мясную гастрономию российских производителей. Список импортных продуктов, к сожалению, довольно большой. Заменить тунца, оливковое масло, осьминога и даже некоторую зелень (рукколу, ромен) сейчас не представляется возможным.
Тот стремительный рост цен, который мы сейчас видим, нельзя полностью переложить на потребителя. Поэтому мы будем корректировать меню и подстраиваться под рынок. И без финансовых потерь здесь не обойдётся.
Мы уже наблюдаем снижение потока посетителей в ресторанах. Если спад продолжится, то рестораторам предстоит принимать непростые решения: проводить переговоры по снижению или рассрочке арендных платежей, вести работу по удержанию команды, искать пути решения с поставками продуктов и поиском аналогов.
Давать какие-либо прогнозы со стороны бизнеса о стабилизации ситуации в данном случае максимально сложно.
Наталья Дубинина,
директор по маркетингу АО
«Санаторий Лаба» (Краснодарский край)
Санатории – одни из тех компаний, которые пострадают в условиях санкций в первую очередь. Как и все те производители товаров услуг, которые не являются предметом первой необходимости (автомобили, недвижимость, товары неповседневного спроса). Люди скорее будут тратить деньги на продукты питания, делая запасы «на всякий случай», как во времена Советского Союза. К нам в санаторий люди приезжают отдохнуть и подлечиться на термальных источниках, а это, согласитесь, почти роскошь во времена нестабильности и неизвестности.
Что будет с работой, ценами на продукты, сколько мы сможем продержаться в условиях всё новых санкций и ограничений? Об этом люди думают прежде всего, отказываясь от запланированной поездки. У нас после закрытия аэропортов клиенты отказались почти от 20% забронированных путёвок. Это привело к потере выручки, уменьшению заполняемости и сокращению среднего чека.
В связи с обрушением рубля покупательская способность многих наших клиентов снизилась, а себестоимость наших услуг выросла. Мы, конечно, предлагаем клиентам не отказываться от путевок, а перенести их на более поздние сроки. Но многие боятся, чем и когда закончится вся эта ситуация в стране. Люди не решаются строить далеко идущие планы, уверенные, что лучше сохранить то, что есть здесь и сейчас.
При этом мы не прекращаем давать рекламу, расширяем каналы привлечения, даём гарантии возврата денежных средств в случае невозможности приезда. Сделали привлекательные акции со скидками на текущий период и на майские праздники. Жизнь продолжается, и сейчас самое время подумать о своем здоровье, отвлечься, расслабиться и понять, что всё когда-то заканчивается. В том числе, и плохое.
Григорий Болотин,
акционер
«Чебоксарского завода силовых агрегатов»
ЧЗСА – это средняя по размеру компания, но мы выпускаем продукцию для очень широкого круга отраслей. Это и насосы, и компоненты для горнодобывающей и строительной техники, и компоненты для дизельных двигателей. В 2021 году мы также запустили собственное производство техники – вилочных погрузчиков и коммунальных тракторов.
Если рассматривать всю эту линейку продукции, то примерно треть номенклатурных позиций мы «откладываем до лучших времен». Не хочется говорить «теряем», но в моменте это именно так. Это часть сложных позиций, например, электрические вилочные погрузчики, для которых просто не существует российской компонентной базы.
К этой группе могут добавиться и простые изделия, которые мы поставляем на конвейеры крупных предприятий. Так произойдёт, если эти предприятия не смогут найти в России все остальные компоненты для своей техники. Как говорится, «трактор не соберётся без последнего болта». И если окажется, что последний болт поставлялся из Европы, то все поставщики производителя техники могут остаться только с заказом на запчасти.
Ещё треть ассортимента подвержена риску – поставщики подтверждают отгрузку комплектующих, но логистические и финансовые нюансы сейчас непонятны. И последняя треть нашей номенклатурной линейки – это относительно простые позиции, которые полностью производятся из российского сырья. Они поставляются в отрасли, которые менее подвержены цикличности – например, в сферу ЖКХ.
С точки зрения производства, мы создали очень гибкую систему и на одном и том же станочном парке производим продукцию из разных номенклатурных групп. Поэтому мы будем полностью загружать мощности той номенклатурой, которую сможем производить бесперебойно. В этом смысле намного тяжелее будет тем производствам, где нет гибкости и возможности для быстрого манёвра.
