В любом бизнесе есть задачи, под которые нецелесообразно брать специалиста в штат – у него попросту не будет стопроцентной загрузки. В этом случае компании часто полагаются на фрилансеров, но в работе с ними есть определённые риски. К примеру, не все специалисты соблюдают дедлайны, соглашаются на внесение правок и заботятся о высоком качестве своей работы. О том, как минимизировать риски и оптимизировать затраты при сотрудничестве с фрилансерами, порталу Biz360.ru рассказала основатель агентства NODE PR Ксения Зайкова.
Ксения Зайкова – основатель и директор коммуникационного агентства Node PR. Эксперт в сфере связей с общественностью и развития личного бренда. Опыт в индустрии коммуникаций – более 12 лет.
По данным PwC, около 25% российских компаний в ближайшем будущем планируют передать на аутсорсинг до 30% штатных функций. В 2022 году услугами фрилансеров чаще всего пользовались частные лица, ИП и компании, в которых работают до 50 человек. При этом на постоянной основе фрилансеров задействуют редко – в 74% случаев таких исполнителей привлекают для выполнения разовых заказов.
Для небольших агентств в сфере пиара и коммуникаций стабильная 100% загрузка гарантирована аккаунт-менеджерам, пиар-менеджерам и копирайтерам. Эти сотрудники напрямую связаны с разработкой и реализацией PR-стратегии, производством контента, переговорами со СМИ и клиентами.
Тем не менее в нашей сфере также есть задачи, которые появляются время от времени. Для их выполнения часто бывает недостаточно знаний и навыков штатных сотрудников, поэтому агентства привлекают ресурсы со стороны. К таким запросам относятся как смежные направления вроде дизайна и маркетинга, так и юридическое сопровождение. Рассмотрим каждый блок подробнее. И, думаю, наш опыт пригодится компаниям малого бизнеса из других сфер.
В нашем случае нам были нужны услуги дизайнера для следующих задач:
-
Подготовка шаблона будущей PR-стратегии, которая всегда презентуется клиенту в формате PDF.
-
Дизайн презентаций по отдельным запросам клиентов.
-
При запуске самостоятельных проектов – например, образовательных курсов, для которых также нужны презентационные материалы, лендинг и т.д.
-
Реже – для спецпроектов клиентов, если у заказчика нет штатного дизайнера.
Как правило, бюджет на дизайн ограничен, поэтому агентства чаще задействуют фрилансеров. Если вы ищете специалиста на биржах, мы рекомендуем связаться с заказчиками, которые оставили отзывы о его работе. Постарайтесь узнать, как дизайнер соблюдает дедлайны и реагирует на доработки.
Дело в том, что для создания визуала, который понравится и исполнителю, и клиенту, иногда приходится вносить правки по три-четыре раза. Есть люди, которые воспринимают это спокойно, но встречаются и те, кто не готов к переработке концептов и 100% вовлечённости до финального результата. Но и требования к дизайнеру тоже должны быть разумными – если по договору количество итераций по внесению правок ограничено, предлагать изменения в проект нужно с умом.
Более надёжная опция – найти дизайнера через знакомых. В нише пиара этот способ работает довольно эффективно – у наших клиентов часто есть штатные специалисты или фрилансеры, которые уже зарекомендовали себя. Работая с ними в одном проекте, можно понять, насколько вы «мэтчитесь» с точки зрения визуального вкуса, подходов и коммуникации. Например, так мы нашли талантливого дизайнера, который помог нам запустить собственный проект, разработал концепт и логотип для обновленного сайта NODE, красивый шаблон для PR-стратегии и даже написал с нуля бота для телеграм-канала.
Ещё один способ закрыть задачи по дизайну с минимальным бюджетом – попытаться сделать всё самостоятельно. С бурным развитием нейросетей для этого появляется все больше новых удобных инструментов. Так, готовый визуал можно создавать через MidJourney и его аналоги. Для разработки шаблонов презентаций мы, например, протестировали сервис Beautiful.AI. А ещё до запуска ChatGPT одна из нейросетей также помогла нам с неймингом – она придумала ёмкое и красивое название для проекта психологической помощи.
Основной минус при работе с искусственным интеллектом – он не всегда чётко понимает ваши запросы. Кроме того, в бесплатных версиях часто можно получить урезанный функционал. Наконец, чтобы создавать красивый визуал даже с помощью нейросети, нужно иметь хороший вкус, насмотренность, а также время, которого так часто не хватает.
Любой бизнес работает в рамках законодательства. Поэтому как и другим компаниям, коммуникационным агентствам точно так же нужны услуги профессиональных юристов. Обычно мы задействуем их в следующих случаях:
-
Подготовка трудовых договоров со штатными сотрудниками и договоров ГПХ с фрилансерами;
-
Подготовка соглашений о неразглашении и других документов, защищающих как нас, так и наших клиентов;
-
Разработка контрактов с клиентами, подрядчиками и субподрядчиками;
-
Запуск агентства на новом рынке (сейчас мы также работаем в ОАЭ);
-
Консультации по налогам, трудовому законодательству, бухгалтерии и т.д.
Конечно, часть информации всегда можно найти в открытых источниках. Для оформления некоторых договоров, например, часто используют готовые типовые шаблоны. Но разбираться во всех юридических нюансах самостоятельно мы не берёмся – последствия ошибок могут дорого обойтись с точки зрения и финансов, и репутации.
Найти профессионала, который хорошо разбирается и в российском, и в зарубежном законодательстве, не так просто. По нашим наблюдениям, в сложных вопросах далеко не всегда можно положиться на фрилансеров. Очень часто трудно даже проверить их квалификацию – можно попасть на стажёра или выпускника без опыта.
Более надёжные варианты – искать юриста через знакомых либо пользоваться услугами юридических онлайн-сервисов. Это агрегаторы, в которых профессиональные юристы проводят онлайн-консультации. По запросу они могут помочь с оформлением документов, судебным процессом и любыми другими вопросами – вплоть до найма адвоката.
Мы, например, обращались в сервис Advostar.online, где нам предложили модель подписки – юридическое сопровождение бизнеса по фиксированной стоимости. По нашим оценкам, получилось примерно в пять раз дешевле, чем при найме юриста в штат, хотя у нас и нет такой загрузки. Поэтому мы в NODE предпочли опцию консультаций, когда вопросы можно задавать в телеграм-чате. Мы привыкли к интерфейсу Telegram, пользуемся им по работе каждый день, поэтому для нас это ещё и удобно.
Как правило, в нашей сфере не работают классические каналы продвижения, которые используют b2c-компании. В b2b-сегменте контекстная реклама и таргет часто дают мало результата, а самым эффективным инструментом для привлечения новых клиентов остаётся «сарафанное радио». Поэтому маркетинг в основном используется агентствами в двух случаях:
-
для продвижения в социальных сетях;
-
при запуске собственных образовательных курсов или других проектов, которые могут быть не связаны с пиаром.
По нашему опыту, самостоятельно разобраться в маркетинге и эффективных механизмах работы с аудиторией сложно. Например, довольно трудно сразу понять, какие креативы точно сработают для привлечения аудитории в телеграм-канал. В процессе можно очень быстро слить весь рекламный бюджет – и не добиться нужного результата.
Но найти классного маркетолога – это настоящая головная боль. В нашем представлении такой специалист должен обладать системным мышлением, уметь хорошо считать и прогнозировать метрики. Такие люди, конечно же, встречаются, но далеко не всегда ищут дополнительный заработок, поэтому биржи фриланса могут не дать внятного результата.
Мы долго и безуспешно пытались найти маркетолога через биржи фриланса и рекрутинговые сайты, но в итоге решили вопрос с помощью старого-доброго нетворкинга. Мы познакомились с классным специалистом, с которым много месяцев совместно работали по задаче одного крупного заказчика. Впоследствии мы несколько раз обращались к маркетологу за онлайн-консультациями по нашим проектам.
Сейчас можно встретить мнение, что в ближайшие годы нейросети сделают безработными дизайнеров, копирайтеров, маркетологов, а возможно, даже и IT-специалистов. Но, на наш взгляд, такие выводы преждевременны. Искусственный интеллект помогает снимать часть нагрузки с сотрудников, но пока не может заменить их полностью.
Например, нейросеть может написать небольшой пост для социальной сети, но с полноценной публикацией для СМИ намного лучше справится копирайтер. А разработку PR-стратегии по-прежнему можно поручить только людям, так как главная ценность пиар-менеджера – в гибкости мышления, умении адаптироваться и мыслить стратегически. Именно этих качеств пока нет ни у одного искусственного интеллекта. То же самое справедливо для дизайнеров – AI создаст макет, но довести его до совершенства сможет только человек с чувством вкуса, опытом и насмотренностью.
Иными словами, даже после масштабного внедрения нейросетей в работу ключевые стратегические функции всё равно останутся за людьми. А значит, любому бизнесу по-прежнему нужно будет нанимать качественных специалистов не только в штат, но и на фриланс.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».