Компаниям, которые работают в сфере услуг, важно иметь неравнодушных и клиентоориентированных сотрудников на каждой вакансии. Особенно это касается медицинских клиник, где от участия любого специалиста зависит самочувствие клиента. О том, как мотивировать команду для более эффективной работы, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Лиза Маслова, основательница и генеральный директор сети женских клиник «Медок».
Лиза Маслова – 34 года, предприниматель из Москвы, основатель и директор сети женских клиник
«Медок». Окончила Финансовый университет при правительстве РФ, выпускница программы для предпринимателей «Сколково Практикум». С 17 лет работала в компании «Инвитро». В 23 года появилась идея открыть женскую клинику «с человеческим лицом» в спальном районе. Первая клиника «Медок» начала работать в 2011 году, сейчас сеть насчитывает 20 клиник в Москве и Подмосковье, где работают 120 врачей. За 10 лет «Медок» посетили 274 000 пациенток.
В 2015 году наша компания быстро масштабировалась: из одной клиники «Медок» превратилась в сеть из пятнадцати заведений. Тогда мне, как руководителю, нужно было активно включиться в процесс подбора новых сотрудников: я беседовала лично с каждым соискателем. Из 500 человек мы приняли на работу 25.
Сейчас у нас отлажен и систематизирован процесс найма, адаптации и обучения сотрудников. И я в нём не принимаю такого глубокого участия, как в 2015 году. Для каждой вакансии разработан портрет кандидата, определены миссия этого сотрудника и его роль в компании, личностные качества и ценности, ключевые компетенции и KPI.
Главное для налаживания системы найма – правильная постановка задач и передача идеологии компании тому, кто будет подбирать сотрудников.
Для врачей наших клиник предусмотрено несколько ступеней отбора. В первую очередь важны, конечно, профессиональное образование, навыки и клиническое мышление: способность врача поставить диагноз, назначить лечение и прогнозировать течение болезни у разных пациентов на основе знаний и опыта. Навыки врачей проверяет медицинский департамент.
Следующий этап – открытая беседа с кандидатом не столько о работе, сколько о жизни в целом. Важно, чтобы интервью вёл человек с развитым эмоциональным интеллектом, способный заметить и понять реакции собеседника. Такой формат позволяет выявить ценности кандидата, ведь мы ищем не просто функцию, а талант, который сможет раскрыться в нашей компании. Врачи всегда разделяют такие ценности, как профессионализм и признание. Для нас не менее важны эмпатия, открытость, стремление к знаниям, готовность делать выводы и умение работать в команде.
Мы спрашиваем кандидата про его взаимодействие с другими людьми: что ему нравится, какие качества ценит в людях, а что категорически не приемлет. Спрашиваем о ситуации на работе или в жизни, которая сильно на него повлияла, и выясняем, почему. Что человек чувствует в связи с этой ситуацией или чувствовал, когда она происходила? Важнее не то что он говорит, а, скорее, как он говорит. Чем активнее собеседник включён в разговор, тем важнее для него предмет разговора.
На младшие административные позиции мы часто берём людей без опыта, если подходим друг другу по ценностям. Порой отсутствие опыта – преимущество, так как сотрудника не придётся переучивать. Мы убедились в этом на собственном примере.
На этапе быстрого роста в 2015 году мы наняли опытных менеджеров, но они не смогли создать в клиниках нужную атмосферу. Тогда мы решили выращивать людей сами: из менеджеров в старшие менеджеры, а затем – в управленцы. Сейчас у нас работает около 300 человек, из них 67 выросло внутри компании.
Из миссии и ценностей компании появляются её принципы и правила. Например, один из наших принципов – «бери инициативу и неси ответственность за результат». Инициативы без готовности их воплощать и отвечать за результат нам не подходят.
