Надёжный как швейцарские часы: как выбрать качественного подрядчика в сфере IT

Прочтёте за 5 мин.

Рекомендации эксперта по безопасности Николая Кулебякина

IT-инструменты, которые использует Николай Кулебякин

  • 1СПАРК-риски
  • Workspace
  • Гарант

Цифровизация всё больше проникает в бизнес, а, значит, всё больше задач у компаний становятся связанными с компетенциями в сфере IT. Далеко не все из этих задач бизнес готов решать своими силами – и делегирует их подрядчикам, которые оказывают специализированные digital-услуги. О том, как выбрать качественного подрядчика в сфере IT и не пожалеть об этом, порталу Biz360.ru рассказал директор по безопасности маркетингового агентства Demis Group Николай Кулебякин.

Досье

Николай Кулебякин – директор по безопасности маркетингового агентства Demis Group. Компания Demis Group – одно из ведущих российских маркетинговых агентств, в штате – порядка 700 сотрудников, офисы находятся в четырёх городах России.

Николай Кулебякин

Типичные ошибки при выборе подрядчиков digital-услуг  

  • Уделили недостаточно времени поиску информации о подрядчике. Не «пробили» информацию о финансовом положении компании на сайтах государственных органов, не изучили рейтинги, не промониторили отзывы клиентов и партнёров на разных площадках, не собрали отзывы по неформальным каналам и т.д.

  • Не пообщались с потенциальным подрядчиком лично или в формате видеоконференции. Нельзя ограничиваться только перепиской. Именно живое общение позволяет больше узнать о потенциальном исполнителе и составить о нём собственное мнение.

  • Не провели аналитику цен на рынке. Если заказчик не изучает стоимость услуг на рынке, он рискует переплатить или получить некачественный продукт. Отсутствие анализа цен может привести к выбору недобросовестного подрядчика, который предлагает слишком низкую цену за свои услуги или же наоборот её завышает.

Где искать подрядчиков

Существует довольно много вариантов поиска квалифицированных специалистов или компаний. Рассмотрим основные: 

  • Сарафанное радио. Один из классических способов поиска подрядчиков – обратиться за рекомендацией к друзьям, коллегам или партнёрам. Возможно, у них уже был успешный опыт сотрудничества с каким-либо агентством или надёжным фрилансером. Но здесь нужно понимать, что если ваших коллег всё устроило, то совсем не обязательно, что исполнитель понравится и вам. Все зависит от специфики бизнеса, сроков, бюджета и некоторых других критериев.

  • Тендерные площадки. Этот канал довольно часто используют крупные компании. Они размещают заявки на выполнение digital-услуг, а подрядчики подают свои предложения, после чего выбирается оптимальный исполнитель. Процесс несложный и быстрый: заказчик описывает свой проект, выделяемый на него бюджет и сроки выполнения – и ждёт откликов. Хорошая тендерная площадка имеет большую базу агентств и сама рекомендует вас исполнителям.

  • Биржи фриланса. На таких площадках специалисты предлагают свои услуги, а заказчики могут выбрать подходящего исполнителя на основе портфолио, отзывов и цены. Биржи фриланса подойдут для выполнения каких-то небольших разовых задач: (создание текстов, изготовление логотипов, создание несложного рекламного креатива и т.д.).

  • Соцсети и телеграм-каналы. Ещё один часто используемый метод для поиска digital-подрядчиков. Можно разместить содержательное объявление с описанием задачи или воспользоваться поиском по ключевым словам («SEO», «дизайн», «SMM» и т.д.) – и найти нужный вариант самостоятельно.

  • Рейтинги digital-компаний. Существует ряд специализированных онлайн-платформ, где регулярно оцениваются IT-компании по различным критериям. Так, в «Рейтинге Рунета» учитываются специализация, средний срок работы с заказчиком, количество крупных заказчиков, стоимость работ и т.д. Изучив всю информацию, можно получить представление о качестве работы и надёжности потенциального исполнителя. Рейтинги подойдут тем, кто ищет подрядчика в свой проект с определённой экспертизой и хорошей репутацией на рынке. 

Критерии выбора подрядчиков

Предположим, на этом этапе у вас появилось несколько подходящих кандидатов. Теперь нужно выбрать оптимального из них. Чек-лист ниже поможет сделать это поэтапно и максимально качественно. 

  • Портфолио и кейсы. Портфолио – хороший инструмент, но одного портфолио мало, крутую презентацию может сделать даже молодой специалист. Если подрядчик не может рассказать о своих достижениях в цифрах и наглядно показать, какие результаты получил бизнес, с ним можно попрощаться. Идеально, если у потенциального исполнителя имеется релевантный опыт работы со схожими проектами (сфера деятельности, объём работы, бюджет, KPI и т.д.). Это уменьшит вероятность ошибки и сократит время поиска.

  • Стоимость услуг. Слишком дёшево и существенно ниже конкурентов – сразу нет. Искусственно занижают цены те, кто недавно вышел на рынок и ещё не наработал необходимый опыт, либо имеет плохую репутацию. При прочих равных лучше выбирать подрядчика со средним прайсом.

  • Отзывы и рекомендации. Обязательно ищите отзывы на разных площадках, не ограничиваясь одним лишь сайтом исполнителя. Высший пилотаж – лично связаться с бывшими клиентами и запросить у них необходимую информацию.

  • Время работы на рынке. Не обязательно, что «ветеран» в диджитал в индустрии выполнит работу лучше, чем новичок. Тут лучше смотреть на то, что именно вам нужно. Например, опытные подрядчики с большей вероятностью сделают меньше ошибок, зато дерзкий новичок может привнести в ваш проект больше свежих идей.

  • Специализация. Опыт работы в определённой области помогает подрядчику глубже понять особенности рынка, потребности целевой аудитории и эффективные методы продвижения. Это позволяет достигать более качественных результатов для клиентов. Если у вас медицинская тематика, берите подрядчика с кейсами по продвижению клиник и медицинских услуг. Также важно уточнить наличие необходимого для реализации задачи инструментария. 

Проверка подрядчика на надёжность и безопасность

Также необходимо проверить будущего подрядчика на предмет добросовестного ведения бизнеса. 

Финансовая состоятельность и репутация. Соберите в открытых источниках следующую информацию: прибыльна ли компания, не имеет ли задолженностей по налогам, не проходит ли процедуру банкротства, нет ли против неё судебных исков и т.д. Для этого можно использовать следующие ресурсы: 

Оценка потенциальных рисков. Проверяйте все возможные упоминания о подрядчике в в открытых источниках. Проведите подробный анализ сайта подрядчика: тематики и виды предоставляемых им услуг должны совпадать с теми задачами, что вам нужны. Также необходимо получить информацию от подрядчика, какие именно инструменты, сервисы и методы он использует для решения ваших задач – убедитесь, что все методы законны, а сервисы не запрещены к использованию в России. 

Проверка санкционных рисков. Среди подрядчиков могут оказаться т.н. нежелательные организации, иноагенты или иностранные исполнители услуг. Юристы совместно со службой безопасности должны оценить целесообразность работы с таким подрядчиком. 

Конфиденциальность и утечка данных. Для повышения уровня защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, с подрядчиками подписывается соглашение о неразглашении (NDA). Также уделите особое внимание передаваемым персональным данным и доступам от ваших ресурсов. Все действия оформляйте соответствующими соглашениями. Лучше заранее запросить и изучить форму NDA, прописать все объекты, которые подлежат защите. 

Что нужно сделать при формировании договора

  • Правильно определить вид договора (подряда или услуги) и детально описать предмет соглашения. Чем более точно вы опишете предмет договора, тем меньше спорных вопросов может возникнуть в дальнейшем.

  • Подробно прописать порядок сдачи услуг/работ и все сроки и дедлайны. Если работы включают в себя несколько этапов, то должно быть чётко прописано, каким образом сдаётся каждый последующий этап.

  • Обратите внимание на список документов, который требует контрагент. Оцените, сможете ли вы физически их предоставить по той форме, которая согласована в договоре (если прикладывается форма).

  • Если предмет вашего договора – реклама в интернете, то необходимо описать порядок её маркировки в соответствии с законом о рекламе. В частности, необходимо решить, кто будет её маркировать. В договоре нужно чётко описать процесс маркировки и разделить ответственность сторон.

  • Если создаётся результат интеллектуальной деятельности (РИД), необходимо сделать следующее: согласовать, в каком объёме передаётся РИД, включена ли стоимость создания и передачи РИД, а также заверения подрядчика, что все права на передаваемый РИД принадлежат заказчику в полном объёме.

  • Если стороны в процессе оказания услуг/выполнения работ используют мессенджеры, желательно сделать следующее: прописать в договоре, что архивы, скриншоты экранов и распечатки с таких мессенджеров признаются сторонами надлежащими доказательствами (в соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ).

  • В пункте «Ответственность сторон» желательно предусмотреть все возможные риски: неоплата, неоказание услуг, невыполнение работ в срок, попадание сайта в бан и т.д. (в зависимости от услуги/работы). Также при передаче рекламных материалов подрядчику необходимо разделить ответственность сторон при работе с ними.

  • В случае, если подрядчик предлагает отдать что-то на субподряд, это тоже обязательно оформляется в договоре.

  • При передаче доступов подписать с подрядчиком NDA, чтобы они были использованы только по прямому назначению. Вы должны быть уверены, в чьих руках находятся ваши конфиденциальные данные и репутация. 

Заключение

Как видим, выбрать качественного подрядчика в сфере IT-услуг – хоть и хлопотная, но вполне выполнимая задача. Да, придётся потратить время и ресурсы на мониторинг, анализ, проверку и формирование пакета документов, но на кону стоит качественное выполнение проекта – а, значит, игра стоит свеч.

Swiss

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

03 июня 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов