Как не развестись из-за семейного бизнеса

Прочтёте за 5 мин.

Рекомендации супругов-предпринимателей Дениса и Юлии Курьян

IT-инструменты, которые использует семья Курьян

  • Trello
  • Jira
  • 1С:Бухгалтерия

Денис и Юлия Курьян занимаются семейным бизнесом уже более шести лет. За это время они создали и развили сеть кофейных аппаратов, открыли продакшн-студию и запустили сеть блинных «МамаДома». И при этом смогли сохранить в своей семье любовь, уютную атмосферу и хорошие отношения. Возможно, рекомендации Юлии и Дениса Курьян о том, как научиться отделять личные отношения от рабочих, будут полезны тем супругам, которые планируют начать или уже имеют семейный бизнес.

Досье

Денис и Юлия Курьян, супруги-предприниматели из Минска. Начинали семейный бизнес с сети кофейных аппаратов, потом открыли продакшн-студию по созданию презентационных видеороликов, затем запустили сеть блинных «МамаДома». У пары двое детей – сын Кирилл и дочь Милана.

Юлия и Денис Курьян

«Семья для нас значит больше, чем бизнес»

Мы начали наш семейный бизнес 6 лет назад. С небольшим стартовым капиталом -  $10-15 тысяч – запустили сеть кофейных аппаратов. Юля в этом бизнесе появилась совершенно случайно. Так получилось, что человек, которому делегировали управление сетью, не справился. И пришлось обратиться к Юле: ситуация была критической, бизнес нужно было развивать, уже были новые места под кофейные аппараты, а заниматься ими было некому. И за это взялась Юля. 

В тот момент мы нырнули в бизнес с головой, у нас даже не было возможности задуматься, что происходит с нашей личной жизнью. Но наши отношения с этого момента стали меняться. А вот в какую сторону - это мы поняли гораздо позже, когда вынырнули и смогли осмотреться. 

Есть пары, которые начали семейный бизнес, но в итоге развелись. Хотя и продолжают работать вместе. Например, сооснователь Google Сергей Брин и его бывшая жена Анна Войжитски, основатели «Натали Турс» Владимир и Наталья Воробьёвы, Евгений и Наталья Касперские… Мы не хотим быть такими, как они. Нет, иметь, как Сергей Брин, состояние, оцениваемое в более чем $ 37 млрд., наверное, неплохо. Но мы не в этом смысле. Эти люди хоть и развелись цивилизованно, но уже не смотрят друг на друга влюблёнными глазами. 

А для нас семья, брак и отношения являются гораздо большей ценностью, нежели бизнес. Мы решили, что если оставим всё как есть, то бизнес просто погубит наши отношения. И мы сформулировали основные принципы, по которым живём и работаем вместе. 

1. Поделитесь ожиданиями 

Это главное, о чём нужно договориться ещё на суше. То, чего вы ждете от бизнеса. Это упражнение полезно не только для супругов - его стоит выполнить всем партнерам. Просто взять два листа бумаги и каждому описать своё видение совместного бизнеса. Причё, чем чем больше цифр, фактов и т.д., тем лучше и понятнее. Ваши ожидания должны более-менее совпадать. 

Сначала у нас появилось 10 кофейных аппаратов, потом 15, 20, 30… Они приносили какую-то прибыль и Юля считала это хорошим подспорьем для девушки, которая находится в декретном отпуске. Её взгляд был больше романтичным, нежели реалистичным и прагматичным.

Для меня же, как человека, закончившего курс МВА, это всё-таки был бизнес-проект с определёнными показателями рентабельности, точками безубыточности и другими «скучными», по мнению Юли, вещами. Было огромное количество споров по этому поводу. Один считал, что всё прекрасно, другой видел всё совсем по-другому. Из-за этого глобального спора рождались более мелкие разногласия: например, заняться сегодня работой или передохнуть… 

  • Вывод: если ваши ожидания от бизнеса кардинально отличаются, и вы не можете о них договориться - не занимайтесь совместным бизнесом с супругом, ибо это губительно для вашего дела и отношений

2. Договоритесь о разделении полномочий 

В большинстве семейных бизнесов все отвечают за всё и тянут друг друга в разные стороны. Со временем мы поняли, что двух лидеров быть не может. У каждого должны быть свои функции. Свои зоны ответственности. Каждый должен понимать, кто за что отвечает. Иначе развития не будет. 

