Один из эффективных способов перенять успешный опыт западных компаний – участие в бизнес-туре, в рамках которого можно пообщаться с известными предпринимателями, посетить офисы ведущих корпораций, завязать деловые связи с зарубежными коллегами. Также во время таких туров часто возникают интересные бизнес-идеи и коллаборации. О том, как вести себя в деловых поездках для получения максимальной пользы для своего бизнеса, рассказала Виктория Белякова, основатель проекта Innovation Camp.
Виктория Белякова, 31 год, основатель проекта
Innovation Camp (бизнес-туры по всему миру). По образованию – маркетолог. Работала директором по развитию в рекламном агентстве в Киеве, управляющим директором школы креативного мышления ИКРА в Москве; чуть позже основала лабораторию коммуникаций The Lab. В 2014 году организовала первый бизнес-тур в Калифорнию, из которого и родился проект Innovation Camp. В 2017 году начала масштабировать бизнес вместе с Игорем Любимовым, одним из основателей калифорнийского стартапа Edwin.ai.
Многие предприниматели – состоявшиеся или начинающие – думают, что получить ценный опыт они могут, прочитав бизнес-книги или послушав какой-то деловой вебинар. Но никогда прочитанная книга или просмотренный вебинар не заменят той открытости и тех дополнительных возможностей, которые можно получить при живом общении со статусным спикером во время бизнес-тура. В этом диалоге собеседник может навести тебя на идеи, о которых ты даже не задумывался.
К тому же участники бизнес-тура часто оказываются в таких ситуациях, которые не предусмотрены программой поездки, но которые неизбежно возникают. Это могут быть случайные встречи, незапланированные знакомства с предпринимателями или инвесторами, получение дополнительных знаний и навыков.
В такой поездке предприниматель может почерпнуть что-то новое извне и дополнить себя и свой проект теми возможностями, которых нет в России. Поэтому мой совет: когда у вас возникает потребность выйти на новый уровень развития, почерпнуть свежие идеи - отправляйтесь в бизнес-тур.
Любой бизнес-тур следует начинать с постановки целей. Участник накануне поездки должен самостоятельно составить список вопросов, на которые он хотел бы получить ответы во время тура. И, возможно, стоит включить сюда желания не узконаправленные, а более широкие – например, «я хочу поехать в этот тур, чтобы вдохновиться опытом других предпринимателей» или «я хотел бы встретить человека, который сделал то-то». Не стоит бояться озвучивать свои желания, даже если изначально они не предусмотрены программой.
Нужно сфокусировать свои цели, желания и мечты. Задумываясь о масштабной задаче, стоит разбить её на несколько более простых, которые можно решать поэтапно. Например, есть желание найти инвестора для своего проекта. Для воплощения этой задачи нужно понять, в какие проекты инвестируют чаще всего, выяснить основных игроков среди инвесторов на рынке этой страны, промониторить команды стартапов, которые уже работают в этой нише, проанализировать, на что чаще всего инвесторы обращают внимание при выборе бизнесов, в которые вкладываются. Эти вопросы помогут проанализировать ситуацию и дать понимание, в каком направлении следует действовать: как дополнить свой проект, чтобы отличаться от возможных конкурентов. Чем более продуманным будет желание, тем больше шансов, что всё получится.
Мы в Innovation Camp в первый день бизнес-тура помогаем участникам сформулировать их цели в этой поездке. Мы не можем ничего навязывать, но стараемся натолкнуть человека на какие-то новые мысли, советуем ему обратить на что-то особое внимание. Мы работаем как коучи, помогаем сфокусироваться – например, посмотреть шире на область применения своего проекта. Так как мы уже давно находимся в Кремниевой Долине, то знаем, чем живёт местное бизнес-сообщество, понимаем, как тут всё устроено. Исходя из своего опыта и наблюдений, мы можем дать некоторые советы нашим клиентам, чтобы они извлекли из поездки наибольшую пользу. Но наши советы не обязательны к исполнению, и тут многое зависит от самих участников туров.
Я бы советовала перед поездкой в бизнес-тур прокачать свой английский. Язык – это одна из проблем русских участников наших бизнес-туров. Если они приезжают без знания языка, мы, конечно, помогаем – сами переводим какие-то встречи, приглашаем больше русскоговорящих спикеров. Но при личном диалоге и во время знакомств люди могут получить чуть больше, чем во время делового завтрака или лекции. Имеет большое значение и момент перевода: иногда полнота ответов понятна только на языке носителя. Без знания английского участники бизнес-туров лишают себя возможностей, которые можно получить, непосредственно приезжая в Сан-Франциско или другую страну.
В поездку необходимо взять свои визитки или образцы продукции (если это возможно). Всё это поможет в нетворкинге и привлечении интереса к своему проекту.
Со спикерами лучше быть максимально открытым и честно рассказывать им про свой бизнес. Во время бизнес-тура они настроены на общение и могут дать какой-то совет по развитию вашего проекта или корректировке выбранного курса. Новая идея рождается в момент неслучайных случайностей и открытости. Это и есть возможности бизнес-тура. Тут многое зависит от готовности вступать в коммуникации, от открытости и общительности самого участника.
Следует задавать как можно больше вопросов. Только так можно получить много ответов, узнать о новых возможностях и завязать деловые связи. Не следует стесняться, что вы чего-то не знаете или не понимаете. Иначе домой вернётесь с теми же знаниями, с которыми приехали - перехода на новый уровень развития не случится.
Те люди, которые вместе с вами выезжают в тур – это тоже качественная подборка предпринимателей. Это люди, как правило, со сложившимся бизнесом, у них тоже есть собственный взгляд на устройство бизнес-процессов. Поэтому необходимо общаться внутри группы, устанавливать связи с другими участниками. Часто бывает так, что у участников наших туров во время поездки зарождались совместные проекты, которые они потом реализовывали. Может в процессе поездки не получится с выходом на рынок США, но можно найти новые точки роста внутри своей страны.
Во время тура важно быть активным в своих соцсетях – выкладывайте посты с фотографиями и своими наблюдениями или выводами. Тем самым вы показываете окружающим, что получаете новые знания и знаете уже чуть больше остальных, например, больше своих конкурентов. Такие публикации помогают вам самим систематизировать полученные знания и лучше осознать новый опыт. И эти посты увеличивают вашу собственную социальную активность как предпринимателя: если разместить пост в Instagram с правильными хэштегами, то можно получить в подписчики людей со схожими интересами и взглядами.
Критику, звучащую в адрес вашего проекта, нужно правильно принимать, и более того – за неё нужно благодарить. Она помогает лучше протестировать свой товар или услугу, увидеть то, чего вы раньше сами не замечали. Не обязательно всё сказанное принимать на 100% как руководство к действию, но рассмотреть как версию и отработать – стоит.
Не воспринимайте организаторов бизнес-туров как туроператоров. Мы специализируемся на организации бизнес-встреч, а не на подборе лучших отелей, заказу такси из аэропорта и так далее. Это не наш профиль. Мы даём уже отработанные собственным временем и опытом деловые связи и подходящие мероприятия. Это более ценный капитал, чем просто деньги, которым мы и делимся с участниками бизнес-тура.
В поездке очень важно ловить момент «здесь и сейчас». Мне бизнес-тур напоминает сёрфинг. Мы привозим участников на океан, где у них есть множество волн. Но каждый участник сам должен поймать волну, встать на доску и добраться до цели. В сёрфинге важно смотреть на ту точку, к которой ты плывёшь, а не себе под ноги. Так и в бизнес-туре – ловите волну и двигайтесь к цели.
Читайте также:
Как IT-проект Hello Baby пробивает дорогу на мировой рынок.
В Калифорнию - за бизнес-идеями: как заработать на деловых турах.
Бизнес в эмиграции: как заработать на консалтинге стартапов.