Не частая, но встречающаяся в России ситуация: компания закупает товар у поставщика, рассчитывается за поставки постфактум – и в какой-то момент к ней обращается налоговая служба с требованием погасить задолженность, потому что её поставщик не платит налоги. О том, законны ли такие требования и как бизнесу обезопасить себя от взыскания дебиторской задолженности в счёт налоговых платежей контрагента, порталу Biz360.ru рассказал управляющий партнёр юридической группы «Ком-Юнити» Павел Самсонов.
Павел Самсонов – управляющий партнёр юридической консалтинговой группы «Ком-Юнити». Арбитражный управляющий, эксперт по судебным и налоговым спорам, специалист по делам, связанным с банкротствами и урегулировании корпоративных отношений. Сооснователь ассоциации Forensic Alliance, которая специализируется на финансовых расследованиях и защите бизнеса. Преподаватель в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и ВШЭ.
Исходя из сложившейся судебной практики, ключевой довод налоговиков в судах следующий: дебиторская задолженность (то есть долги контрагентов перед компанией-налогоплательщиком) с точки зрения закона является имущественным правом, а значит, частью имущества компании. Соответственно, по их логике, судебный пристав имеет право взыскать эту задолженность.
Но пункт 2 статьи 38 Налогового кодекса РФ исключает имущественные права из понятия «имущество» для целей налогообложения, кроме безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг. Эта правовая коллизия создавала некоторые сложности в правоприменительной практике.
Судебная практика последних лет складывается в пользу налогоплательщиков. Нельзя сказать, что данная категория дел имеет распространённый характер. Но суды признают, что дебиторская задолженность является имущественным правом, а не имуществом, и поэтому не может быть объектом взыскания в счёт налоговой задолженности.
Под влиянием формирующегося правового подхода с 2017 года свою позицию поменяли и фискальные органы.
Основной риск для компании-дебитора, то есть должника, – оказаться между двух огней. С одной стороны, у него есть обязательство перед контрагентом по договору, с другой – требование налогового органа. Добровольное исполнение требования налоговиков может потом повлечь взыскание уплаченной суммы со стороны контрагента.
На что нужно обратить внимание при получении требований от налоговой:
-
Наличие законного документа. Налоговая может требовать перечисления долга только при наличии постановления о взыскании или исполнительного документа (например, после суда). Простое письменное требование не является основанием для уплаты долга. При получении такого требования рекомендуем уточнять у ФНС правовые основания запроса.
-
Уведомление должника. По общему правилу, должник должен быть уведомлён о переадресации платежа. Без этого сохраняется риск двойного взыскания: контрагент продолжит требовать оплату. Необходимо согласовывать такой платёж. И если получено согласие кредитора, нужно оформить его письменно.
-
Оспаривание в суде. Если требования налоговой предъявлены с нарушением процедуры, их можно оспорить. Например, если спорная задолженность не признана или её размер оспаривается.
-
Доказательства встречных требований. Если у должника есть встречные претензии к кредитору-контрагенту (например, некачественная поставка), можно возражать против обращения взыскания на задолженность в полном объёме.
Проверка контрагента перед заключением договора – одна из главных защитных мер бизнеса от сотрудничества с недобросовестной компанией. Ведь это влечёт за собой не только финансовые (неисполнение обязательств по договору) и репутационные риски, но и правовые. Сделка с фирмой-однодневкой однозначно вызовет подозрение у налоговой службы. И тогда вас могут привлечь к ответственности за участие в схеме уклонения от налогов или за заключение юридически ничтожной сделки.
Как обезопасить себя от работы с недобросовестным бизнесом:
-
Анализ финансовой устойчивости компании. Сделать это можно через сервис налоговой службы «Прозрачный бизнес», данные бухгалтерской отчётности или любые иные коммерческие сервисы. Если компания убыточна, велика вероятность её проблем с уплатой налогов.
-
Проверка судебных дел. Наличие дел о взыскании налогов, оспаривания решений ФНС, исков на существенные суммы, банкротных процессов – повод задуматься о сотрудничестве с таким контрагентом.
-
Анализ долговой нагрузки. Принципиально важно понимать, есть ли у контрагента кредиты и исполнительные производства.
-
Проверить на банкротство. Если контрагент близок к банкротству, вероятность того, что налоговая попытается взыскать в качестве уплаты налогов дебиторскую задолженность перед этой компанией с её контрагентов, достаточно высока.
-
Фиксируйте взаиморасчёты. Чем прозрачнее и быстрее вы закрываете долговые обязательства, тем меньше риск, что налоговые органы попробуют взыскать вашу задолженность перед контрагентом.
-
Используйте зачёт и встречные обязательства. Если у вас есть основания для зачёта (например, поставщик должен вам услуги или возврат аванса), оформляйте это документально. Тогда задолженность в чистом виде не возникнет. Регулярно проводите акты сверок.
-
Включайте в договоры защитные оговорки. Например, возможность приостановки оплаты в случае наложения ареста на дебиторскую задолженность или предъявления требований третьими лицами.
-
Отслеживайте контрагентов. Регулярный мониторинг партнёров снижает риск, что налоговая неожиданно потребует от вас перечисления денег в бюджет.
-
При получении требований от налоговой – действуйте юридически корректно. Проверяйте документы, консультируйтесь с юристом, при необходимости подавайте возражения.
-
В спорных ситуациях платите только при наличии законного основания. Перечисление средств по сомнительному требованию может привести к двойному взысканию: контрагент сохранит право требовать с вас оплату, если долг перед ним не погашен по договору.

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».