У нас ещё в 2020 году была сформулирована стратегия с прицелом на максимальное импортозамещение. Мы понимаем, какие компоненты и каким образом будем локализовывать у себя. Сейчас мы эти проекты начнём форсировать, дополнительно фильтровать с учётом сохранения линейки серийной продукции. Главное для нас, чтобы сохранялся хоть какой-то спрос на продукцию. Тогда мы сможем оперативно подстраиваться под те отрасли, которые будут лучше справляться с «новой реальностью».
Лилия Войцицкая,
основатель сети салонов красоты
Beauty 5
Мы сейчас оптимизируем расходы, проверяем остатки на складах, проводим инвентаризации на всех точках, анализируем процессы. Это необходимо, чтобы максимально быстро реализовать продукцию, избежать ненужных стоков и не тратить деньги на лишние закупки.
Также мы планируем сконцентрироваться на сотрудничестве с крупными поставщиками, чтобы снизить вероятность рисков с поставками. В индустрии салонов красоты сейчас формируются группы, которые оказывают помощь в грамотном планировании заказов.
Чтобы минимизировать влияние происходящего на конечного потребителя, мы решили разделить прайс и меню услуг. В прайсе – наши базовые услуги, на которые мы максимально стараемся сохранить текущие цены. А меню – это цены наших поставщиков на материалы, которые как раз будут меняться. И клиент, например, при окрашивании сможет выбрать базовую услугу в нашем прайсе, а бренд краски в отдельном меню в зависимости от стоимости, которая его устроит. Такой подход даст возможность нашим клиентам чувствовать себя максимально комфортно.
В рамках нашей антикризисной стратегии мы хотим отказаться от использования продукции премиальных брендов. Мы работаем в сегменте «средний плюс», поэтому используем её в небольших количествах, чтобы охватить более широкую аудиторию. Но сейчас именно это направление будем урезать. Безусловно, некоторых поставщиков придётся заменить на российских. Мы уже составили списки компаний, будем их тестировать в течение одного-двух месяцев.
Несмотря на внешние обстоятельства и неблагоприятные прогнозы по повышению цен, мы как сфера услуг будем максимально стараться держать наш прайс, не повышая его для конечного потребителя. Понятно, что в кризисных условиях очень резко падает покупательская способность: люди входят в режим сбережения средств. И мы можем совершить критическую ошибку, если поднимем цены. Несмотря на то, что нас никто не щадит, и поставщики эти цены сразу подняли.
Пока за счёт снижения рентабельности будем стараться удержаться на плаву. Мы уже проходили подобное в пандемию и имеем некоторый опыт.
Кристина Петрова,
основатель агентства
PR Perfect
В нашем портфеле в основном российские клиенты, сейчас мы не наблюдаем каких-то глобальных изменений в рабочем процессе. Однако и развития бизнеса в ближайшее время явно не будет. В начале февраля у нас в работе было рекордное количество потенциальных клиентов, сейчас все переговоры заморожены. На 2022 год мы ставили перед собой цели по расширению команды и росту агентства. Мы отложили их, как и активности по маркетингу, которые требуют финансовых вложений.
Мы, как и другой бизнес, замерли и заняли выжидательную позицию. Цель – сохранить те ресурсы, которые у нас есть сейчас. Сегодня делать какие-либо прогнозы в сфере коммуникаций, как и в любой другой, это гадать на кофейной гуще. Никто не знает, что случится с бизнесами завтра, а мы напрямую зависим от этого, поскольку работаем в B2B.
Думаю, сейчас невозможность планировать и не важна. Сегодня сила не в мастерстве долгосрочно планировать, а в гибкости и умении быстро приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам.
Елена Алексеева,
коммерческий директор аптечной сети
«Радуга» (Свердловская область)
Региональный фармбизнес получает информацию позднее, чем в Москве, на один-два дня. На данный момент мы видим, что некоторые аптечные сети стараются закупить у производителей и дистрибьютеров остатки импортных лечебных препаратов по прежним ценам, а также отечественную продукцию. Есть информация, что многие дистрибьюторы из-за нарушенной логистики не могут получить ранее оплаченные лекарства.
Мы отмечаем общий рост заказов на все препараты, тут даже сложно выделить какие-то конкретные группы. Причём возросло количество запросов на продажу рецептурных препаратов без рецепта. Разумеется, мы не имеем право это делать.
Некоторые сети с 24 февраля уже подняли свои цены на 5-10%. Думаю, что в ближайшее время главной проблемой для нас и конечных покупателей может стать не стоимость лекарственных препаратов, а их отсутствие. Скорее всего, возникнут сложности с доступностью сырья. Но в нынешних условиях прогнозировать что-либо сложно.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».