Чужим умом: как и зачем юридические компании могут использовать искусственный интеллект

Прочтёте за 3 мин.

«Машина не сможет верно уловить эмоции, жизненную ситуацию или контекст того или иного юридического вопроса»

IT-инструменты, которые использует Екатерина Антонова

  • Консультант+
  • NetDocuments
  • iManage
  • SharePoint

Искусственный интеллект становится всё более распространённым в различных сферах деятельности. Одна из них – юридический бизнес, где использование ИИ может избавить его сотрудников от рутины и открывает новые возможности. Но слишком широкое распространение технологий в этой сфере может обернуться для клиентов юридических компаний ошибочными решениями и юридическими проблемами. О том, как ИИ меняет юридический бизнес в России, порталу Biz360.ru рассказала адвокат Екатерина Антонова.

Досье

Екатерина Антонова – адвокат, основатель коллегии адвокатов Краснодарского края «Антонова и партнёры». Имеет высшее юридическое образование. Занимается юриспруденцией почти 20 лет, из которых работает адвокатом 10 лет. Имеет опыт в гражданских, уголовных, административных и арбитражных делах.

Екатерина Антонова
  
Зачем юристам ИИ

Искусственный интеллект – это технологии, выполняющие сложные задачи, на которые человек потратил бы большое количество времени: это может быть анализ большого объёма данных, распознавание речи, сложные вычисление и многое другое. Искусственный интеллект, воспринимая и анализируя новые данные, способен самообразовываться – то есть «становиться ещё умнее». 

ИИ уже применяется во многих сферах – и в будущем получит ещё более широкое распространение. Одна из сфер, где современные технологии приходят на помощь специалистам – юриспруденция. ИИ используется здесь для решения следующих задач: 

1. Автоматизация рутинных операций. Юристы часто тратят много времени на составление договоров, подготовку документов и другие повседневные процессы. Использование ИИ, например, в формате чат-ботов, позволяет автоматизировать эти задачи, ускоряя их выполнение и снижая вероятность ошибок. 

2. Прогнозирование и оценка судебных решений. Юристы часто проводят анализ судебной практики, чтобы предсказать результаты будущих дел и разработать стратегию защиты для своих клиентов. С помощью алгоритмов машинного обучения и нейронных сетей ИИ может анализировать данные о предыдущих судебных решениях и их обстоятельствах, выявлять закономерности и предлагать наиболее вероятные исходы дела. Это помогает юристам принимать более обоснованные решения. 

3. Обработка больших объёмов информации. Юристы часто сталкиваются с необходимостью изучать огромное количество правовых актов, судебных решений, научных статей и других материалов. Использование ИИ позволяет автоматизировать процесс анализа и поиска необходимой информации. Программы на основе машинного обучения сканируют тексты и выделяют в них ключевые факты и аргументы. Также они предоставляют рекомендации по дальнейшим действиям. 

В дальнейшем ИИ сможет проводить качественный анализ юридической информации. Появятся новые возможности находить связи и закономерности в больших объёмах данных. Это может быть особенно полезно для исследования предыдущих судебных решений, поиска прецедентов и определения возможных рисков для клиентов. 

4. Улучшение качества обслуживания клиентов. ИИ может использоваться для создания систем поддержки принятия решений и консультаций. Они могут быть основаны на анализе большого объёма данных и предоставлять рекомендации по различным юридическим вопросам. Это очень важно для поиска нужной информации, так как в юриспруденции огромный массив документации и нормативно-правовых актов. 

Что следует учитывать юридическим компаниям

Искусственный интеллект способен стать помощником юристу, но слишком активное использование этой технологии чревато появлением зависимости от неё. Юристы, целиком полагающиеся на ИИ, утрачивают способность самостоятельно анализировать информацию и оценивать юридические нюансы. Такие специалисты перестают доверять своему собственному суждению и полагаются только на результаты, полученные с помощью ИИ. Эта зависимость может негативно сказываться на качестве работы юристов, а также на их профессиональном развитии и репутации. 

Причины появления у юристов зависимости от ИИ: 

  • Недостаток знаний и навыков в работе с технологией искусственного интеллекта. Юристы могут не учитывать возможные ошибки, неточности, смещения и противоречия, которыми грешит технология. Также юристы могут не знать, как правильно формулировать запросы к ИИ, как интерпретировать и проверять полученные ответы, как сравнивать и выбирать между различными источниками и методами ИИ.

  • Избыток информации и нехватка времени. Юристы, которые сталкиваются с большим объёмом информации, которую необходимо обработать и проанализировать в короткие сроки, могут прибегать к ИИ как к способу сократить свою нагрузку. Но при этом они теряют контроль над процессом и не замечают важных деталей, нюансов и альтернатив, которые могут быть пропущены или искажены ИИ. 

Искусственный интеллект – это, безусловно, мощный инструмент, который может помогать юристам в их работе. Но он же способен стать угрозой для их профессионализма, если использовать его неправильно или бездумно. Чтобы избежать зависимости от ИИ и потери способности самостоятельно анализировать и оценивать вопросы, юристам необходимо следующее: 

  • повышать свою компетентность в работе с ИИ. Нужно изучать его принципы, возможности, ограничения и риски, а также осваивать способы критического и творческого использования ИИ в своей практике;

  • соблюдать баланс в использовании ИИ. Не стоит забывать о своей роли как экспертов, которые должны контролировать, проверять, интерпретировать и дополнять результаты, полученные с помощью ИИ. Также следует учитывать контекст, цели и интересы своих клиентов и себя;

  • следовать этическим нормам и стандартам качества в своей работе с ИИ. Недопустимы злоупотребления, манипуляция, нарушения прав и свобод человека, а также несоответствие законодательству и профессиональным обязанностям. 

Возможные недостатки для клиентов юристов

Искусственный интеллект, как любая новая технология, несёт в себе не только преимущества, но и риски для той сферы, в которой применяется. В юриспруденции клиенты юридических компаний могут столкнуться со следующими проблемами:

1. Неверная интерпретация данных. ИИ работает на основе алгоритмов, иногда – ошибочных, и в некоторых случаях может допускать ошибки или неправильно интерпретировать информацию. Если алгоритмы неправильно настроены или используют неправильные данные, это способно привести к принятию ошибочных решений и потенциальным юридическим проблемам для клиента. 

2. Нарушение конфиденциальности данных. Использование ИИ связано с хранением и обработкой больших объёмов информации. В юридическом бизнесе это может касаться конфиденциальных данных клиентов. 

Самые распространённые и доступные в данный момент ИИ созданы людьми, и ими же администрируются. Предоставляя доступ ИИ к своим данным, юридическая компания должна понимать: эту информацию может получить и неопределённый круг лиц. Риск утечки или несанкционированного доступа к таким данным требует тщательного обеспечения безопасности хранилища данных, соблюдения соответствующих нормативных требований. 

3. Отсутствие человечности у ИИ. Машина не сможет верно уловить эмоции, жизненную ситуацию или контекст того или иного юридического вопроса. ИИ сможет лишь дать сухой ответ. Поэтому, на мой взгляд, в юриспруденции всегда будет требоваться человеческое вмешательство, интеллект и экспертиза.

AI

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

17 января 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов