Александр Рябченко – потомственный предприниматель, у его родителей бизнес, связанный с полиграфией. И первые свои деньги он заработал с помощью родителей – продавал бочки с краской, которыми семья его прокредитовала. Заработанные за лето 50 тысяч рублей Александр потратил не на гаджеты и развлечения, а вложил в собственную мастерскую, которая сейчас приносит ему 100 тысяч рублей в месяц чистого дохода. О том, кто и зачем покупает мебель из паллет в стиле лофт, порталу Biz360.ru рассказал основатель мастерской «Мебель РАО» Александр Рябченко.
Александр Рябченко, 25 лет, предприниматель из Воронежа, основатель мебельной мастерской
«Мебель РАО». Окончил Воронежский государственный университет (факультет журналистики, кафедра «Реклама и дизайн»). В данный момент – студент третьего курса экономического факультета этого же вуза. Проект «Мебель РАО» запустил в 2016 году. Свободно владеет немецким языком.
По словам Александра, он был воспитан на книжках о Стиве Джобсе и Марке Цукерберге. Его родители занимаются бизнесом в сфере расходных материалов для полиграфии, и за семейными обедами, в процессе разговоров с родителями, Александр постепенно впитывал знания о ведении своего дела. Поэтому мыслей о том, чтобы работать в найме, у молодого человека никогда не было.
На журфак он попал, по сути, случайно. «Моя школа сотрудничала с университетом, поэтому 10-11 классы можно было учиться одновременно в школе и в вузе. А после доучиться пару лет – и получить высшее образование, - поясняет Александр. - Так я получил среднее профессиональное образование. А за высшим хотел поехать в Германию».
Александр активно учил немецкий язык и часто ездил в Германию в учебных целях, объездив в итоге треть этой страны. Однако сдать нужный экзамен по языку ему не удалось, и в итоге молодой человек остался на родине.
«Это был прекрасный период жизни, - вспоминает он. – Интересный, наполненный путешествиями. Но я не чувствовал себя в Германии своим. И к тому же многие, кто мечтает жить в Европе, не задумывается о всех сложностях, с которыми сталкиваешься, если едешь туда не как турист, а как эмигрант. Я изучил все эти нюансы. Даже вести бизнес мне там было бы труднее, чем здесь. А я хотел вести бизнес».
Чуть позже Александр женился на русской эстонке Кристи. И вышло так, что это именно он уговорил её переехать в Россию из Европы, а не наоборот. Интересно, что ещё мальчиком Саша вместе со своим папой и отцом Кристи играли вместе в одну онлайн-игру на протяжении пяти лет. В итоге они были приглашены в гости в Эстонию. Так Александр и встретил будущую жену.
Первую работу сын предпринимателей, как часто бывает, получил от родителей. Летом 2016 года они предоставили Александру бочки с краской на продажу. За лето он продал около 100 бочек, и так сделал свой первый небольшой капитал в 50 тысяч рублей.
«В процессе я часто бывал на складе родителей, - рассказывает Александр. – Там, в том числе, работал и с паллетами – деревянными поддонами, на которых перевозят стройматериалы. Они продавались по 100 рублей. Я стал изучать, можно ли как-то использовать такой дешёвый материал. И нашел в интернете идею мебели из поддонов».
Такая мебель востребована у кафе и лофт-ресторанов, особенно для обустройства летних веранд. Служит она не меньше пяти лет. Поддоны проходят термообработку перед поступлением в продажу, и поскольку они созданы для перевозки грузов весом до 1,5 тонн - они довольно износостойкие.
Александр разобрал один такой поддон и попробовал собрать пуфик. Его не купили: качество «первого блина» оставляло желать лучшего. Но начинающий мебельщик в итоге решил продолжать - и вложить свой капитал в нужные инструменты: купил дрель, шуруповёрт и машинку для шлифования. Остаток лета 2016 года он посвятил экспериментам с поддонами. Работать продолжал на родительском складе, в аренде собственной мастерской тогда не было необходимости. Первый диванчик был продан через Avito.
В качестве рабочей силы Александр привлёк однокурсников: нужны были люди, которые бы разбирали паллеты вместе со ним, а потом собирали диванчики. «Платил, кстати, немало, выходило около 1,5 тысяч рублей в день на одного, - вспоминает Александр. - Мы делали три-пять диванов в месяц, один такой стоил 2-2,5 тысячи рублей (а себестоимость его была около 1 тысячи).
«Я как-то сразу начал развиваться так, что ко мне по сей день приходят не как к «компании такой-то», а как к Саше, который делает хорошую мебель. Каждый раз, когда мы выполняли один заказ, по сарафанному радио ко мне приходил следующий клиент, - рассказывает предприниматель. - У многих клиентов я в телефоне так и записан: «Александр Поддон». У моей фирмы есть логотип и название «Мебель РАО» (РАО – мои инициалы), но оно мало где фигурирует. Так что совсем не обязательно с самого начала иметь пресловутый «сильный бренд».
Постепенно Александр запустил группу «ВКонтакте» и начал продвигаться в соцсетях, продолжая продавать продукцию и на Avito. Через полгода после старта проекта он также сверстал себе качественный каталог с качественными фотографиями своей мебели. «Когда я приезжал с ним к заказчикам, каждый третий удивлялся – думаю, это сыграло немалую роль в создании имиджа», - полагает предприниматель.
Спустя время Александр перестал разбирать поддоны и стал сразу закупать поддонные заготовки. Так платить людям за разбор готовых поддонов стало не нужно, и себестоимость изделий стала ниже. Предприниматель снова вложился в оборудование: купил три деревообрабатывающих станка. Также он снял мастерскую с двумя помещениями в 70 и 50 «квадратов»: первое – производственное, второе – под шоу-рум.
