Часто бывает так, что продукт, который кажется удобным его создателям, вызывает у пользователей раздражение, неприятие и как следствие – отказ от его использования. Одним из эффективных способов избежать этой ситуации является проведение юзабилити-исследования. Его проводят как крупные компании, так и небольшие стартапы. О том, что такое юзабилити-тестирование и как его провести, порталу Biz360.ru рассказал руководитель отдела разработки программ бухгалтерского учёта фирмы «1С» Олег Фогель.
Олег Фогель – 53 года, руководитель отдела разработки программ бухгалтерского учёта фирмы
«1С». Закончил Московский авиационный технологический институт по специальности «Конструирование электронно-вычислительных систем». В фирму «1С» пришёл в 1997 году простым разработчиком, до этого был руководителем небольшой торговой компании. Эксперт по внедрению гибких методик разработки (agile).
Юзабилити-исследование – это метод оценки удобства любого продукта, например, мобильного приложения, десктопной программы, экрана вашей автомагнитолы и даже фильтра для воды. Такие исследования проводятся и в случае разработки нового продукта, и в случае его улучшения.
Главная задача любого юзабилити-исследования – получение обратной связи от пользователя. В ходе таких исследований выявляются проблемные места, а затем команда проекта ищет решения, способные их исправить.
Существует довольно много методов юзабилити-исследований, которые различаются своим подходом и способом измерения результата. Например, можно их разделить на следующие типы:
-
Количественные. В них результаты измеримы цифрами и собираются, как правило, не напрямую (например, 150 пользователей заходят в программу каждый день, а 50 – только раз в неделю);
-
Качественные. В них результат можно оценить личным присутствием, чтобы исследователь мог наблюдать за поведением пользователя, задать вопросы и понять его нужды (например, почему пользователь заходит каждый день в программу, какие задачи в ней выполняет).
Также есть классификация исследований в разрезе отношения к продукту и модели поведения с ним (это не другой раздел исследований, это просто ещё один способ проверить гипотезы):
-
Отношенческие. Они помогают узнать, что пользователи думают о продукте, например, таким образом можно выяснить, сколько пользователь готов заплатить за продукт.
-
Поведенческие. Они помогают понять, как пользователи взаимодействуют с продуктом. Например, у вас приложение курьерской доставки между офисами, а используют его, как доставку продуктов домой.
Есть ещё одна распространённая классификация – по контексту использования. Она делит исследования на те, которые:
-
проходят в естественных условиях (когда продукт используется в привычной обстановке);
-
по заданному сценарию;
-
вообще не используют продукт;
-
смешанные (используется комбинация разных способов).
Если говорить о форматах юзабилити-исследований, их насчитывается несколько десятков: от самых простых, таких как 5-секундный тест (когда респонденту показывают интерфейс будущего продукта в течение пяти секунд, а затем просят ответить на вопросы о том, какое представление сложилось), до требующих специального оборудования тестирований, например, айтрекинга (юзабилити-исследование с использованием айтрекера – специального устройства для отслеживания взгляда пользователя при работе с сайтом или приложением).
В фирме «1С» мы практикуем различные методики – в зависимости от этапа развития части или целого продукта (идея, разработка, подведение итогов). Чаще всего мы используем опросы, интервью и юзабилити-тестирования с помощью айтрекера, что помогает нам расти, развиваться и делать наши продукты более удобными для пользователей.
Если вы хотите провести исследование своего продукта, но пока не знаете, как это сделать, начните с самого очевидного формата – с опроса. Такое исследование может быть проведено одним человеком, и самое главное для этого метода – качественно подготовить вопросы (то, как правильно формулировать вопросы, может подсказать отличная книга Роба Фицпатрика «Спроси маму» – читается за один вечер).
Такой метод не требует больших финансовых вливаний, но при этом даёт очень много пользы. Например, наши разработчики программ делового назначения регулярно слушают записи опросов пользователей. Это позволяет нашей команде узнать мнение пользователей о продукте и понять, как его можно усовершенствовать, в какую сторону двигаться и т.д.
Интерпретация результатов, пожалуй, самая сложная часть процесса, поскольку надо не просто записать комментарии пользователей и инсайты от них, но и понять, почему их мнение сложилось таким образом (бывает, например, что пользователи не могут найти раздел, в какую часть экрана его ни поставь, а в итоге оказывается, что они ожидали совсем другого названия этого раздела).
А дальше решений может быть несколько, и принять окончательное поможет ориентирование на плюсы, минусы, материальные и временные затраты. И даже если кажется, что найдено идеальное решение, лучше его протестировать ещё раз и понять решилась ли проблема.
Порой мы показываем решение тем же пользователям и спрашиваем, решилась ли их проблема. И если ответ отрицательный, приходится проходить весь цикл по-новой. Но это не беда, ведь наша миссия – делать работу и жизнь наших пользователей проще и удобней.
Кстати, каждый из читателей этой статьи имеет возможность непосредственно оценить, как проходят исследования в «1С». Сейчас мы проводим набор на юзабилити-тестирование одного из приложений. И если вы ведёте свой бизнес и ещё не пользовались программами от «1С», мы приглашаем вас принять участие в этом исследовании.
Если вы находитесь в Москве, мы пригласим вас в нашу уютную юзабилити-лабораторию (см. на фото ниже); если живёте в другом городе – нет проблем, можно пройти исследование онлайн. Записаться на исследование можно по этой ссылке.
В знак признательности за уделённое нам время, мы подарим вам бизнес-презент, такая у нас сложилась традиция.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».