Евгения Лампадова в конце 2015 года оставила должность PR-директора компании Wikimart ради того, чтобы в нынешнее непростое для экономики и малого бизнеса время запустить собственное коммуникационное агентство. Евгения рассчитывала, что, благодаря работе на себя, у неё появится больше возможностей результативно заниматься тем, что ей нравится. О том, как прошли её первые полгода в роли предпринимателя и главы собственного бизнеса, Евгения Лампадова рассказала порталу Biz360.ru.
Евгения Лампадова, основатель коммуникационного агентства «ЛАМПА». Образование: журналистика (АлтГУ) и международные отношения (МГИМО, магистр). До запуска собственного бизнеса занималась связями с общественностью в компании «Danone-Юнимилк», НПФ «Благосостояние», «АПК-холдинге», Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), онлайн-школе английского Skyeng, компании Wikimart. Специализируется на консалтинге в сфере кризисных коммуникаций, построении брендов для IT и FMCG-компаний. Автор курса «Антикризисные коммуникации» (РУДН, приглашённый лектор).
В конце прошлого года я ушла из корпоративного пиара, чтобы открыть своё небольшое, но эффективное коммуникационное агентство «ЛАМПА». Сегодня, спустя полгода работы, «ЛАМПА» прибыльна: у нас три компании-клиента на абонентском обслуживании и ежемесячно проводится по мероприятию для четвёртого. И мы можем себе позволить выбирать, с кем нам работать, а с кем - нет.
Казалось бы, какой отличный пример для тех моих коллег по корпоративному цеху, кто тоже сейчас находится перед выбором - оставаться внутри компании и дальше или уйти и запустить собственный бизнес. Но всё не так просто и красиво, как кажется. Вот об этом здесь и поговорим.
Перед тем, как перейти к сеансу саморазоблачения, оговорюсь, что я была, согласно моему субъективному рейтингу, хорошим корпоративным пиарщиком: не раздувала штаты и бюджеты, всю работу делала вовремя, слыла человеком исключительно ответственным, проактивным и эффективным. И перед тем, как открыть свой небольшой агентский бизнес, взвесила, как мне казалось, все «за» и «против», просчитала риски и подошла к этому шагу осознанно. Но оказалось - показалось. И вот почему.
Когда ты работаешь в компании, это значит, что ты не один. Есть юристы, которые вычитают договор, финансисты, которые, в случае чего, напомнят про закрывающие документы и оплату, есть генеральный директор, который принимает решения про стратегию бизнеса и за неё же нес`т ответственность, есть эйчары, которые найдут кого угодно где угодно, ещё дизайнеры и ещё много кого.
И если тебе может в какой-то момент начать казаться, что если не ты, то компании придет кирдык, то на самом деле, конечно, нет, не придёт - как раз потому что твоё направление - здесь всего лишь «одно из», и ты пиарщик, а не генеральный директор, так сказать, при всём желании.
Так вот, в своём деле - ты все и сразу. Казалось бы, это и так понятно. Понятно ровно до той поры, пока ты не начал тратить на все эти процессы своё время, точнее, очень много времени: открыть счёт в банке - ты, завести электронный документооборот - ты, подготовить договор с клиентом - ты же, съездить на встречу с потенциальным заказчиком, проработать для него потом план работы и предложение - тоже угадайте кто… А ещё кто-то должен и реализовать потом этот план, кто бы это мог быть?!
И стоит учитывать, что поначалу у тебя просто нет финансовой возможности поделиться этим грузом с кем-то. Месяца через три ты, конечно, научишься справляться со всем этим, но поначалу будет казаться, что мир рушится и что ты неэффективный тупарь, у которого ничего, совершенно ничего не получится.
Да, ты это знаешь, когда начинаешь делать своё агентство. Но что это на самом деле означает, становится понятно только на практике. А на практике это выглядит так: раньше ты мог сидеть на встрече с потенциальным подрядчиком, слушать его и параллельно заниматься рабочими процессами - отвечать на почту, писать текст и что там ещё; мог позволить себе быть уставшим и невнимательным, придирчивым и даже вредным.
Теперь ты должен быть собранным, бодрым, терпеливым, не конфликтным, понятливым и понимающим. Не ты теперь диктуешь и определяешь; ты теперь предлагаешь и помогаешь. Ты больше не супермэн, теперь ты - лампа Аладдина.
Это бизнес, детка
Эффективно работать на чужой бизнес пиарщиком и результативно на свой пиаровский - не одно и то же. Агентский бизнес в пиаре - это низкая конверсия и огромная конкуренция. Если перевести это в цифры, то получится: десять поступающих «тёплых» клиентских запросов конвертируются в два контракта, в среднем на один контракт претендует несколько десятков агентств, включая средние и крупные.
Конкурировать ценой вы здесь не сможете, потому что крупные агентства могут позволить себе демпинговать и брать объёмами, поэтому у вас только одно преимущество - делать лучше всех, раз за разом.
Как и стратегию, и видение своего бизнеса. В самом начале я почему-то воспринимала агентство как возможность заниматься любимым делом в удобном для себя формате, а не как проект, который должен приносить прибыль. И так было ровно до того момента, пока я не заплатила первую зарплату и первые налоги. Вскоре у меня появилось видение, позиционирование, прозрачный детализированный под услуги ценник и управляющий партнёр, потому что стало понятно, что одна голова для бизнеса - хорошо, а две - хорошо-хорошо. И с точки зрения бизнеса - к тому же, эффективно.
Что всё учесть невозможно - и это нормально. И совершать на старте глупые ошибки - это тоже норма. Своему первому клиенту, например, я продемонстрировала всё то, за что раньше откровенно не любила пиар-агентства: срыв дедлайнов, поверхностный подход, непрозрачный большой ценник. К моему счастью, клиент набрался терпения и дождался того момента, когда я всё исправила.
Эта колонка опубликована 28 июля – в День пиарщика. Поэтому, пользуясь случаем, хочется поблагодарить ламповых клиентов за сотрудничество, понимание и доверие. Нам очень повезло работать с отличными корпоративными командами. И мы, конечно же, продолжим.
Евгения Лампадова: «Почему я ушла из найма и запустила свой проект»
Алексей Федосеев: «Зачем нам маркетплейс и как будем конкурировать с Avito»
Владимир Завертайлов: «Что такое туалетное делегирование и как с ним бороться»