Ольга Никитина с детства мечтала создавать вещи для других людей. Но воплотить эту идею в жизнь получилось не с первой попытки. Несколько лет её ателье действовало в формате онлайн, а в ноябре 2023 года ей удалось открыть в центре Москвы бутиковое пространство в стиле французской квартиры. Заказать здесь вещь стоит в среднем от 40 до 80 тысяч рублей без учёта расходов на материалы. О том, что клиенты получают за эти деньги, и как найти свою нишу на люксовом рынке, основатель ателье Ommage Ольга Никитина рассказала порталу Biz360.ru.
Ольга Никитина – 38 лет, основатель ателье Ommage. Имеет высшее экономическое образование. Начала шить для себя в 13 лет, а на продажу – в 16 лет. Работала в найме по специальности, затем ушла на руководящую должность в сферу продаж. Получила параллельно с работой второе высшее образование модельера. В 2018 году открыла онлайн-ателье Ommage, у которого в 2023 году появилась локация в центре Москвы.
Я шила с детства и всегда мечтала о моде. Работая в найме как экономист и специалист по продажам, параллельно получала образование модельера. Воплотить свою давнюю мечту удалось в 2018 году – по крайней мере, так мне тогда казалось. Знакомый стилист предложила мне создать небольшую партию одежды для её шоурума. Я поняла, что это мой шанс, и вложила в производство партии почти все свои накопления.
Но всё пошло не так, как я планировала. Стилисту не удалось распродать мои вещи, и она вернула их мне. Конечно, я расстроилась – проплакала три дня. Придя в себя, задумалась, что делать с коллекцией. Мне нужно было хотя бы частично отбить средства, затраченные на её создание. Для этого пришлось вложить дополнительную сумму в фотосъёмку. Я собрала классную команду с топовым фотографом Алексеем Дупляковым. Нашла невероятно красивую девочку-модель с нестандартной внешностью и сама участвовала в съёмках как модель.
Затем я начала писать в магазины: рассылать фото своей коллекции и предлагать вещи на реализацию. Мама учила меня жить по принципу «за спрос денег не берут», и я ему следую: верю, что только тогда что-то получается. Конечно, было много отказов. Но в целом этот подход сработал: брендовый бутик купил по неплохой цене костюмы и юбки из тонкой шерсти. Я отбила все вложения и даже чуть-чуть заработала.
Тогда я решила работать в формате онлайн-ателье. Находить клиентов планировала через заблокированную сейчас соцсеть. Думала, залью фото коллекции, и пойдут продажи – но их не было, потому что вопросом занимался не самый подходящий SMM-специалист. Тем не менее, некоторое количество клиентов из этого канала я получила, плюс меня начали рекомендовать первые покупатели. Спустя 6-7 лет они до сих пор со мной – а это говорит о многом.
В 2018 году я сотрудничала с двумя портными-надомницами – в Туле и Москве. Настроила логистику между этими городами для передачи вещей. Принимала заказы в соцсетях, ездила к клиенткам для снятия мерок и примерок, отправляла мастерам результаты, они по моим заготовкам всё собирали. Это была трудозатратная система, но качество было высоким – надомницы шили хорошо.
Я задумалась об открытии полноценного офлайн-ателье как раз после пандемии. Но в тот момент встретила своего будущего супруга и неожиданно для себя забеременела. Я рассчитывала открыть ателье до родов и планировала, что вскоре после появления дочки вернусь к этой идее. Однако, быстро войти в «обычный» деловой режим не получалось: малышка занимала всё моё время. Когда ей исполнился год, я решила больше не ждать.
Офлайн-ателье – это удобно: клиенты сами приезжают к тебе, не нужно тратить время на разъезды к ним. Коллектив на месте, ты взаимодействуешь с сотрудниками здесь и сейчас, что напрямую влияет на продуктивность, сроки и качество работы.
В апреле 2023 года я начала искать помещение в Хамовниках. Всегда любила этот район Москвы и расположенный в нём Новодевичий монастырь. Я нередко приезжала туда просто посидеть, для меня это место всегда было местом силы, и своё пространство я хотела создавать только здесь. Выбор места был больше связан с эмоциями и ощущениями, чем с исследованием рынка. В то же время я чётко понимала, что тут живёт часть моей целевой аудитории, а транспортная доступность района обеспечивает удобный въезд с разных магистралей.
Бюджет на аренду, исходя из цен по рынку, у меня был небольшой. Чтобы сложился пазл «цена, качество, район, наличие парковочных мест», пришлось постараться: на поиски ушло полгода.
Когда место нашлось, я сначала отказалась от сделки – формально это был другой район, через дорогу от Хамовников. А когда всё-таки решилась, выяснилось, что риэлторы уже обещали это помещение другому ателье. Я сказала им, что сделаю это место знаменитым и узнаваемым, вложусь в невероятно красивый ремонт. Сила моего желания была настолько велика, что через два часа мы договорились о заключении договора.
В открытие я вложила более 5 млн. рублей. Ателье было моей детской мечтой, и я не скупилась – оформила его в стиле французской квартиры: полы под паркет, дорогая мебель. Мраморный стол стоит больше 160 тысяч рублей, лампа – больше 100 тысяч. Возможно, для моих клиентов это не имеет большого значения, но мне было важно создать пространство мечты, в первую очередь, для себя.
Во время подготовки к открытию я как тайный покупатель заказывала индивидуальный пошив в разных ателье. Отмечала сервис, подходы, качество работ, цены. Выяснила, что не все люксовые ателье внимательно относятся к деталям, больше ориентируясь на крой и посадку по фигуре – а я очень заморочена именно на деталях. Это и стало моим ключевым конкурентным преимуществом.
В наших изделиях всё должно быть идеально прострочено, закрыто, подобрано. Клиенты говорят, что наши вещи можно носить наизнанку – настолько аккуратно они изготовлены. Изнанка – это показатель того, как бренд относится к делу. Однажды ко мне зашли мама с дочкой, и мама, увидев изнаночную сторону изделий, сказала: «Мы в надёжном месте». Эти люди у меня отшиваются уже четвёртый месяц.
Название моего ателье – Ommage, в переводе с французского означает «дань уважения труду и традициям». В наших изделиях очень большая доля ручного труда: машинки мы используем, но много узлов и деталей отшиваем вручную. Это большой, кропотливый и нелёгкий труд.
Одно из ключевых отличий Ommage от многих конкурентов – отношение к заказчикам. Когда человек переступает порог ателье, он приходит к нам в гости. Всем клиентам на примерке мы предлагаем чай, кофе, воду, игристое, а предпочтения постоянных клиентов я знаю идеально. И если клиент, к примеру, любит брынзу, я еду на рынок, покупаю брынзу и свежий хлеб перед его визитом.
Создание индивидуальной вещи в ателье премиум-уровня – недёшевое удовольствие. Наш средний чек – 55 тысяч рублей без учёта расходов на ткани и фурнитуру. Брюки обойдутся примерно в 40 тысяч рублей, пиджак в 55-65 тысяч, платье будет стоить порядка 80 тысяч рублей. Принимая во внимание большой объём ручного труда, работать дешевле мы не можем.
Мои заказчицы – женщины 35-45 лет с доходом выше среднего, активные и, как правило, работающие. Они живут яркой насыщенной жизнью: много путешествуют, занимаются спортом, ходят на выставки и в театры, изучают языки. Это люди с богатым мироощущением, мы можем общаться с ними на абсолютно разные темы.
Как говорят сами клиентки, в их активной жизни я создаю им островок спокойствия, где они могут расслабиться и замедлиться. Я не раз слышала от них: «У вас в ателье как будто время останавливается!». Оборотная сторона такого подхода в том, что примерка может растянуться на несколько часов. Наверное, надо вводить какой-то тайминг, но пока сделать это не получается.
Пошив занимает, как правило, от двух до трёх недель, в зависимости от вещи. Обычный костюм шьём три-три с половиной недели. Зимнее пальто простёгиваем и утепляем вручную – это тоже занимает около трёх недель. Юбку или брюки можем изготовить за одну-две недели, в зависимости от сложности вещи и нашей загруженности.
Как правило, заказчицы не имеют конкретных запросов формата «сделайте именно такую вещь». Они обращаются ко мне ещё и как к стилисту: 90% клиентов доверяют моему вкусу. Бывает, я рассказываю заказчице, как я вижу её образ, показываю ей ткани и идеи одежды, а она говорит: «Это на самом деле очень красиво – мне такое бы никогда в голову не пришло!»
Если у человека есть предпочтения по материалам или цветам, я лично под запрос выбираю образцы тканей. Просматриваю свои запасы, езжу к поставщикам. Затем мы встречаемся, я показываю образцы, мы выбираем всё вплоть до нюансов оттенка.
У меня есть образование модельера, опыт, видение, понимание. Постоянно смотрю новые коллекции, отслеживаю блогеров, стилистов, инфлюенсеров, которые мне нравятся. Прохожу много курсов и тренингов. И в нужный момент весь этот объём знаний помогает сложить пазл, увидеть, как должна выглядеть вещь для конкретной клиентки и какого она должна быть цвета.
Цех находится там же, где я принимаю гостей ателье. Я предлагаю всем зайти в него и посмотреть на работу портных и конструктора. Многие соглашаются: людям на самом деле интересно, где и как создаются вещи по их заказам. Для них это завораживающий момент, а для меня – ещё один способ повысить доверие заказчиков.
Я – адепт здравого смысла и рациональности. Наши вещи стоят недёшево, но эти деньги должны быть грамотной инвестицией, а не бесполезной тратой. Если человеку нужна вещь на один выход, я подберу недорогой материал, возможно, даже искусственный, но об этом никто не догадается – она будет выглядеть безупречно. Но если мы шьём базовую вещь, я рекомендую не экономить на материалах: качественное изделие прослужит долго и будет всегда радовать владельца. Клиенты понимают и разделяют такой подход.
Я делаю всё, чтобы клиент в конечном итоге выиграл: получил то, что ему подходит и нравится. Например, клиентка видит у меня брюки палаццо и говорит, что хочет такие же. Если бы для меня на первом месте были деньги, я бы просто приняла заказ в работу, но такие брюки следует подбирать под определённую обувь: балетки, лоферы, кеды или каблук. И я задаю вопросы: зачем ей нужны эти брюки, с чем она их собирается носить. Возможно, она откажется от заказа, но не сошьёт себе неподходящую вещь.
Стараюсь бережно относиться к бюджету клиента, даже если в этом на первый взгляд нет необходимости. Одна из клиенток всего за три месяца заказала пошив на 1,6 млн. рублей, и при выборе тканей я обозначила ей лимиты, дороже которых покупать просто нерационально. Казалось бы, человек не ограничен в деньгах – зачем ей какие-то лимиты? Но я считаю, что деньги должны тратиться разумно.
Мы выстраиваем с клиентами тёплые отношения, и они остаются с нами надолго и даже становятся моими друзьями – это огромная ценность. С некоторыми меня связывают и более глубокие личные отношения: например, одна из заказчиц стала крёстной моей дочери.
У меня в штате двое портных и один конструктор – требовательная, как и я. Сотрудники, у которых нет готовности поддерживать высокие стандарты, не задерживаются в команде.
Поиск персонала – отдельная большая бизнес-задача. Портным и конструкторам «старой гвардии», имеющим все нужные навыки, уже за 50. Многие из них в силу возраста не готовы заниматься индивидуальным пошивом – им проще шить серийные изделия.
А молодые кадры искать ещё сложнее: я наблюдаю массовое желание зарабатывать много, вкладывая сравнительно мало. Я предлагаю высокую зарплату для московского рынка и готова платить за результат, но часто, увидев объём ручного труда, соискатели отказываются. И даже хорошие деньги для них не стимул.
Найти нужных людей не легче, чем выловить жемчуг из морских глубин – неслучайно он очень дорог. И я называю своих сотрудниц жемчужинами. Шаг за шагом я создаю в Ommage ожерелье: команду надёжных и ответственных людей.
У меня маленький штат, и каждое изделие я довожу до ума лично, объём выпуска у нас небольшой. В первые месяцы после открытия локации в Москве мы работали в небольшой минус, а с марта 2024 года вышли «в ноль» и даже в небольшой плюс с учётом зарплаты и аренды. Для столь юного проекта это уже неплохо.
Предсказать срок окупаемости пока сложно – всё-таки вложения были очень большими, но я верю в свой проект.
Многие вещи я не готова делегировать: например, до сих пор сама езжу за тканями, провожу часть примерок, участвую в работе над каждой вещью, общаюсь с клиентами. Но так как нельзя объять необъятное, иногда что-то провисает. Это, безусловно, влияет на финансовый поток проекта.
Например, до недавнего времени я мало внимания уделяла рекламе и PR, а сейчас навёрстываю упущенное. Это хороший повод задуматься о делегировании: отлаженная структура позволит быстрее получать результат с меньшими затратами.
Нашим основным каналом продвижения, помимо рекомендаций, остаётся заблокированная в России соцсеть. Сейчас мы полностью меняем наш образ и стилистику коммуникаций, которые теперь будут вестись через призму моих ценностей.
Помимо этого, я начала развивать личный бренд: публиковаться в СМИ, рассказывать о себе и своём бизнесе, посещать деловые мероприятия, расширять нетворкинг. Пока действую интуитивно, но даже небольшие шаги дают плоды.
В своё время я создала карточки ателье Ommage в 2GIS и «Яндекс Картах», что помогло привлечь клиентов, которые живут и работают в моём районе. Практика показывает, что люди проверяют заведения на картах, смотрят рейтинги. В перспективе мы создадим классный сайт.
Рассказываем бизнес-истории, предупреждаем об изменениях в законодательстве, делимся опытом автоматизации
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Я хочу, чтобы о нашем ателье знала вся Москва, чтобы люди мечтали сшить вещь у меня. Самое важное на текущем этапе – повысить узнаваемость бренда и обеспечить стабильный поток клиентов. До конца 2024 года я хочу загрузить своё производство так, чтобы у меня была возможность открыть дополнительную смену для персонала.
План на перспективу – сделать бизнес более структурированным. Так я смогу повысить эффективность процессов и высвободить себе время, чтобы развивать проект, выпускать собственные капсульные коллекции. Знаю, что люди уже ждут этого от меня, и я двигаюсь к этой цели!
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».