Работая в рекламном агентстве, Алиса Володина заметила, что при создании рекламных роликов мало кому интересно заниматься съёмкой самого продукта. Ей же, напротив, нравилось исследовать тему «аппетитности» творожка, «обаятельности» клубники, «томности» шоколадной крошки и других свойств продуктов. В 2015 году она вместе с мужем открыла студию Apple Pie Tabletop, которая специализируется на рекламной видеосъёмке еды. О том, как начинающей студии получить в клиенты известные бренды, Алиса Володина рассказала порталу Biz360.ru.
Алиса Володина, соосновательница и режиссёр студии Apple Pie Tabletop. В Санкт-Петербурге окончила музыкальное училище им. Мусоргского, училась в Академии художеств им. Репина, затем защитила диплом художника в Санкт-Петербургском институте технологии и дизайна. Работала более 15 лет иллюстратором и арт-директором в крупных рекламных агентствах Москвы. В 2015 году вместе с мужем, оператором Геннадием Дубиным, открыла студию по производству видеорекламы.
Студия Apple Pie Tabletop появилась благодаря творческому опыту и «агентскому» бэкграунду Алисы Володиной. Более 15 лет она как арт-директор курировала в рекламных агентствах бренды, которые производят продукты питания. И самой любимой частью её работы было создание демо - демонстрационных раскадровок. Именно эти кадры, по мнению Алисы, являются максимально значимыми, демонстрирующими суть продукта - ингредиенты, консистенцию, цвет.
«Считается, что придумывать игровые истории для роликов интересно по определению, а вот демо-часть всегда сомнительное удовольствие. Раскадровку утверждать долго, а потом ещё и снимать скучно. Ибо это размеренный и кропотливый съёмочный процесс. Тем не менее, мне всегда казалось, что самая важная часть в продуктовом ролике – когда видишь вкусную еду. Какая бы история ни была очерчена вокруг продукта, наиболее продающее видео – это сам продукт», - убеждена она.
Чтобы продукты аппетитно выглядели в кадре, их надо тщательно отбирать, приводить в порядок, снимать крупным планом и совершать ещё целый ряд выверенных манипуляций – подбрасывать и перемешивать, соединять различные компоненты, разъединять их и так далее. В начале 2010-х годов такие съёмки проводили преимущественно за границей – там были специализированные студии, со всем необходимым оборудованием для производства эффектных кадров с едой, а также режиссёры, инженеры и другие специалисты.
Во время одной из рекламных съёмок в Милане у Алисы появилась мысль, как было бы здорово самой создавать и снимать демо в России. Эта мысль понравилась и представителям заказчика рекламного ролика, что подогрело решимость будущей предпринимательницы. Но тогда дальше обсуждения такой возможности дело не пошло.
Возникшая идея почти год не давала Алисе покоя, но всё это время наша героиня продолжала работать в агентстве как наёмный арт-директор. В 2014 году она всё-таки рискнула заняться собственным бизнесом и открыть tabletop-студию (особенность tabletop-студий – высокотехнологичные съёмки еды крупным планом).
«Было страшно перейти от привычной формы существования к созданию своего локального мира. Я человек не слишком практичный, в большей степени «про красоту», а не «про деньги», поэтому волновалась. Но мне повезло - все вокруг, включая мою семью, меня поддержали», - вспоминает Алиса Володина.
В 2014 году она вместе с супругом - оператором Геннадием Дубиным - зарегистрировала студию Apple Pie Tabletop. Алиса стремилась к тому, чтобы название звучало так же аппетитно и притягательно, как вкусная еда, которую должна была рекламировать её студия.
Так как Алиса долгое время проработала в сфере рекламы, то она хорошо представляла, как устроен процесс её создания. Бренд или компания, выпускающие продукты, для заказа рекламы редко обращаются напрямую в специализированные студии. Чаще всего они сотрудничают с рекламными агентствами, которые занимаются разработкой сценария, а для съёмки привлекают подрядчиков.
С представителями многих агентств Алиса Володина была знакома. Ей не составляло труда договариваться с ними о встречах, чтобы рассказать о собственной студии. «Но эти презентации требовали тщательной подготовки. Надо было прийти к продюсерам или креативным директорам и показать, что ты умеешь. Без портфолио не могло быть клиентов, потому что в этом бизнесе всё построено на визуальности. Мы с мужем, в тандеме «режиссер – оператор», сделали несколько роликов, которые демонстрировали наши идеи. Также помогли и проекты, в которых мне, будучи арт-директором, удалось реализовать свой подход к производству демо», - рассказывает Алиса.
Для создания промо-роликов нужно было досконально исследовать рынок, придумать оригинальный сценарий, снять, смонтировать и профессионально обработать материал.
Финансовые затраты на производство были не слишком глобальны. В ожидании первого клиента жили на гонорары от небольших частных заказов.
Примерно через 4 месяца после основания у Apple Pie Tabletop появился первый клиент – бренд органической косметики Botanic Garden. За 3 года существования проекта в портфолио студии добавились проекты для PepsiCo, Nestle, Mondelēz, «Черкизово», «Рублёвского» и других крупных заказчиков рекламы.
Началу сотрудничества с ними отчасти способствовало то, что студия Apple Pie Tabletop очень вовремя появилась на рекламном рынке. Во-первых, в Москве, по мнению Алисы, естественным образом созрела необходимость в возникновении нового творческого коллектива. А во-вторых, после кризиса 2014 года, когда курс валюты сильно вырос, проводить съёмки с иностранными студиями за границей стало довольно дорого.
«Мы не планировали точной даты «выхода в свет». Презентовали студию тогда, когда были к этому сами готовы. Но так получилось, что на фоне удорожания услуг за рубежом мы оказались ближе и дешевле по факту (расчёты в рублях, нет необходимости тратиться на дорогу). Наши сметы выглядели более «подъёмными». Что, однако, не означало компромисс между ценой и качеством - мы и тогда, и теперь стремимся в работе к европейскому уровню», - констатирует Алиса Володина.
У студии Apple Pie Tabletop нет офиса в привычном понимании, потому что он ей не нужен. И его отсутствие - существенная экономия для проекта. Помещение, которое требуется для работы над роликами – это съёмочная площадка и мастерская, в которой собирается команда, проводятся тесты, решаются производственные и творческие вопросы, хранится реквизит и инженерные механизмы. Мастерская и есть офис. Съёмочный павильон студия арендует у дружественной ей компании «Амедиа» в Москве под каждый отдельный проект.
Необходимое оборудование (свет, камеры) берётся в аренду под конкретный проект. Для съёмок требуется сложная техника. Покупать её - нерентабельно. «Все эти железяки стоят невероятно дорого. К тому же часть из них очень быстро морально устаревает. Нет смысла вкладываться в оборудование. Мы занимаемся творчеством и не хотим думать о том, как окупить неокупаемую камеру», - объясняет Алиса Володина.
У студии есть команда из 20-25 человек, среди которых – режиссёр, оператор, продюсер, инженер, PR-менеджер, директор съёмочной группы, администратор, фудстилист, повар, технический персонал (ассистенты, осветители и т.д.). Творческий коллектив подобрался не сразу, в таком специфическом сегменте видеопроизводства каждый специалист должен обладать уникальным набором умений и навыков. Прошёл год, прежде чем «пазл сложился».
Обычно в сфере производства рекламы действуют следующие правила. Компания или привлечённое ею агентство объявляют тендер на рекламный ролик. Подрядчикам высылаются приглашения на участие. Победитель, как правило, выполняет работу на условиях 100% постоплаты. Ожидание расчёта иногда составляет до полугода. Студия Apple Pie Tabletop, не имея больших оборотных средств, вынуждена декларировать условие предоплаты.
Предоплата нужна для проведения тестов - предварительной съёмки, которая позволяет понять, что же будет в итоговом ролике. Apple Pie снимает тесты на профессиональном оборудовании и с необходимым освещением. Это требуется, чтобы заказчик чётко понимал, что же он получит «на выходе». Качественные тесты нужны и для того, чтобы была возможность скорректировать стиль подачи материала до начала «чистовой» съёмки. Это гарантирует стабильный производственный процесс с прогнозируемым результатом.
В бюджет каждого проекта (он в среднем составляет 2 млн. рублей) входят производственные технические расходы, гонорары команды Apple Pie Tabletop за съёмочные дни и её комиссионное вознаграждение. Некоторые проекты, интересные с точки зрения реализации, студия снимает практически без прибыли – исключительно ради опыта и «любви к искусству». Так как вложениями в проект можно считать лишь затраты на съёмку портфолио, то студия с первого же проекта вышла на окупаемость.
Каждой съёмке предшествует выигранный тендер. Иногда Apple Pie напрямую сотрудничает с заказчиком, но чаще всего – через рекламное агентство или продакшн. Получая описание того, что хочет видеть клиент в ролике, Алиса Володина вместе с оператором, фуд-стилистом и инженером согласовывает общий подход, а затем прописывает оригинальную версию реализации идеи, сопровождая её раскадровкой. Иногда на данном этапе требуется проведение тестов.
В создании кадров большую роль играет инженерия. Специалист по спецэффектам продумывает вместе с режиссёром и оператором, какие конструкции необходимы для реализации определённой идеи.
«Оборудование для трюков с едой мы производим сами, его невозможно где-то приобрести. Оно создаётся, как правило, под задачу. В дальнейшем мы можем его трансформировать и переделывать, чтобы изобретать какие-то новые кадры, исследовать поведение продуктов, придумывая новые эффекты», - рассказывает Алиса.
Кредо студии – использовать в съёмках только натуральные продукты, а не их заменители (например, вместо молока часто используют клей ПВА). Порой приходится иметь дело с «капризными» продуктами, например, со сминающейся при любом прикосновении нежной малиной или свежей зеленью, которая невероятно быстро вянет под мощными световыми приборами на съёмочной площадке. В каждом отдельном сложном случае необходимо найти оригинальные решения. Поэтому на обдумывание и исследование того, как технически показать продукт красиво и аппетитно, при этом чтобы он не потерял должного привлекательного вида, может уходить много времени – до двух недель.
Случается, что во время демонстрации тестов заказчик просит добавить кадры, которые изначально не обговаривались. Это может создать дополнительные трудности. Бывает, что реализация новых идей требует нового оборудования и проведения дополнительных тестов. Это чревато задержкой выхода на съёмочную площадку и расходами для студии, которые могут превысить первоначально утверждённый бюджет.
В этом случае, по мнению Алисы Володиной, одинаково важно и слышать клиента, и чётко оценивать возможности студии в предлагаемых временных и финансовых рамках. Как правило, решения всегда есть.
Когда согласие достигнуто, начинается подготовка съёмочного процесса – строятся декорации (например, кухня), мобилизуется команда и арендуется оборудование. Во время съёмок прямо на площадке происходит «черновой» монтаж демо-кадров. Затем наступает время пост-продакшна - цветокоррекции, компьютерной графики (при необходимости). Весь процесс производства ролика занимает в среднем 3 недели.
«Наша работа – это тонкий лёд. Нам надо сохранить предложенную агентством оригинальную творческую идею ролика и сделать так, чтобы клиент полюбил её реализацию. Нам важно, чтобы после съёмки все вышли довольные – от этого зависит дальнейшее сотрудничество», - рассуждает Алиса Володина.
Геннадий Дубин, сооснователь студии, долгое время жил и работал в США. Почти сразу после открытия студии Apple Pie Tabletop в России, был зарегистрирован и её филиал в Нью-Йорке. Это задел супругов на будущее – в их планах есть выход на международный рынок и съёмки роликов для американских заказчиков.
Процесс регистрации филиала в США аналогичен процедуре регистрации бизнеса в России, уверяет Алиса Володина. Нужно подготовить пакет документов и обратиться с ним к нотариусам. Они назначат время, когда необходимо прийти и получить регистрацию. Стоит это около 2 тысяч долларов, посещать дополнительно какие-либо учреждения не требуется.
Пока сам филиал не функционирует, поиском клиентов в этой стране основатели студии сейчас не занимаются. В ближайших планах - поездка в Америку для поиска партнёров, у которых можно будет арендовать оборудование для съёмок. В США представлена такая аппаратура, которой в России пока нет.
У студии Алисы Володиной и Геннадия Дубина пока нет прогнозируемого потока заказов. Иногда в течение месяца приходится работать над тремя проектами одновременно, а потом месяц ждать новых клиентов. «У нас меньше работы, чем у обычного продакшна», - констатирует Алиса. Отчасти это обусловлено тем, что в общем рекламном потоке не так много роликов про еду, и не каждый такой проект нуждается в демо-съёмке продуктов. Подобный бизнес узко сегментирован. И конкуренция в нём – соответствующая, прежде всего с западными студиями.
С другой стороны, создание демо – это кропотливая работа, затратная с точки зрения времени и креатива. Заниматься ею интересно не всем. «Надо быть слегка сумасшедшим человеком, чтобы любить все эти капли, погружение клубники в молоко, расплавленный шоколад – в общем, весь этот съедобный мир. А мы именно такие. Наслаждаемся жизнью среди волн, всплесков, бликов и понятной нам конкурентной среды», - говорит Алиса Володина.
Клиентская база студии формируется прежде всего из сетевых рекламных агентств, digital -агенств, а также ряда production houses. В качестве популяризации студия Apple Pie проводит презентации собственных работ и обзорные лекции о сути и особенностях производства product demo. Планируется участие в тематических выставках и фестивалях.
Раньше, по мнению Алисы, было не просто продать полноценную идею исключительно продуктового ролика без игровой части. Он мог показаться слишком простым. Сейчас ситуация изменилась, считает Володина: появилось больше заинтересованности во «вкусных историях», где главные и второстепенные роли отведены особенным актёрам - сладостям, жидкостям, фруктам, паштетам, сырам и прочим – словом, еде во всех её видах и проявлениях.
«Мы понимаем: рынку нужен интересный, необычный продукт. Надо уметь каждый раз предлагать что-то новое, поэтому мы постоянно прорабатываем различные визуальные идеи и модернизируем свою техническую базу. Считаем, что взаимодействие с крупными клиентами зависит от способностей самой студии. Поэтому постоянно их развиваем. Наши амбиции, наше портфолио и наше любопытство - вот то, что предопределяет ход событий и двигает нас вперёд», - говорит Алиса Володина.
Читайте также:
«Третий сектор»: как устроена лаборатория социального кино.
Бизнес в эмиграции: как запустить в Шанхае собственную фотостудию.
Все цвета Radugadesign: как заработать на масштабных мультимедиа-шоу.