В современной экономике кризисы происходят настолько часто, регулярно и неизбежно, что многие компании и предприниматели уже выработали свои правила, принципы и методы противостояния им. Зачастую антикризисные методики, хорошо проявившие себя в одной сфере бизнеса, подходят для использования и в других нишах. О том, какие уроки из кризиса 2022 года и пандемии коронавируса извлекла «Первая клининговая служба», рассказала основатель и директор компании Джамиля Сахабутдинова.
Джамиля Сахабутдинова – предприниматель из Москвы, основатель и генеральный директор «Первой клининговой службы». Имеет высшее экономическое образование, до открытия собственного бизнеса работала бухгалтером. «Первая клининговая служба» начала работу в 2015 году.
Мы открыли клининговую компанию, можно сказать, по запросам потенциальной аудитории. У мужа был патронажный бизнес, в рамках которого мы подбирали пациентам государственных больниц сиделок. Наших сотрудников хорошо знал персонал этих заведений: они соблюдали все требования учреждений здравоохранения, понимали, что и как организовано в больницах, были аккуратными и исполнительными. Однажды руководство одной из больниц спросило у супруга, мог бы он предоставить персонал для клининга.
Муж выделил одного человека, потом двух, а дальше всё это вылилось в отдельный бизнес – «Первую клининговую компанию». Мы сами и наши сотрудники проходили обучение в уже не существующей «Академии клининга Kiehl». Нам объясняли, с какими чистящими составами и каким образом работать в разных учреждениях и помещениях, как пользоваться специальной техникой для уборки, как соблюдать разные требования и т.д.
Сегодня мы сотрудничаем с государственными больницами, частными клиниками, торговыми центрами, театрами, салонами красоты. Оказываем услуги клининга и частным лицам – убираем дома и квартиры в рамках длительных договоров. Суммарно обслуживаем 3 млн. квадратных метров площади.
Наша компания за свою недолгую историю существования столкнулась уже с двумя серьёзными кризисами – пандемией коронавируса и экономическо-политическими событиями 2022 года. Было непросто справиться с возникавшими сложностями, но мы прошли через них и смогли стать сильнее. Из кризисов мы извлекли уроки, которые, возможно, будут полезны и предпринимателям из других сфер.
Именно поэтому своих сотрудников надо поддерживать и оказывать им помощь в трудные минуты. Для нас это не пустые слова. Из-за пандемии коронавируса многие наши клинеры, являющиеся гражданами других государств, столкнулись с миграционными проблемами. Из-за закрытых границ они не могли выехать из страны, а при этом регистрация и разрешения на работу у них закончились. То есть они не могли продолжать легально работать. Государство решило эту проблему лишь летом 2020 года, а началась она весной. Мы привлекли юристов, чтобы они помогли нашим сотрудникам. Велась тесная работа с миграционной службой, в результате решили вопрос в рамках законодательства.
От сотрудников в любом бизнесе зависит качество продуктов или услуг. Поэтому командой надо дорожить и создавать ей лучшие условия. У нас некоторые люди работают по несколько лет, что нетипично для компаний с линейным персоналом. Но на рынке у нас хорошая репутация: многие действующие или бывшие сотрудники рекомендуют нас своим коллегам или знакомым в качестве работодателя.
До пандемии коронавируса мы закупали расходные материалы по мере необходимости: закончилось что-то – докупили. Но в пандемию столкнулись с тем, что в какой-то момент было невозможно приобрести дезинфицирующие средства – они просто исчезли. К тому же в несколько раз выросли цены на другие материалы, необходимые в работе. Например, рулон вафельных полотенец для вытирания рук стал стоить 5400 рублей вместо прежних 900 рублей. Тогда мы поняли – всегда должен быть существенный запас расходников. И стали его формировать.
Нас это спасло сразу после начала событий в Украине, когда стали раскупать средства бытовой химии, а иностранные бренды один за другим уходили с российского рынка. Полки магазинов и склады поставщиков опустели, а у нас был свой собственный запас моющих и дезинфицирующих средств.
Мы используем в работе много иностранной техники. Когда её производители покинули Россию, возникли сложности с запчастями. Мы сразу же стали искать новых поставщиков. Сейчас работаем с китайской компанией, чья продукция ничуть не уступает западным. То же самое касается и производителей бытовой химии. Мы нашли российских поставщиков, с которыми уже успешно работаем.
Рынок не терпит неудовлетворённого спроса: нужно находить новых партнёров, тестировать разные компании и выбирать поставщиков, которые вам наиболее подходят. Да, это займёт какое-то время, но зато вы сможете продолжать работать.
Из-за локдауна в 2020 году мы в один день потеряли 80% своих заказчиков: закрылись торговые центры, салоны красоты и парикмахерские, частные клиники. Но мы решили не прекращать рекламу, хотя многие наши сотрудники и оставались незадействованными. Эта стратегия принесла свои плоды: мы получили новых клиентов даже в это непростое время. Считаю, что экономить на рекламе в кризис – не лучшая идея.
Кажется, в её необходимости убедились уже все. Она позволяет избежать кассовых разрывов и не допускать ситуаций, когда сотрудникам нечем платить. Мы почти с самого начала имеем «подушку» в виде спецсчетов в банках, которые необходимы нам для обеспечения тендерных заявок. Эти средства можем использовать, если возникают непредвиденные ситуации.
Сложности в бизнесе будут всегда, независимо от внешних кризисов. Задача предпринимателя – там, где возможно, подстраховаться и быть морально готовым к форс-мажорам. Когда они произойдут, нужно не впадать в панику, а подходить к устранению проблем с холодной головой и, возможно, уже готовыми решениями.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».