Инженер или айтишник со связями: пять главных заблуждений о технологическом предпринимателе

Прочтёте за 4 мин.

«Спрос на новые технологии будет только расти»

IT-инструменты, которые использует Станислав Скуйбеда

  • Trello
  • Telegram
  • Google Drive

Технологический предприниматель – термин достаточно новый, и многим людям даже внутри бизнес-сообщества не до конца понятен, не говоря уже о широкой публике. О том, чем занимается технопредприниматель, в чём его отличие от «классического» бизнесмена, и почему ему важно иметь компетенции не только в точных науках, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Станислав Скуйбеда, директор факультета технологического предпринимательства университета «Синергия».

Досье

Станислав Скуйбеда – 39 лет, директор факультета технологического предпринимательства университета  «Синергия», карьерный тренер. Окончил Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет. Работал в компании «Стройгазконсалтинг» и холдинге «Like Центр». В университете «Синергия» работает с 2021 года.

Станислав Скуйбеда 

Кто такой технологический предприниматель

Задача технологического предпринимателя – находить высокотехнологичные идеи и создавать на их основе стартапы. Главное отличие технологического предпринимателя от классического состоит в том, что он находит новые решения для старых проблем человечества, тогда как классический предприниматель, как правило, использует проверенные временем бизнес-модели. 

Например, классический предприниматель для продажи напитков арендует площадь, наймёт продавца и откроет магазинчик. А технологический сконструирует вендинговый автомат, чтобы не нанимать продавца, или разработает веб-приложение для доставки заказов, чтобы обойтись ещё и без точки продаж. 

Со временем новые технологии становятся частью повседневной жизни и не воспринимаются как инновации, которыми они когда-то были – тот же вендинг, например. Поэтому технологический предприниматель задаёт тренды, а не следует им. 

К таким предпринимателям относятся Ольга Зиновьева (Elementaree, онлайн-сервис по доставке еды), Руслан Фазлыев (сервис Ecwid для создания интернет-магазинов), Дарья Крошкина (StudyFree, онлайн-платформа для поступления в зарубежные вузы), Дмитрий Долгополов (Digital Brain, система обратной связи). 

Современное предпринимательство зародилось во время перестройки, технологическое массово стало появляться уже в эпоху интернета – примерно с середины «нулевых» (хотя многие крупные техно-компании были созданы в конце 90-х). Поэтому всё ещё сохраняется множество заблуждений о том, кто такой технологический предприниматель в принципе. 

Заблуждение №1: технопредприниматель должен быть инженером

Технологический предприниматель не обязательно должен быть изобретателем, конструктором или инженером. Что он точно должен уметь, так это найти инновационную идею, развить её с помощью команды, сформировать стартап и найти финансирование. 

Да, нужны определённые познания в той области, в которой он работает, чтобы выявить инновационный потенциал идеи и трезво оценивать возможности и ограничения её реализации. Он должен быть лидером и помогать своей команде преодолевать трудности, потому что получить финансирование для стартапа непросто. Тут важны навыки публичных выступлений и презентации проекта. 

Яркий пример – тандем Стива Джобса и Стива Возняка, который совершил компьютерную революцию. Возняк собирал первые персональные компьютеры, был очень застенчивым, довольствовался своей должностью и готов был делиться собственными разработками бесплатно. 

Харизма, артистичность, умение ярко презентовать продукт и находить нестандартные решения помогли Джобсу осуществить свою мечту – персональный компьютер в каждой американской семье. А упорство и настойчивость позволили ему вернуться в Apple после увольнения и совершить революцию уже в мире смартфонов. 

Заблуждение №2: стартапы – это только про IT-индустрию

Инновации нужны везде – не только в IT-индустрии. Любая сфера экономики обновляется и развивается за счёт инноваций. Примеры технологических проектов: онлайн-покупки, Face Pay в метро, роботы-сборщики на заводах, колонки с умным ассистентом, дроны-доставщики пиццы и т.д. 

Стартап должен решать чью-то проблему. Технологии не используют ради технологий. Это не цель, а средство автоматизировать или упростить какой-либо процесс, возможность снизить затраты или увеличить производительность существующих процессов. 

Например, российское решение Sizze позволяет разрабатывать приложения без навыков программирования. Чешское решение Qoolers контролирует температуру батареи в электромобиле и увеличивает время работы аккумуляторов. Индустрий десятки – направлений тысячи. 

Заблуждение №3: этому нигде не учат

Уже несколько вузов в России предлагают обучение технологическому предпринимательству. Многие предметы, которым стоит обучаться будущему технопредпринимателю, преподаются и на других специальностях: менеджмент, командная работа и лидерство, финансовая грамотность, управление проектами. Конечно, есть и узкоспециализированные предметы: цифровая экономика, жизненные циклы стартапа, юридическая поддержка стартапа. 

Уже существует множество образовательных программ – от онлайн-курсов до обучения в средних и высших учебных заведениях. Всё зависит от вашего опыта и задач, которые вы перед собой ставите. 

Курсы зачастую помогают прокачать конкретный навык для действующих специалистов. Обучение в вузе даст возможность погрузиться в область инноваций тем, кто только начинает свой путь в мире высоких технологий, поможет найти будущих коллег и первого бизнес-ангела. 

Заблуждение №4: без связей ничего не получится

Связи нужны везде, это факт. Но они нарабатываются. Достаточно посетить несколько конференций, принять участие в паре акселераторов, а затем поддерживать деловые отношения. Нетворкинг или создание сети полезных знакомств – один из ключевых навыков, который следует развивать технологическому предпринимателю. Все через это проходят. Воспринимайте это как один из этапов на пути к успеху, а не как препятствие. 

Не стоит забывать про соцсети, главный инструмент коммуникаций XXI века. Вы можете многое узнать об интересующем вас человеке, изучив его аккаунты, посмотрев посты. Так найти точки сближения будет гораздо проще. Используйте возможности соцсетей, чтобы ярко прорекламировать свой стартап. 

Обучение тоже может стать возможностью, чтобы войти в сообщество технологических предпринимателей и инвесторов. Если же вы решили получить высшее или дополнительное образование, то обратите внимание, чтобы вуз был ориентирован на практику. Важно, чтобы он сотрудничал с технопарками, а преподаватели имели опыт работы с новыми технологиями. В идеале они должны быть действующими специалистами или руководителями. 

Заблуждение №5: на старт необходимо много денег

Голландец Питер Левелс, независимый разработчик-самоучка, поставил перед собой цель создать 12 стартапов за 12 месяцев в 2014 году. В итоге он отчитался о восьми стартапах, что тоже неплохой результат. 

Его проекты затрагивали разные направления: агрегатор вакансий на удалёнке, сервис выбора лучшего города для удалёнки, чат-сообщество для «цифровых кочевников», анализатор видео в YouTube в реальном времени и многие другие. Все эти проекты Питер создал в одиночку и с минимальными вложениями, без затрат на маркетинг и рекламу. Он работал экономно, писал честно и подробно в блоге про свои проекты со всеми взлётами и падениями. Через пять лет два его стартапа принесли ему около 1 млн долларов выручки. 

Дмитрий Долгополов, будучи школьником, не мог позволить себе iPhone. Ему очень понравилась одна игра, которой не было на Android. Он научился программировать и написал эту игру сам, выложил её на Google Play и получил свой первый заработок. После школы Дмитрий поступил в один из американских вузов, переехал в США и долгое время был на мели, пока не начал зарабатывать, выигрывая раз за разом призовые деньги в хакатонах. 

Дмитрий основал проект Digital Brain – систему обратной связи с клиентами, которая позволяет службе поддержки быстро формулировать ответы на запросы клиентов. Стартап приглянулся известному венчурному фонду Y Combinator, который выделил 3,4 млн долларов на этот проект. 

Социальная сеть «ВКонтакте» сначала была скромным приложением к закрытому форуму студентов СПбГУ, а потом Павел Дуров получил первые инвестиции от своего одноклассника. Долгое время соцсеть вообще не нуждалась в доходах от рекламы на своём сайте и продолжала бурно развиваться. 

Перспективы технопредпринимательства в России

В 2022 году правительство выделит 21,5 млрд. рублей только на поддержку IT-индустрии. Из этой суммы 14 млрд. рублей пойдут на гранты. Но, как я уже сказал ранее, технологическое предпринимательство не ограничено одной IT-отраслью. Сейчас повсеместно нужны решения, которые снизят издержки, автоматизируют рутинные процессы и повысят производительность труда. 

Высокотехнологичные стартапы активно развиваются в сельском хозяйстве. Согласно исследованию «Индекс развития сельхозпроизводителей России» компании «Сингента», российские аграрии всё чаще прибегают к новым технологиям. Многие опрошенные фермеры используют хотя бы один из методов точного земледелия: мониторинг урожайности с помощью дронов и спутников, беспилотное управление техникой с помощью искусственного интеллекта и машинного зрения. Количество желающих нарастить инвестиции в точное земледелие выросло с 44% в 2020 до 50% в 2021 году. 

Другое стремительно развивающиеся направление – искусственный интеллект (ИИ). По оценкам аналитической компании IDС, объём мирового рынка ИИ в 2021 году составил 327 млрд. долларов, а к 2024 году он может достичь 554 млрд. долларов. 

Другое направление, которое активно проникает и становится новой реальностью – интернет вещей (IoT): умные часы, спортивные браслеты, умный дом. Сейчас уже активно чипируются одежда и обувь. Согласно исследованию консалтинговой компании McKinsey & Company, внедрение IoT обеспечит экономический эффект для мировой экономики в диапазоне 4-11 трлн. долларов к 2025 году. 

При этом новые решения в области IoT за рубежом чаще всего патентуют именно частные компании, а в России – вузы и научные организации. Ещё недавно эта технология ассоциировалась с автоматизацией и промышленностью. Сейчас она представлена почти во всех сферах экономики: энергетике, сельском хозяйстве, торговле, транспорте, здравоохранении, ЖКХ, управлении городской средой. 

Возможностей для применения инноваций – бесчисленное количество. Российский рынок сейчас перестраивается, на нём образуется множество свободных ниш, а спрос на новые технологии будет только расти. 

Когда в XX веке появлялась новая технология, порой уходило несколько десятилетий, чтобы сформировалось поколение специалистов. В XXI веке всё меняется стремительно – благо у нас есть доступ к безграничному объёму информации. Вопрос в том, кто и как воспользуется такими возможностями. Пока одни пребывают в заблуждениях о профессии, другие уже её осваивают.

Digital Entrepreneur

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

16 июня 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов