Сейчас магазины, в которых продаются изделия мастеров хенд-мейда, уже не редкость во многих городах. Но десять лет назад такие форматы ритейла в России можно было по пальцам пересчитать. И уж точно мало кому приходило в голову зарабатывать не только на комиссии с продаж, но и от сдачи полок в аренду. А вот Вадиму Балашову и его супруге Анне Бобровской эта идея показалась перспективной – так в 2014 году появился магазин-барахолка «Твоя Полка», который за десять лет из небольшой торговой точки в Брянске вырос до франчайзинговой сети. О том, как заработать на необычном формате ритейла, Вадим Балашов рассказал порталу Biz360.ru.
Вадим Балашов и Анна Бобровская – супруги-предприниматели из Брянска, основатели фрачайзинговой сети «Твоя Полка». Вадиму 36 лет, окончил Московский новый юридический институт, после вуза работал в Москве в магазинах и торговых сетях на разных должностях – от продавца до директора. Когда проект, которым руководил Вадим закрыли, он решил вернуться в Брянск и начать собственное дело. Анне 36 лет, окончила ДВУГУПС по специальности «Инженер водоснабжения и водоотведения», после вуза работала в нескольких московских организациях по своей специальности. Магазин-барахолку «Твоя Полка» супруги открыли в 2014 году, сейчас проект вырос до 35 точек в 27 городах, большинство из которых развиваются по франшизе. Оборот сети в 2024 году превысил 1 млрд рублей.

К открытию своего дела нас подтолкнули обстоятельства. Мы с Анной жили в Москве, я работал руководителем отдела претензий в достаточно крупном интернет-магазине, супруга – инженером. Случилось так, что руководство компании решил закрыть онлайн-направление. А так как я был одним из менеджеров руководящего звена, то ещё несколько месяцев закрывал проект, распускал свой отдел, увольнял, передавал юридические и прочие дела в главный офис компании.
А затем встал вопрос: что делать дальше? Искать в Москве какую-то новую деятельность или реализовать свою идею, которая как раз в это время уже созрела. И мы решили, что нужно попробовать. Вернулись в родной Брянск, где, собственно, и запустили свой первый проект – магазин хенд-мейд-товаров и редких вещиц.
Тогда, в 2014 году, тема магазинов такого рода была в тренде: гаражные распродажи в Америке, маркеты в Европе, маркетплейс хенд-мейд-товаров Etsy... У нас же всё только начиналось. Нам показалось интересным открыть торговую точку именно в офлайне.
Рынок товаров ручной работы тогда был в России не особенно развит, и это стало основой нашей идеей. Плюс мы хотели каким-то образом вдохнуть в этот проект истории – и решили, что будем продавать винтажные вещицы и ретро-товары, интересные коллекционерам. Супруге больше интересен сегмент вещей ручной работы, а мне – коллекционирования. Таким образом, всё сложилось. И в 2014 году в небольшом арендованном помещении мы открыли в Брянске свой первый магазин в Брянске.
Сама бизнес-модель достаточно проста: любой желающий может арендовать у нас полку и продавать довольно большой спектр разных вещей: украшения, одежду, игрушки, сувениры с местной тематикой, картины, книги, винтажные вещи, грампластинки, сладости и многое другое.
Человек приходит, арендует полочку, выкладывает на неё свои вещи, назначает цену, по которой товар продаётся. После продажи арендатор выплачивает нам 15 процентов от вырученных за вещи денег (помимо стоимости аренды полки).
На первых порах было много даже не трудностей, а просто новых задач, которые приходилось решать по наитию, поскольку опыта и знаний не было. Одна из первых сложностей – наш необычный формат. Ни классификатор видов деятельности, ни организации, которые регулируют и регламентируют работу предпринимателей в России, не знали о таком формате, как наш. Нам и раньше, и сейчас, достаточно часто приходилось и приходится лавировать и подстраиваться под налоговые и юридические реалии, чтобы с точки зрения налоговой и других проверяющих органов наша деятельность была прозрачна.
Мы открылись достаточно бюджетно. Даже по меркам того времени это были скромные суммы, а по нынешним – так попросту смешные: открытие у нас прошло на одну потребительскую кредитку в 130 тысяч рублей. Этого вполне хватило, чтобы приобрести мебель, арендовать помещение, оплатить рекламу.
Безусловно, сейчас бы мы уже не смогли на такие деньги открыться. Да и вряд ли бы захотели, потому что с таким небольшим стартовым капиталом, больших оборотов не наберёшь, нужно очень много времени, чтобы раскрутиться. Сейчас для того, чтобы открыть такой магазин по франшизе в целом, нужно минимум в районе 3 миллионов рублей.
