Пить кофе – привычка многих жителей крупных городов. Но увеличивающийся темп жизни приводит к тому, что потребители кофейных напитков ценят их не только за вкус, но и за возможность быстрой покупки. Чем ближе кофейня и чем быстрее она может обслужить, тем лучше для потребителя, уверяет Кирилл Попов, основатель проекта Big Smile Coffee. О том, как потребность в скорости и комфорте меняют кофейные культуру и рынок, предприниматель рассказал в своей авторской колонке для портала Biz360.ru.
Кирилл Попов – основатель международного стартапа Big Smile Coffee. Работает с кофе с 16 лет: прошёл путь от бариста в «Шоколаднице» до CEO в Coffee Like. Вместе с командой развивал Coffee Like с нуля до 300 точек. Затем, став CEO и сооснователем компании Lifehacker Coffee, за два года работы довёл компанию до 4600 открытых кофеен в России и странах СНГ. Сейчас живёт в Дубае, где развивает проект Big Smile Coffee.
Термин «15-минутный город» в 2016 году придумал профессор бизнес-школы университета Сорбонны Карлос Морено. Идея заключалась в том, чтобы сосредоточить жизнь в пространстве, соразмерном человеку. То есть проектировать города таким образом, чтобы за четверть часа люди могли получить всё, что им необходимо для комфортной жизни: доступ к работе, жилью, еде, здравоохранению, образованию, культуре и досугу.
Концепция оказалась близка компаниям, которые всегда стремились быть неподалеку от клиента: предприятиям из сферы услуг, индустрии гостеприимства и развлечений. И она стала особенно востребованной из-за пандемии коронавируса. Во время локдауна горожане оказались «привязаны» к районам проживания и ограничены тем набором благ, которые могли получить вблизи от дома.
Концепция «15-минутного города» повлияла на ресторанный бизнес, в частности, на рынок кофе. Не только в центре, но и в других районах появились полноценные кофейни, заведения, предлагающие кофе на вынос, вендинговые аппараты и кофейни самообслуживания. Жители крупных городов привыкли к быстрым перекусам и чашечке любимого кофе, которые практически в любой момент оказываются под рукой.
Часть форматов в условиях высокой конкуренции теряет актуальность. Так, в бизнес-центрах, торговых центрах, центрах социального обслуживания и крупных розничных магазинах ещё недавно пользовались высоким спросом вендинговые кофейные автоматы. Они быстро готовили любимый напиток и не требовали переплат за сервис.
Среди преимуществ «старого» вендинга были скорость, удобство и дешевизна. Среди недостатков – выбор ингредиентов более низкого качества. Предприниматели вынуждены идти на это, чтобы сократить расходы и работать в плюс.
Бизнес-модель была прибыльной за счёт высокой проходимости точки. Но практика показала: люди, которые приобретают кофе из автомата, перестают возвращаться за напитком, как только рынок предлагает более качественную альтернативу.
Сохранить преимущества вендинга, но остаться в плюсе в условиях высокой конкуренции между ресторанами быстрого сервиса способен формат кофеен self-service. Как и вендинговый автомат, кофейню самообслуживания легко установить на оживленной улице и транспортной станции, в университете, больнице или в подъезде жилого дома.
Сегодня этот формат активно развивают мировые лидеры кофейного рынка. Starbucks размещает кофейни self-service в США, Costa Coffee – в ЕС и Великобритании, Luckin Сoffee – в Азиатском регионе. Мы с командой ранее опробовали формат в России – запустили более 4 500 кофеен самообслуживания Lifehacker Coffee. А затем под брендом Big Smile Coffee вышли на рынки ОАЭ и Грузии.
Сразу оговорюсь, что Lifehacker Coffee и Big Smile Coffee – два независимых друг от друга проекта. Во время работы обнаружили, что концепция может сработать даже там, где оказывается принципиально новой.
У классических кофеен и сервисов доставки кофейня самообслуживания выигрывает по скорости и стоимости. Напиток из доставки сложно назвать свежесваренным, при этом его стоимость почти в два раза выше, чем в self-service.
В кофейнях самообслуживания используют качественное зерно, потому что бренды не экономят на ингредиентах.
Чтобы сделать кофейни self-service более привлекательными для клиентов, предприниматели часто дополняют автоматы уникальными фичами. Станции Luckin Сoffee Express, например, умеют принимать заказы через мобильное приложение. Starbucks разрабатывает для мини-кофеен On to Go уникальные дизайны: брендированную стойку и фирменную посуду.
Быть ближе к клиенту – мировой тренд, который после пандемии надёжно закрепился в розничной торговле, индустрии гостеприимства, ресторанном бизнесе.
Традиционные кофейни, в которых приятно провести час-другой свободного времени, постепенно теряют популярность и влияние. Зато форматы coffee-to-go и self-service с их скоростью и функциональностью становятся всё важнее и популярнее.
Этот тезис подтверждает не только международная практика (открытия self-service у лидеров рынка – Starbucks, Costa Coffee, Luckin Coffee), но и опыт российских компаний. За последние 2,5 года в регионах России появилось порядка 15 000 точек формата self-service.
Кофейни самообслуживания воплощают в жизнь один из ключевых принципов концепции «15-минутного города»: делают качественный сервис доступным для широкого круга людей. Независимо от района, в котором живут потребители, вкусный и качественный кофе оказывается на расстоянии вытянутой руки.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».