Рубрики:
  • Финансы
  • Менеджмент
  • 5

Как будут проверять малый бизнес

Прочтёте за 4 мин.
16 августа 2017

Новые методы выявления злостных неплательщиков налогов

Не всегда налоговым инспекторам и следователям удаётся доказать, что компания умышленно уходила от уплаты налогов. Даже при наличии всех необходимых доказательств. Изменить эту ситуацию должны рекомендации по проверке налогоплательщиков, подготовленные Федеральной налоговой службой (ФНС).

Tax Inspector 

Зачем понадобились новые правила

До сих пор действия налоговых инспекторов и следователей, проводящих проверки злостных неплательщиков, носили несистемный характер. А результаты таких проверок оформлялись не должным образом – даже при наличии всех необходимых доказательств дело «рассыпалось» в суде. 

Исправить эту ситуацию ФНС решила с помощью новых рекомендаций, адресованных инспекторам и следователям. Из рекомендаций понятно, что о существующих схемах оптимизации налоговики неплохо осведомлены. 

Выявление и привлечение к ответственности виновных лиц поможет решить две проблемы. Во-первых, избавиться от нечистых на руку компаний и руководителей. Успешны будут те, кто правильно выстроил бизнес-процессы, а не те, кто не боится обманывать государство. Во-вторых, позволит пополнять бюджет. Так, если невиновная неуплата налога (арифметическая ошибка) влечёт штраф в размере 20% от суммы долга, то за умысел виновные лица заплатят больший штраф - 40% от величины неуплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК РФ). 

О том, чем отличается умышленная неуплата налогов (применение незаконных схем) от невиновной, как необходимо проводить проверки налогоплательщиков, и каким образом оформлять их результаты, описано в трех документах ФНС: 

Рекомендуем ознакомиться с ними, чтобы встретить возможную проверку во всеоружии. Или прочитать наиболее важные сведения из этих документов в подготовленном нами экспресс-формате.  

Как выявить подозрительную сделку

Проверка начнётся с установления признаков подозрительных с точки зрения Налогового кодекса РФ сделок. На этом этапе будет понятно, имеет ли дело перспективу, стоит ли его доводить до суда и передавать материалы в следственные органы. 

О подозрительности сделки будут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • отсутствие у контрагента основных средств, материальных активов, сотрудников и специалистов, которые могут оказать спорные услуги, выполнить работы, или поставить товар;

  • регистрация контрагента после совершения сделки;

  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах учета.

Если какие-то признаки подтверждаются, далее налоговым инспекторам или следователям нужно будет собрать доказательства того, что действия налогоплательщика и его контрагентов носили согласованный характер. Например, в делах, где замешаны фирмы-однодневки, потребуется доказать, что руководство компании непосредственно участвовало в деятельности таких организаций и оказывало воздействие на принятие ими решений.

Как установить связь с однодневками

В рекомендациях ФНС приводит сразу несколько признаков того, что организация сотрудничает с однодневками для получения незаконной налоговой выгоды. В частности, об этом будет свидетельствовать сложный, запутанный и повторяющийся характер действий налогоплательщика в рамках налоговой схемы.

Все необычные схемы, которые не встречаются в рамках обычной деятельности, автоматически попадут в поле зрения налоговиков и следователей. Также о незаконных схемах с участием однодневок говорят общий персонал налогоплательщика и его контрагентов, общее имущество, общий штат юристов, консультантов, бухгалтеров, средств связи, договоров с провайдерами, IP-адресов и др.

ФНС рекомендует при установлении признаков сотрудничества с однодневками незамедлительно информировать об этом следственные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Окончательные сомнения в добросовестности плательщика развеются в ходе осмотра/обыска офисов и опроса/допроса сотрудников. При этом осмотры помещений будут проводить с привлечением IT-специалистов, которые смогут не допустить уничтожения улик на цифровых носителях.

К прямым уликам противоправной деятельности относят, в частности, наличие «чёрной» бухгалтерии, печатей и документации фирм-однодневок на территории компании, в которой проходит проверка

Кроме того, в качестве отягчающего обстоятельства налоговикам рекомендуют трактовать наличие в офисах дебетовых карт. Карты, по мнению налоговиков, - лишнее свидетельство того, что налогоплательщик занимается незаконным обналичиванием средств.

Вышеуказанные обстоятельства являются основанием для привлечения к ответственности. Останется только доказать наличие умысла на реализацию незаконной налоговой схемы.

Как будут доказывать вину

Путём получения пояснений налогоплательщика, допросов, истребования документов (информации), осмотров, выемки и направления запросов в банки. В качестве доказательств могут быть использованы вступившие в силу приговоры в отношении должностных лиц контрагентов. В то же самое время ФНС не допускает в целях установления виновности назначения экспертизы.

Вину организаций будут доказывать через вину их должностных лиц. В первую очередь – директора и главного бухгалтера. Если будет установлено, что эти сотрудники имели умысел на неуплату налогов, автоматически будет установлена вина самой организации. При этом организация несёт ответственность исключительно за действия именно должностных лиц, а не рядовых сотрудников.

Налоговики должны подтвердить, что сотрудник имел полномочия на подписание документов и принятие решений, которые повлекли неуплату налогов. Для этого чиновники должны будут проверить несколько документов: штатное расписание и приказы о назначении на должность. За действия других сотрудников, например, менеджеров или секретарей, компании ответственности не несут. Если установят, что виновный сотрудник не был уполномочен на совершение действий, влекущих налоговые последствия, организация ответственности не понесёт.

Но чаще в спорных делах фигурируют именно уполномоченные на совершение юридически значимых действий сотрудники (директоры и главбухи), которые действуют с вполне понятным умыслом (незаконная оптимизация налогообложения).

Поэтому ФНС рекомендует инспекторам и следователям крайне скептически относиться к разного рода стандартным отговоркам, таким, например, как:

  • неосведомленность директора о фиктивном характере документов, использованных для уменьшения налоговой базы;

  • заблуждение, обусловленное доверием главному бухгалтеру или иному лицу, ответственному за подготовку налоговых деклараций;

  • исполнение роли номинального руководителя, введенного в заблуждение «теневым» руководителем, фактически контролировавшим деятельность организации;

  • исполнение незаконного приказа или распоряжения руководителя организации.

Эти отговорки не помогут, если у налоговых инспекторов и следователей будут другие доказательства умысла о неуплате налогов. Не сработает и имитация проявления должной осмотрительности, когда организации заблаговременно направляют в госорганы запросы на сбор информации о контрагентах. Налоговики хорошо знакомы с такими уловками и не придают им серьёзного значения.

Одновременно ФНС обращает внимание, что виновность не может строиться на предположениях и подозрениях. В составляемых актах инспекторы обязаны детально описать, какие именно действия (бездействие) должностных лиц организации или её представителей привели к налоговому правонарушению. В противном случае дело не будет иметь перспектив в суде.

Более «агрессивные» налоговые акты

Отдельное место в рекомендациях занимают требования к стилю написания и составления налоговых актов. В ФНС полагают, что инспекторы недостаточно уделяют внимание яркой и однозначной интерпретации и словесному комментированию действий налогоплательщика. Сейчас налоговики используют невнятные формулировки, из которых непонятно, идёт ли речь об умышленной неуплате налога или же неумышленной.

В связи с этим инспекторам рекомендуется писать акты просто, доходчиво, логично и убедительно, понятными фразами. Выводы в отношении налогоплательщика должны излагаться точным и строгим языком, отличаться определённостью, чёткостью стиля и постоянством терминологии, сопровождаться иллюстративным материалом (схемами).

Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учёта, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей.

При этом налоговикам поручено ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса.

Таким образом, ФНС довольно детально описала алгоритм действий налоговиков при проведении проверок. Налогоплательщикам остаётся только принять во внимание эти рекомендации, чтобы лишний раз не привлекать внимания фискалов, а тем более следователей.

Источник: Бух.1С

Tax Inspector

Читайте также:

Краткий гид по «предпринимательским» налогам.
Патентная система налогообложения: плюсы и минусы.
Как избежать незаконного доначисления единого налога на вменённый доход




Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Маркетинг Пять трендов контент-маркетинга и SEO в 2018 году 19 января
    Пять трендов контент-маркетинга и SEO в 2018 году
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Солнце в коробке: как заработать на доставке овощей и фруктов 19 января
    Солнце в коробке: как заработать на доставке овощей и фруктов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес на грязи: как заработать на испачканных кроссовках 18 января
    Бизнес на грязи: как заработать на испачканных кроссовках
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Рекрутируем фрилансеров: как эффективно делегировать задачи внештатникам 18 января
    Рекрутируем фрилансеров: как эффективно делегировать задачи внештатникам
    Прочтёте за 3 мин.
  • Кейсы Обязанности без прав: как не нужно проводить тендеры на услуги SEO 17 января
    Обязанности без прав: как не нужно проводить тендеры на услуги SEO
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Гнуть металл, ковать железо: как заработать на скульптурах и памятниках 17 января
    Гнуть металл, ковать железо: как заработать на скульптурах и памятниках
    Прочтёте за 4 мин.
  • Кейсы Впасть в детство: как IT-проект Hello Baby пробивает себе дорогу на мировой рынок 16 января
    Впасть в детство: как IT-проект Hello Baby пробивает себе дорогу на мировой рынок
    Прочтёте за 8 мин.
  • Менеджмент Репутационный менеджмент: как отразить атаку на ваш бизнес 16 января
    Репутационный менеджмент: как отразить атаку на ваш бизнес
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес на костях: как заработать на человеческих органах из пластика 15 января
    Бизнес на костях: как заработать на человеческих органах из пластика
    Прочтёте за 3 мин.
  • Кейсы История одного факапа: почему не «взлетело» мобильное приложение по поиску скидок 15 января
    История одного факапа: почему не «взлетело» мобильное приложение по поиску скидок
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Не только тесто и начинка: как автоматизация сделала «Додо Пиццу» успешной 12 января
    Не только тесто и начинка: как автоматизация сделала «Додо Пиццу» успешной
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Дышите глубже: как устроена система мгновенной диагностики лёгких 12 января
    Дышите глубже: как устроена система мгновенной диагностики лёгких
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Запускаем фитнес-клуб: зачем продавать карты за несколько месяцев до открытия 11 января
    Запускаем фитнес-клуб: зачем продавать карты за несколько месяцев до открытия
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса 11 января
    Стартапы-2017: как прошёл бизнес-год у новых проектов. Часть II
    Прочтёте за 8 мин. Стартапы-2017: как прошёл бизнес-год. Часть II
  • Маркетинг Digital-маркетинг: пять ошибок, которые приводят заказчика в агентство 10 января
    Digital-маркетинг: пять ошибок, которые приводят заказчика в агентство
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Мальчики на футбол, девочки на танцы: как заработать на спортивных детских школах 10 января
    Мальчики на футбол, девочки на танцы: как заработать на спортивных детских школах
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса 09 января
    Стартапы-2017: как прошёл бизнес-год у новых проектов. Часть I
    Прочтёте за 8 мин. Стартапы-2017: как прошёл бизнес-год
  • Маркетинг Смартфоны рулят: пять важных трендов мобайла 09 января
    Смартфоны рулят: пять важных трендов мобайла
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса 08 января
    Малый бизнес для маленьких: семь историй о бизнес-проектах для детей
    Прочтёте за 3 мин. Малый бизнес для маленьких: семь историй о бизнес-проектах для детей
  • Идеи для бизнеса 07 января
    Красота спасёт мир: шесть бизнесов, которые делают нашу жизнь ярче
    Прочтёте за 3 мин. Красота спасёт мир: шесть историй о бизнесах, которые делают нашу жизнь ярче
Идёт загрузка материалов