В 2024 году бизнес столкнулся с падением рубля, серьёзным ростом ставки рефинансирования и серьёзными скачками цен. Всё это привело к более вдумчивому отношению к деньгам и пересмотру своих расходов. С одной стороны, многие компании стали сокращать рекламные бюджеты, с другой – больше задаваться вопросом целесообразности затрат и анализом результатов. О том, на какие тренды продвижения следует обратить внимание малому бизнесу в 2025 году, основатель маркетингового агентства CREATE Наталья Богатова рассказала порталу Biz360.ru.
Наталья Богатова – основатель агентства CREATE. Имеет высшее образование по специальности «Маркетинг». Занимается бизнесом 25 лет, из них 16 лет работала в ресторанной индустрии. В ресторанном холдинге прошла путь от управляющего до топ-менеджера, проведя компанию через три кризиса. Затем была совладелицей сети баров. После этого открыла агентство CREATE со специализацией в проработке стратегий комплексного маркетинга. В 2023 году основала школу ресторанного бизнеса OPENREST, в которой преподаёт и консультирует. Автор пяти книг о бизнесе, спикер деловых мероприятий.
Популярность совместных кросс-маркетинговых проектов продолжит расти на всех уровнях. За счёт совместных активностей компании будут обмениваться целевой аудиторией и продвигаться среди новых потенциальных клиентов. Приведу несколько примеров возможных коллабораций.
Например, в ресторанном бизнесе можно практиковать «гастроли» команд из одного ресторана в другой, передвижения как в рамках одного города (ужин с несколькими шефами), так и между городами (предоставление площадки на вечер гостям).
Есть хорошая модель продвижения взаимным обменом: например, театр печатает билеты, на которых предлагает скидку 10% (при предъявлении билета) в поблизости расположенном ресторане, а ресторан, в свою очередь, рекламирует у себя афишу театра и разыгрывает билеты.
Вариантов коллабораций можно придумать множество. Главное – найти подходящих партнёров и придумать интересное для всех сторон сотрудничество.
UGC (user-generated content) или контент, созданный вашей аудиторией – хороший инструмент для продвижения. В том числе и потому, что контент от аудитории по сравнению с таргетингом и другими видами платной рекламы оказывается в разы дешевле и эффективнее.
Чтобы получать контент, созданный вашими клиентами или потенциальной аудиторией, их надо как минимум об этом просить, как максимум – мотивировать. Для клиентов, чьи соцсети мы ведём, мы стараемся собирать такой контент. Можно искать готовые посты в интернете по геолокации, если ваш бизнес имеет физическую точку расположения, или по хэштегам (они подходят для любого вида бизнеса). Но ещё интереснее придумывать инициативы, в ответ на которые люди сами будут присылать вам контент.
Есть беспроигрышные варианты, которые хорошо работают в большинстве случаев:
-
Зеркало в полный рост, где к изображению смотрящегося в него человека что-то пририсовано, например – крылья. Довольно много людей (особенно среди женской половины) захочет сфотографироваться с интересной идеей. И, конечно, на зеркале должно быть название вашей компании.
-
Необычные фишки в интерьере. В одном баре в туалете висела обычная бумага, а рядом наждачная. И было написано: «Ты к нам ещё придёшь?» И стрелочки: при положительном ответе предлагалось воспользоваться обычной туалетной бумагой, при отрицательном – наждачкой. Большинство посетителей фотографируют подобные «приколы» и пересылают фото друг другу.
-
Нестандартные элементы декора, к примеру, украшение входной зоны заведения. Они будут привлекать внимание сами по себе, а если прохожим или клиентам захочется с ними сфотографироваться – вот вам готовый контент. Ну и бесплатная реклама заодно.
-
Проведение конкурсов. Мы в рамках кампании по продвижению маргарина «Пышка» для выпечки организовали кулинарный конкурс. Условие было простое – прислать свой рецепт, в составе которого есть «Пышка», приложить фото или видео готового блюда. Так мы получили много контента и провели голосование по определению победителя. Всё это при небольшом для федерального бренда призовом бюджете.
Да, для получения контента от аудитории требуется время, креативный подход и усилия. Но все эти затраты вознаграждается ростом охватов и доверием к бренду.
В 2025 году ещё актуальнее станет подбор индивидуального маркетинг-микса для каждого бизнеса. Для одного бизнеса наиболее эффективными каналами окажутся объявления на «Авито» и таргетинг в VK, для другого – TG Ads и посевы в Telegram с раскруткой своего канала, для третьего «Яндекс Директ» и SEO, для четвёртого – отзывы на популярных ресурсах и UGC. Главное – тестировать, тестировать и ещё раз тестировать.
В ситуации неопределённости на рекламном рынке и появления всё большего количества ограничений, нужно смотреть в сторону дешёвых или бесплатных способов. Но при этом не упускать возможность грамотно прорекламироваться платно, когда этого требует стратегия и поставленные цели.
В 2025 году предпринимателям и малому бизнесу надо стать ещё более технически и финансово подкованными в плане маркетинга, следить за законопроектами, касающимися рекламной деятельности, и быть гибкими при реализации маркетинговой стратегии.
Работа над контентом меняется. Становятся неэффективными шаблонные контент-планы на месяц: нужно хватать новости за хвост, и, если позволяет политика бренда – устраивать из них хайп с отсылкой к вашей компании. Отличный пример – Aviasales, который из любого инфоповода делает себе рекламу.
Искренность и натуральность, несовершенство текстов, написанных человеком, живые фото – всё это вернётся в контент в 2025 году.
Безусловно, нейросети продолжат помогать брендам в решении многих задач. Но нельзя допустить превращение вашего аккаунта или блога в целлулоидного пупса с абсолютным отсутствием души и индивидуальности.
Клиенты ждут, что вы будете обращаться не ко всей аудитории, а индивидуально к каждому из них. В этом предпринимателю должна помогать накопленная статистика – по продажам, заказам, обращениям. И неважно, ведёте вы бизнес «по-взрослому» с использованием CRM-системы или делаете пометки в телефоне, что нужно тому или иному клиенту, заказчику, гостю. Главное – чтобы каждый клиент ощущал себя особенным. Очеловечивание отношений хорошо работает и оправдывает себя лучше любого таргетинга, особенно в малом или среднем бизнесе.
И несколько примеров. Как-то у меня сломался зуб, я прибежала в ближайшую стоматологию. Мне сделали рентген, сточили острый край зуба, рассказали, что делать дальше, и не взяли за это ни копейки. Теперь я клиент этой стоматологии и всем её рекомендую.
Когда я прихожу в салон красоты по соседству с домом и должна чуть подождать мастера, всегда получаю чашку чая и вкусное печенье. А после педикюра мастер надевает новые носочки. Это мелочи, но они отличают этот салон от других.
Поверьте, если вы используете хотя бы два-три из этих трендов в 2025 году, ваш бизнес шагнёт вперед. Буду рада, если поделитесь результатами.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».