Налоговые риски – это неотъемлемая часть любой бизнес-деятельности. Ошибки в налоговой отчётности, проверки со стороны ФНС и постоянно меняющееся законодательство могут стать серьёзным препятствием для развития компании. Но хорошая новость в том, что большинство налоговых рисков можно заранее предусмотреть. О том, как бизнесу минимизировать потенциальные налоговые угрозы, руководитель отдела бухгалтерского обслуживания компании «1С:БухОбслуживание Рарус Центр» Анастасия Олейникова рассказала порталу Biz360.ru.
Анастасия Олейникова – руководитель отдела бухгалтерского обслуживания компании «1С:БухОбслуживание Рарус Центр». Окончила две магистратуры по направлениям «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и «Гражданское право». Имеет диплом MBA. Возглавила отдел в компании «1С:БухОбслуживание Рарус Центр» в 2025 году.
Понимание налоговых рисков помогает предпринимателю выявлять потенциальные проблемы на ранних стадиях и минимизировать финансовые потери или санкции от них. Это важно для устойчивого развития компании.
Налоговые нарушения могут повлечь за собой не только штрафы и доначисления, но и нанести удар по репутации. Неправильное оформление документов и недобросовестное поведение по отношению к налоговым органам способны спровоцировать остановку бизнеса, рост затрат и даже уголовную ответственность. Поэтому знание налоговых требований помогает соблюдать правовые нормы и избегать юридических проблем, таких как проверки или судебные споры.
Нужно помнить и про репутационные потери, связанные с налоговыми спорами и штрафами, а также публикациями в СМИ. Если у вашей компании проблемы с налоговой, то готовьтесь к уходу части партнёров, а также клиентов (это особенно актуально в сфере B2B).
-
Несоответствие деятельности компании действующему налоговому законодательству или неправильная интерпретация норм закона. Это могут быть, например, неправильное применение налоговых ставок, отсутствие необходимых разрешительных документов, ошибки в налоговых декларациях.
-
Несоответствия или нарушения, выявленные во время налоговой проверки или аудита. Речь может идти о необоснованных налоговых начислениях или недостаточной документации. Подобные нарушения чреваты штрафами и доначислениями.
-
Изменения налогового законодательства, которые могут ухудшить налоговую нагрузку или требовать дополнительных затрат на адаптацию.
-
Ошибки в налоговом учёте и отчётности, неправильный расчёт налоговой базы, ошибки в заполнении деклараций, пропуск налоговых обязательств.
-
Финансово-экономические риски: неожиданные налоговые платежи, штрафы или судебные издержки, внезапные доначисления налогов, ухудшение кредитного рейтинга из-за налоговых штрафов.
Главный способ снизить риски – заниматься их профилактикой. Постоянный мониторинг ситуации в вашем бизнесе и в целом налоговой политики позволяет держать руку на пульсе. Чем больше внимания уделяется профилактическим мерам, тем меньше шансов столкнуться с серьёзными проблемами внезапно и в критический момент.
О каких мерах профилактики идёт речь:
-
Регулярный внутренний аудит, направленный на проверку корректности учёта и отчётности. Это позволит устранить ошибки до того, как их обнаружат контролирующие органы. В противном случае несоответствия в налоговой отчётности приведут к штрафам, пеням и доначислениям.
-
Ведение всей необходимой документации и своевременная сдача отчётности снижают риск неожиданных проверок со стороны налоговой.
-
Соблюдение законодательства. Законодательство постоянно меняется, и нарушение требований может повлечь за собой не только административную ответственность, но и уголовные последствия. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы бизнес оставался в рамках закона.
-
Обращение за помощью к профессиональным консультантам по налогам. Они помогут правильно интерпретировать действующее законодательство и избежать ошибок при подготовке отчётности. Эти специалисты проведут анализ вашего бизнеса, выявят слабые места и предложат оптимальные схемы оптимизации налогообложения с учётом всех требований закона.
-
Использование современных программных продуктов помогает автоматизировать ведение бухгалтерии и налогового учёта. Они снижают вероятность человеческой ошибки, обеспечивают своевременное исполнение налоговых обязательств и упрощают подготовку необходимых документов. Такой инструмент обеспечивает прозрачность и контроль за всеми налоговыми операциями.
-
Обучение бухгалтеров, экономистов и руководителей новым аспектам налогового законодательства снижает риск ошибочного оформления документов и несоблюдения требований. Поэтому вкладывайтесь в регулярные тренинги и семинары своей команды.
Только системный подход позволяет сохранить бизнес в условиях постоянных изменений законодательства и снизить вероятность негативных последствий. Следите за актуальными нововведениями, привлекайте к профилактике и решению спорных вопросов профессионалов, регулярно проходите обучение и самосовершенствуйтесь. Такой подход поможет вам избежать потенциальных угроз.

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».