Ещё один наш принцип – «будь открытым». Принципы превращаются в качества, которые мы «зашиваем» в будущую вакансию. Таким образом, для каждой вакансии у нас есть портрет идеального кандидата. Он выглядит примерно так:
Нам интересно работать с человеком, который обладает следующими качествами:
-
Последовательность;
-
Гибкость и скорость;
-
Смелость;
-
Системность;
-
Ответственность;
-
Эмпатия и открытость;
-
Креативность.
Мы хотим работать с тем, кто:
-
Находится в постоянном развитии;
-
Ставит себе амбициозные цели и достигает их;
-
Берет ответственность за принятие решений;
-
Приводит команду к 100% результату;
-
Любит людей и любит их объединять;
-
Работает в команде и получает от этого удовольствие;
В своё время важным для нас стало понимание того, что зачастую люди умеют коммуницировать с клиентом, но забывают, как надо общаться с потенциальным сотрудником. Мы рассматриваем членов нашей команды как внутренних клиентов: продумываем точки контакта, разработали Tone of Voice, понимаем, какие ключевые смыслы транслируем через наши вакансии.
Рост и развитие – ключевая ценность и для меня, и для компании. Со всеми новыми сотрудниками я лично провожу welcome-встречи, на которых мы делимся идеологией и ценностями компании. Также у нас есть клуб внутренних амбассадоров: раз в месяц его участники собираются в неформальной обстановке, чтобы обсудить идеи, которые потом воплотят в работу.
Мы проводим много тренингов внутри компании, развиваем управленческие навыки команды, интегрируем в нашу работу с персоналом авторскую технологию преподавателя «Сколково» Геннадия Станкевича «Развивающий диалог». У нас работает психолог, который помогает каждому увидеть его сильные стороны. Я уверена, что развивать нужно свои сильные стороны, а не подтягивать слабые: их усилят коллеги. Члена команды лучше перевести на ту должность, где его сильные стороны смогут по-настоящему раскрыться.
И я, и команда всегда в процессе обучения. Команда смотрит на то, что делает лидер, и идет за ним. Если лидер не развивается, то он не заставит развиваться и команду. Мы регулярно проводим внешнее обучение для сотрудников, при этом никогда не оплачиваем его 100%. Это моё правило: то, что досталось бесплатно – не ценится и не даёт результата.
Недавно мы участвовали в выездном тренинге, на который записался весь управляющий состав. Члены команды оплатили гонорар спикеров, а компания – выезд и орграсходы.
Команде важно делиться ценностями и поддерживать друг друга. У нас большая компания, из-за чего мы не можем обеспечивать постоянное тесное взаимодействие со всеми сотрудниками. Поэтому у нас есть свои коммуникационные каналы – те же чаты в Telegram – со специальными рубриками. Там мы делимся отзывами клиентов и благодарим врачей. Есть еженедельный пост, в комментариях к нему сотрудники благодарят кого-то из коллег за работу.
Мотивация важна на всех уровнях. Для каждой позиции в компании мы обозначаем зону влияния и показываем сотруднику, какой результат он может дать компании и за что получить вознаграждение. Например, администратор может влиять на удержание клиентов и на количество положительных отзывов о клинике.
В основе мотивации ответы на три вопроса: зачем я что-то делаю, что именно и как. Если человек не может ответить на какой-то из этих вопросов, происходит выгорание (не знаю, зачем делаю), или стресс (не знаю, как). Необходимо синхронизироваться с каждым членом команды по «зачем» – это особенно важно для поколения Z – и убедиться, есть ли у него все «как»: ресурсы, личностные качества и компетенции. И поддерживать среду, в которой сотрудник сможет проявить себя и раскрыть свой талант.
-
Ищите в сотрудниках талант, а не функцию или ресурс.
-
Чётко формулируйте смыслы работы в вашей компании и транслируйте их. Для присоединения новых сотрудников, важно, чтобы им было к чему присоединяться.
-
При формировании портрета кандидата обращайте одинаковое внимание на его качества и компетенции.
-
Развивайте сильные стороны – свои и членов команды.
-
Если вы хотите, чтобы ваши сотрудники любили ваших клиентов, любите команду и создавайте для них такие же классные условия, как для клиентов.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».