Во многих семейных предприятиях бывает так: например, пара решила заняться продажей колготок. Каждый из супругов - и водитель, и бухгалтер, и директор. Но если конкретно спросить: кто за что отвечает, наверняка чёткого ответа не будет. На наш взгляд, это губительно. Даже для маленького бизнеса, где функции нужно делить всего между двумя людьми. 

Всё просто: чётко определите сильные стороны друг друга, и именно за это отвечайте перед своим партнёром. 

Уже в нашем новом бизнесе, сети блинных «МамаДома», мы очень чётко разграничили свои зоны ответственности: Юля - директор по развитию, она занимается строительством объектов и их запуском, проводит исследования по технологии, подбирает персонал, работает с поставщиками; Денис занимается формированием идеологии долгосрочных целей, маркетингом, управленческим учётом. 

  • Выводлидерство и ответственность должны быть чётко разделены

3. Обзаведитесь личным пространством

Вы постоянно вместе. Казалось бы, что здесь такого? Но наш совместный бизнес с кофейными аппаратами начинался в нашей однокомнатной квартире. У нас был четырёхмесячный ребенок… Мы в квартире делали всё: и кушали, и обсуждали планы, и решали рабочие вопросы, и даже принимали товар - хранили его на балконе. Всё в одном пространстве. Это было очень тяжело. У нас даже не было возможности выйти куда-то, чтобы переключиться и зарядиться энергией. 

Квартира наполнялась не уютной семейной атмосферой, а рабочей офисной энергетикой. Когда мы стали анализировать наши проблемы, мы поняли, что часть их кроется именно в этом. 

Наш совет: бросайте домашний офис при первой же возможности. Особенно, если вы работаете с супругом/супругой. У вас должно быть личное пространство. 

Сейчас, когда мы работаем даже в разных офисах, у нас есть ещё одно правило - мы уезжаем на работу по отдельности и приезжаем домой тоже по отдельности. Чтобы иметь возможность переключиться и успеть соскучиться друг по другу.

Больше отдыхайте. Когда через три года сеть автоматов начала приносить стабильный доход, мы стали отдыхать. Мы посчитали, что за тот год мы отдохнули восемь раз по пять дней и более. Почувствовали свободу, дорвались…

Юлия и Денис Курьян 

Смена обстановки - это смена ролей. Уезжая на отдых, вы автоматически становитесь не бизнес-партнёрами, а мужем и женой. И так же, соответственно, себя там чувствуете. 

  • Вывод: старайтесь часть времени проводить отдельно друг друга, по возможности ведите дела из разных офисов, старайтесь почаще менять обстановку

4. Поменьше говорите дома о работе

У российского бизнес-тренера Радислава Гандапаса есть такой инструмент – «призови себя в армию». На этапе стартапа, когда всё подчинено целям бизнеса, нужно «призвать себя в армию». Вы работаете круглые сутки, вы думаете только о службе и о том, что когда-то наступит дембель. Когда в 11 вечера вам звонит поставщик, чтобы выяснить какой-то рабочий вопрос - вы совершенно спокойно к этому относитесь. Потому что у вас такой этап - бизнес 24 часа 

Но по мере роста бизнеса отказывайтесь от разговоров о работе дома. На наш взгляд, это показатель стабильности и взросления вашего дела. 

Устраивайте выходные - дни, когда вы не говорите о работе. Неважно, где вы находитесь физически. Просто в этот день не общайтесь на рабочие темы. Пусть это будет, например, вторник. 
  • Вывод: оставляйте разговоры о работе за порогом дома, больше времени посвящайте именно семейному общению.
5. Соблюдайте баланс между домом и работой  

Главное предназначение женщины - это всё-таки не бизнес, а семья и дети. Женщина не должна быть ломовой лошадью. Здорово, конечно, когда получается гармонично всё сочетать. 

Юля, например, каждый день оказывается перед выбором: встретиться с поставщиком, протестировать новый блинный аппарат или повыпекать блинчики в песочнице с младшей дочерью. Выбор должен быть однозначно в пользу семьи. 