«Мебелью из поддонов я занимался 1,5 года, но на ней много не заработаешь, - резюмировал Александр. – Поэтому я стал постепенно вводить в производство более качественную и сложную мебель в том же стиле лофт. Для этого направления я купил сварочное оборудование. Однако поддоны всё ещё занимают 80% заказов. Конечно, мы продолжаем постоянно расширять ассортимент. Например, этим летом отлично выстрелили детские деревянные домики: каждые две недели мы их делали по пять штук. Я постоянно в поиске новых вариантов. На чём ты больше зарабатываешь – те направления и нужно развивать».
По словам Александра, сегодня его компания вместе с представительствами в интернете и брендом стоит около 1,2 млн. рублей.
В основном мастерская работает под заказ, но ряд позиций представлен и в шоу-руме. Во-первых, что-то сдаётся в аренду рекламным агентствам и кейтерингам. Во-вторых, у такого ассортимента есть и маркетинговая задача.
«В шоу-руме стоит, например, наш самый бюджетный товар – диван за 1450 рублей (себестоимость - 1,2 тысячи), - говорит Александр. - Да, я на нём зарабатываю всего 250 рублей. Но покупатели приезжают за ним ко мне – и у меня появляется возможность показать им и другие вещи. Люди покупают диван, за которым приехали, а сами запоминают, что есть Саша, которые также делает стеллажи, стулья и другие товары. И через месяц-два заказывают что-то ещё - вот на этом уже можно зарабатывать».
Сегодня на Александра на постоянной основе работает один человек на покраске изделий, два плотника (плюс ещё один привлекается для крупных заказов), дизайнер на аутсорсинге и швея.
«Принцип работы у нас такой: вначале любое изделие я собираю сам, потом обучаю сотрудника, - рассказывает предприниматель. - Ничего особенно сложного в этом деле нет, это не ядерная физика. Я просто не хочу быть заложником своих работников, как это бывает, когда они могут что-то, чего не можешь ты. Я никогда своих сотрудников не обижал, не занижал зарплату. Но это они не могут того, что делаю я: общаться с клиентами, просчитывать, вести закупки и т.д. И это правильно в нашей стране, где босс обычно всегда «плохой человек», которого надо прогнуть».
Помимо своих кадров, мастерская получает помощь и на стороне от двух фирм-партнёров с более высоким уровнем техоснащения. С ними Александр работает, когда получает заказ на сложное и дорогостоящее изделие – например, стол из дубового паркета. Мастерские за процент помогают выполнить и такой запрос.
«Мебель РАО», помимо Воронежа, работает с Тамбовом, Липецком, также бывали заказы из Москвы – логистика для заказчика получалась выгоднее, чем при сотрудничестве со столичными компаниями.
Как говорит Александр, он успел совершить немало ошибок в своём «свободном плавании», что считает вполне нормальным. Например, в начале он забрасывал рекламу в группы «ВКонтакте», где она выглядела неуместно – и получал плохой отклик.
«Другая ошибка: как-то я связался с девушкой по поводу продвижения в Instagram, она взяла 5 тысяч рублей – а потом забила на всё через пару дней, - говорит предприниматель. – Или вот когда поначалу я брал на работу однокурсников, а они просто начали меня кидать. Звонишь такому: завтра отдавать заказ, ты где? А он отвечает – мы вчера так хорошо посидели, я не приеду. Или вот третий станок стоил 100 тысяч рублей – и он до сих пор пылится, не успеваю ввести его в эксплуатацию, потому что он рассчитан на более крутые изделия, а их надо раскручивать. Потом он, конечно, пригодится. Но деньги-то уже вложены, те 100 тысяч должны на тебя работать, раз уже вложены».
Тем не менее, Александр считает правильным оставаться общительным и открытым. Он часто встречается с другими предпринимателями в кафе и в неформальной обстановке обсуждает с ними методы ведения бизнеса. А когда с ним связываются предприниматели-мебельщики из других городов – Александр всегда готов уделить им несколько часов, чтобы показать своё производство и рассказать, как оно устроено.
«Мне нравится делиться с людьми информацией и опытом – и получать это же взамен. Это ведь взаимная польза. Может, мы после такого обмена сделаем в итоге другую систему вентиляции на производстве, например», - поясняет Александр.
Среди конкурентов Александра Рябченко - в основном небольшие предприниматели, которые работают самостоятельно с небольшими объёмами где-нибудь в гараже. Но есть и более серьёзные производства.
В ближайших планах мастера-предпринимателя - расширение производства. Ему нужна покрасочная камера, отдельное помещение для сварки, и отдельное – для хранения и заготовки леса. «Для детских домиков мы закупаем струганую сухую доску, у неё себестоимость 40 рублей за 1 метр. Сырая доска по себестоимости выходит 12-16 рублей за 1 метр. Поэтому мне и нужна собственная сушка», - говорит предприниматель.
«Когда я начинал, то вообще не анализировал свою нишу, как это советуют все бизнес-тренеры. Я просто начал делать. Я знал, что не хочу заниматься перепродажей, это значит зависеть от поставщиков. Мне нравится производство, хотелось создавать, а не занимать рабочие места. Этим я и занялся – мне никогда особенно не было важно, что там делают конкуренты. Главное, что делаю я».
Из IT-индустрии в ремесло: как заработать на дизайнерских светильниках.
Королевство прямых зеркал: как заработать на авторской мебели.
Место на стене - ниша для бизнеса: как заработать на постерах.