Фото в законе: как бизнесу не нарушить авторские права при использовании контента со стоков

Прочтёте за 4 мин.

«Нет смысла переплачивать за расширенную лицензию, если контент будет размещён только в интернете»

IT-инструменты, которые использует Людмила Коломиченко

  • 1С:Бухгалтерия
  • Google Docs
  • Telegram

Предприниматели и компании довольно часто используют фото или видео, которые сделали не они сами: для постов в соцсетях, рекламы, упаковки, собственного сайта, публикаций в СМИ. Изображения, а также аудио, многие компании и ИП приобретают на стоках. О том, как не нарушить авторские права при работе с такими материалами, порталу Biz360.ru рассказала коммерческий директор маркетплейса Hires.ru Людмила Коломниченко.

Досье

Людмила Коломиченко – коммерческий директор и соучредитель маркетплейса лицензионного контента Hires.ru. Окончила РГГУ. Более 15 лет работала в представительствах крупнейших стоковых площадок в России: отвечала за развитие и продажу контента для мультимедийных проектов, а также за контроль легальности использования материалов онлайн-изданиями. С 2022 года вместе с партнёром Анной Бадзымой развивает собственную площадку Hires.ru.

Людмила Коломиченко

Какие объекты защищает авторское право

Любой результат интеллектуальной деятельности защищён авторским правом. Иными словами, весь оригинальный контент, выраженный в письменных, аудиовизуальных произведениях и программном обеспечении, с момента своего создания автоматически находится под защитой закона и не требует специальной регистрации. 

Автор имеет право решать, где и как будет публиковаться его работа, а также получать вознаграждение за её использование. Отличный пример для более подробного разбора данной темы – стоковые площадки аудиовизуальных материалов, куда авторы загружают свои фото, видео или аудио, и предоставляют права использования в коммерческих или редакционных целях. 

Разница между редакционным и коммерческим использованием

Весь контент на таких площадках делится на коммерческие и редакционные материалы. 

Редакционные материалы – фото и видеоматериалы, изображения, картинки, рисунки, не предназначенные для использования в рекламных публикациях. Размещение редакционных материалов в произведениях рекламного характера считается нарушением законодательства РФ. За это предусмотрена ответственность: 

  • возмещение убытков;

  • выплата компенсации (от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, либо в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров, либо в двукратном размере стоимости права использования);

  • наложение ареста на контрафактные экземпляры. 

Файлы с отметкой «редакционное использование» могут свободно размещаться в блогах, публикациях, новостных статьях, сайтах, на ТВ, в журналах и других подобных источниках. Проще говоря, они могут использоваться только в информационных, образовательных, просветительских и развлекательных целях, с обязательным указанием имени автора/правообладателя материала. К такому контенту относятся:

  • репортажные снимки;

  • фотографии людей, которые не давали разрешения на использование их образов в рекламе;

  • спортивные или общественные события;

  • зарегистрированные товарные знаки;

  • памятники архитектуры;

  • другие элементы, для использования которых в коммерческих целях может потребоваться специальное разрешение. 

А вот материалы с пометкой «коммерческое использование» – это контент, подходящий как раз для рекламных целей, то есть для продвижения и монетизации. Если файл маркирован таким образом, можно смело запрашивать релиз (соглашение) – model или property. 

  • Model-release – это документ, который даёт право фотографу или видеографу на публикацию, продажу, распространение образа модели, которая фигурирует на фото или видео. При условии, что это не порочит её честь и достоинство.

  • Property-release – это согласие владельца объекта на съёмку его собственности. Оно позволяет автору использовать изображения/фотографии этого объекта в коммерческих целях. 

Какая лицензия самая оптимальная

Лицензия – это разрешение от автора (правообладателя) на использование его произведения в определённых пределах и на определённый срок, оформленное в виде договора. 

Ещё не так давно на многих ресурсах можно было найти контент, маркированный как Rights Managed. В такой категории стоимость прав зависела от способов и сроков использования изображения или аудио, что было невыгодно для юзера. Например, если рекламная кампания длится год, то по истечении этого времени лицензию приходилось продлевать заново. Это требовало дополнительных расходов. 

Сейчас получила распространение новая лицензия Royalty-free, благодаря которой документооборот и цены изменились в лучшую для пользователя сторону. Этот вид подразумевает единоразовую оплату контента и его использование без временных ограничений – никаких доплат и лишних трудностей с обновлением лицензии. При этом эксклюзивные права остаются у автора, который может многократно продавать свои работы на разных стоках. 

Внутри лицензии Royalty free существует сегментация, в зависимости от потребностей пользователей. Например, зачем переплачивать за расширенную лицензию, если контент будет размещён только в интернете? Ведь покупатель не будет использовать все возможности, за которые платит. Гораздо оптимальнее выбрать лицензию с ограничением на веб-использование это сразу снизит её стоимость. 

Задумываясь о легальном использовании контента, нужно помнить о четырёх видах лицензий на работу с аудиовизуальными материалами: 

  • Самая расширенная – лицензия, при которой контент допускается к использованию в любых коммерческих целях, включая мерчендайзинг, все виды рекламы и продвижения товаров и услуг.

  • Лицензия, которая предполагает использование материалов в любых коммерческих целях во всех типах медиа, кроме ТВ.

  • Редакционная лицензия. С ней контент можно использовать на ТВ, но исключительно в образовательных и новостных программах. При этом она исключает любое применение материалов в рекламных или коммерческих целях.

  • Лицензия, позволяющая публиковать аудиовизуальный контент в любых цифровых каналах в интернете и исключающая все предыдущие перечисленные виды использования. 

Стоимости за эти виды лицензий также имеют градацию от большей к меньшей. Выбор подходящей зависит от специфики и целей бизнеса. 

Сколько стоит выкупить права полностью

Иногда требуется не просто приобрести лицензию на использование материала, а полностью выкупить права на него. Например, для создания логотипа или торговой марки. В этом случае необходимо связаться с автором контента чтобы получить от него подтверждение о правообладании произведением, договориться о стоимости и снятии материала с других площадок. Стоимость выкупа исключительно права на произведение начинается от 300 тысяч рублей. 

Как правило, авторы публикуют свои работы сразу на нескольких стоках, и довольно сложно выяснить, кто и когда уже приобрёл лицензию на материал и использует его в проектах. В таких случаях выгоднее заказать отрисовку логотипа или торговой марки у дизайнера. К тому же материал гарантированно будет эксклюзивным, не использовавшимся нигде ранее, что автоматически избавит от юридических сложностей, связанных с чужими авторскими правами.

Контент, созданный искусственным интеллектом

Изображения людей или объектов, созданных с помощью ИИ, не равнозначны объектам из реального мира. Нейросеть создаёт контент на основе сотен миллионов изображений, которые когда-либо «видела». Хотя созданные образы могут быть очень похожи на реальные предметы, всё же они представляют собой скорее совокупность множества уже созданных кем-то ранее изображений в одной картинке. В этом случае юридически – это не результат интеллектуальной деятельности и не охраняется как тот. Тут нет автора, который бы давал согласие на использование сгенерированного контента. 

Это означает, что можно безопасно (во всяком случае пока) публиковать созданные материалы без необходимости подписания релизов, о которых говорилось выше. Всё потому что медиапродукты, созданные искусственным интеллектом, представляют собой виртуальное сгенерированное изображение, а не образы реальных людей или предметов. Единственное – в таких случаях при публикации нужно указывать, что материал создан с помощью ИИ. 

Исключение составляют ситуации, когда указывается конкретное имя в тексте запроса к ИИ, например, знаменитость или достопримечательность. В этом случае нейросеть создаст изображение на основе существующего контента, связанного с этим наименованием, и с гораздо большей вероятностью выдаст иллюстрацию конкретного человека или места. Такие материалы небезопасны для коммерческого использования. 

Поэтому нужно чётко осознавать, что, требуя нарисовать Брэда Питта без его согласия, предприниматель нарушает его права. Для такого изображения допустимо только редакционное использование, которое исключает информацию рекламного и коммерческого характера. 

Вместо резюме

Основа легального использования контента в понимании простых, но строгих правил. Всегда обращайте внимание на тип лицензии и назначение материала, а также запрашивайте релизы. При покупке лицензий отдавайте себе отчёт, для каких целей вы хотите использовать контент, и подбирайте подходящий вариант, чтобы не переплачивать за лишние опции.

Отдельного внимания заслуживает вопрос использования материалов, созданных ИИ. С одной стороны, такой контент безопасен для публикации. С другой стороны, запросы, содержащие имена знаменитостей или названия мест возвращают нас в поле рисков.

Авторские права на использовании контента со стоков

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

06 декабря 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов