Для игроков индустрии ecommerce праздничные дни – это возможность хорошо заработать. Но просто рассчитывать на то, что перед праздником «весь товар разлетится», не стоит: в ритейле сейчас высокая конкуренция, а денег у людей стало меньше и тратят они их очень осмотрительно. Поэтому к периоду высокого спроса нужно тщательно готовиться. О том, как селлерам настроить бизнес-процессы накануне высокого спроса, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Юлия Половинка, СМО компании «Поставщик счастья».
Юлия Половинка – директор по маркетингу компании «Поставщик счастья». По образованию – инженер-технолог полиграфического и упаковочного производства. Работала в различных компаниях менеджером по продажам, координатором HR-отдела и менеджером по работе с ключевыми клиентами. В компании «Поставщик счастья» с 2018 года.
Подготовку в преддверие праздничных селлеры обычно делят на две составляющие:
- маркетинговое и рекламное продвижение для обеспечения продаж;
- регулирование операционно-логистических процессов.
Эти составляющие тесно между собой связаны. Важно регулировать их синхронно и заранее: если не обеспечить маркетинговое продвижение, операционка попросту не понадобится – в ней не будет необходимости. И, наоборот: заказов благодаря рекламе может поступить много, но ресурсов для их обработки будет недостаточно – и компания эти заказы не сможет выполнить.
Эффективность праздничных скидок очень высокая, если предприниматель предоставляет скидку на востребованный товар – продажи «залежавшихся» и несезонных позиций часто малоэффективны. В текущих реалиях покупатели ждут интересных и выгодных предложений. В ситуации экономической турбулентности они не готовы расстаться с деньгами в пользу товаров, которые не окажутся полезными в ближайшем будущем.
Готовясь к высокому спросу, предприниматели должны более тщательно считать юнит-экономику и определять точку безубыточности в моменты проведения акций. Иначе, увлёкшись самим процессом продаж, можно забыть о собственной прибыли.
Предпринимательская грамотность – это не перманентная продажа товаров по себестоимости или постоянный демпинг, это правильный расчёт рентабельности отдельных брендов, линеек и позиций.
Запуск промо-акций принято начинать за две недели до праздника, поэтому старт маркетинговых мероприятий за день до праздника не даст желаемого результата. К этому моменту подарки у большинства клиентов уже готовы.
Когда с маркетингом разобраться удалось, важно приступить к подготовке операционных, логистических и IT-процессов.
Каждый праздничный день – это официальный выходной, к которому иногда добавляются дополнительные дни отдыха. Как правило, система учёта рассчитана на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными. В «длинные» выходные или выходные среди недели IT-структура требует доработок и административных изменений, чтобы вы могли продолжать работать в ней.
Кроме этого, предпринимателям нужно понять, доступен ли товар в праздничные дни. Если продажи происходят с внешнего склада или со склада поставщика, важно убедиться, осуществляется ли отгрузки в эти дни. Если всё работает – прекрасно, а если нет, необходимо обеспечить товарный запас на внутреннем/собственном складе.
Селлерам на маркетплейсах важно проверить, как синхронизированы логистика и доступность ассортимента. Ведь на сайте ассортимент может быть доступен, а логистика и доставка в нужные даты просто отсутствовать.
Поэтому заранее продумайте логистику. Важно убедиться, что транспортные компании или курьерские службы работают в праздничные и выходные дни. В ситуации, когда они работают, но с ограничениями, необходимо обеспечить альтернативную доставку.
Не стоит забывать о бесперебойной работе склада. Если предполагается повышенный спрос и запланированы чрезмерно высокие нагрузки на склад и его персонал, важно просчитать количество необходимых сотрудников. Если их будет слишком мало, компания не успеет вовремя собрать и отгрузить заказы. Это чревато потерей лояльности клиентов, пятном на собственной репутации и упущенной выгодой. В пиковые часы следует предусмотреть увеличение команды или сверхурочную работу.
Чтобы праздничные дни принесли бизнесу высокие продажи и прибыль, к ним стоит готовиться как минимум за две недели. И маркетинговая активность должна подкрепляться настраиванием внутренних процессов в компании.
Прежде всего, необходимо позаботиться о работе склада в ситуации повышенного спроса и выстроенной логистике. Важно, чтобы отсутствие или нехватка курьеров, а также неработающий в праздничные дни партнёрский склад не стали для бизнеса сюрпризом.
Хороших вам продаж! И пусть праздничные дни не станут для вас рабочим кошмаром.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».