Ключевой задачей на первом этапе был поиск арендаторов. Практически всех мы нашли в интернете, сёрфили постоянно, искали частных мастеров и предлагали им сотрудничество. Первое время было достаточно тяжело, людям не был понятен формат, и помимо того, что нужно было объяснить, как это работает, ещё надо было убедить, что это вообще будет работать.
Работа с мастерами продолжается и сейчас, это постоянный аспект, требующий внимания. Часто нужен индивидуальный подход и специальные условия, особенно если это какой-то эксклюзивный товар, которого практически нет на рынке, и мы его хотим видеть у себя в магазине. Но в целом сейчас мы на стадии, когда уже авторитет работает на тебя, поэтому что магазины наши заполняются практически моментально желающими арендовать полки.
Инструменты, которыми мы пользуемся, достаточно быстро оповещают потенциальных желающих о том, что у нас открывается новый магазин. Если в первый магазин мы собирали мастеров минимум пару месяцев, то сейчас на то, чтобы заполнить магазин заявками, хватает три-четыре дня.
С мастерами сейчас проблем нет, в первую очередь потому, что у нас достаточно большое количество покупателей. Чтобы привлечь покупателей, мы с самого начала использовали все рекламные возможности, которые нам были доступны – и даже те, которые казались недоступными.
Работа в социальных сетях, раздача листовок и визиток, а когда заработал первый магазин, мы давали рекламу на ТВ в формате репортажа в местных новостях. Это был самый дорогой вид рекламы на тот момент, но очень эффективный. Сейчас от телевидения уже отдача не такая, как 10 лет назад, люди сейчас ищут информацию в основном в интернете, да и само ТВ смотрят меньше.
Это тоже непростая задача – постоянно следить за трендами, которые есть в рекламном поле, находить новые возможности, искать новых рекламных контрагентов. Помимо этого, мы на постоянной основе коллаборируемся с компаниями-партнёрами и мастерами: участвуем в чужих ивентах, фестивалях, маркетах, а также устраиваем свои. В общем, реклама – один из важнейших столпов нашей работы.
Интересно, что проект у нас практически сразу же вышел на самоокупаемость. Наша бизнес-модель позволяет это сделать. Но самоокупаемость – это ещё не выгода. Именно процесс между самоокупаемостью и постоянно извлекаемой прибылью был достаточно долгий.
Года полтора мы шли к тому, чтобы на постоянной основе, без какого-либо дискомфорта, пользоваться нашим проектом как единственным средством заработка. Вот, собственно, после чего и пришла идея разработки франшизы, которую мы запустили в 2017 году.
Вообще, я считаю, что самыми удачными решениями были те, которые связаны с увеличением масштаба проекта. Причём во всех смыслах: переезды в большее помещение или в центр города на улицу с лучшей проходимостью, покупки больших рекламных активностей и т.д.
Создание франшизы – один из таких примеров. Вопрос о ней назрел в тот момент, когда на постоянной основе стали писать люди и спрашивать: как вы организовали такой бизнес? с чем вы столкнулись? как с этим форматом войти в легальное налоговое поле? Ну и так далее.
Расходы «Твоей Полки», конечно, выросли с созданием сети. Связано это с увеличением штата сотрудников, который нанимается на каждую торговую точку, с выросшими административными расходами, с дорогостоящими вариантами рекламы, но здесь мы стараемся диверсифицироваться и даём возможность рекламироваться как самостоятельно магазином, так и частично занимаемся этим из офиса.
Ну и всячески развиваем наш проект в таком формате, который может позволить увеличивать объёмы расходов, но при этом, увеличивая объемы прибыли. То есть, мы не привыкли снижать расходы без особой необходимости, наоборот стараемся их увеличивать, но так, чтобы эти расходы всегда давали эффект.
В каждом городе разная структура расходов, зависит от местных реалий. Где-то очень дорогостоящие помещения, аренда доходит до нескольких сотен тысяч рублей в месяц, где то – намного дешевле.
Для каждого нового партнёра мы подготавливаем такой финансовый расчёт индивидуально перед каждой встречей, а у нас порой приходит до сотни заявок в месяц на франшизу.
Если говорить о прибыльности, безусловно, франшиза приносит достаточно солидный доход. Но если речь идёт о самом проекте, то у разных магазинов показатели разные. В 2024 году средняя прибыль от одного нашего магазина в сети составляла 355 тысяч рублей в месяц. Полагаю, это достаточно солидная прибыль в среднем. Безусловно, есть лидеры, есть аутсайдеры, поэтому от такого проекта можно получить и больше, чем эта сумма – всё в руках самого партнёра.
Мы постоянно развиваем проект за счёт увеличения команды офиса, привлекаем на постоянной основе новых сотрудников из разных сфер. Есть маркетинговый отдел, отдел дизайна, отдел обучения, отдел развития сети.
Это тот вектор, который мы для себя видим. Ещё есть много задумок по поводу улучшения нашего продукта в сторону цифровизации и развития онлайн-направления.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».