При этом задача мужчины: понять, принять, поддержать и отпустить. Какой бы ни был сложный момент или завал на работе. 

Мы планируем ещё детей. И понимаем - у нас всегда должен быть план Б. 

  • Вывод: не отказывайте себе и своим близким в маленьких семейных радостях, между работой и домом должен быть разумный баланс.
6. Формируйте правильное отношение сотрудников
к вашей паре
 

В некоторых компаниях вообще запрещено работать семейным тандемам. У нас пока нет. Но нас волнует, что люди, которых мы берём на работу, могут видеть «потолок» из-за того, что мы - семейная пара. Мол, выше семьи не прыгнешь. Но мы демонстрируем, что это не так. Например, берём управляющего и сразу обозначаем: если всё будет развиваться так, как запланировано, ты можешь стать акционером, получить долю. И для этого совершенно необязательно становиться членом нашей семьи. 

  • Вывод: постоянно доказывайте коллегам и сотрудникам свою эффективность и профессионализм.
7. Будьте деликатными  

Настроения и вдохновения для романтических отношений вечером может не быть сразу у обоих супругов - и по одной и той же причине: в течение дня они уже «позанимались» со своей работой… А сил на супруга не осталось. 

Подготовка мужчины может занимать какие-то секунды, а у женщины эта подготовка может занимать весь день. Ваши споры и разногласия в течение дня могут отразиться на вашей личной жизни. И вечером ничего хорошего можно не ждать. 

Каждый мужчина должен помнить, что если его бизнес-партнёром является женщина, а тем более супруга, с ней нужно быть очень деликатным. 

  • Вывод: не позволяйте работе негативно влиять на вашу интимную жизнь

Три важных правила ухода от конфликтов 

В совместном бизнесе очень много личных противоречий. Если над ними не работать, особенно сейчас, в кризисный период, они смогут нас утопить. Поэтому мы определили для себя несколько правил, которые помогают нам избегать споров и конфликтов: 

1. Разговоры. Как только мы поженились, мы установили одно из главных правил нашей семьи: мы никогда не ложимся спать, пока не разрешим конфликт, если он есть. Мы обязательно высказываем, кто и чем недоволен. Причем в спокойной форме, без истерик. И это очень помогает в личной жизни. Когда у нас появился бизнес, мы внедрили это правило и для него. 

2. Записи. Да, нам нравится всё писать на бумаге. Нам так проще воспринимать. Прописывайте на бумаге ваши взаимные претензии. 

3. Общение с коллегами, владеющими семейным бизнесом. Мы много читаем про семейный бизнес. Например, Денис частенько почитывает истории Forbes Woman, хоть он и не «вумен». И чем больше читаешь, чем больше общаешься с такими же парами, тем больше понимаешь: многие ситуации на разных этапах бизнеса совпадают. Мы не одиноки. И иногда приятно порадоваться этому.

Юлия и Денис Курьян 

Так начинать или нет семейный бизнес:
резюме Дениса Курьяна
 

Когда мы начинали своё дело, я видел только одну возможность для себя - работать с человеком, которому я буду доверять. И это, конечно же, жена, потому что она ещё и лучший друг. Я не понимал, как это можно делать с кем-то ещё. Но сегодня, когда по всем вышеперечисленным причинам у нас столько разногласий, я думаю немного иначе. 

Если бы меня сейчас спросили, рекомендую ли я начинать бизнес с супругой или всё-таки жена должна быть генеральным директором твоей семьи, я бы глубоко задумался и не бросился в этот омут с головой так, как я это сделал шесть лет назад.

Да, Юля тянет лямку вместе со мной, и я боюсь потерять её как бизнес-партнера. Но вместе с тем я понимаю, что эти отношения могут стать губительными для других отношений. 

Выбор непростой. Поэтому прежде, чем начинать совместный бизнес с супругом или супругой - хорошенько подумайте. 

Источник: Probusiness.by.

Юлия и Денис Курьян

Читайте также:

Что такое туалетное делегирование и как с ним бороться.
Как предпринимателю перестать быть рабом своего бизнеса.
Чем прокрастинация может быть полезна для бизнеса.

15 сентября 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов