Александра Романенкова живёт в небольшом городке Кириллов Вологодской области и у неё редкая профессия – художник-реставратор произведений из ткани. Саша с детства мечтала о том, чтобы сделать рукоделие главным занятием своей жизни. Пока так и получается: девушка работает в музее и параллельно развивает свой проект «Касание руки» – делает сумки в старинном стиле с уникальной вышивкой. О том, как сделать из хобби бизнес и кто покупает сумочки ручной работы, Александра Романенкова рассказала порталу Biz360.ru.
Александра Романенкова – 25 лет, художник-реставратор, основатель мастерской вышивки «Касание руки». Родилась в Ивановской области, училась в Суздальском филиале Санкт-Петербургского института культуры, после окончания вуза получила предложение работать реставратором в Кирилло-Белозерском музее и переехала в город Кириллов Вологодской области. Параллельно с работой в музее развивает собственный проект, изготавливая на заказ авторские сумки с вышивкой.
Вышиваю я с раннего детства, и всегда мечтала, что создание вещей своими руками станет моей работой. Поэтому и специальность выбрала такую.
В 2020-м, на последнем курсе обучения, началась пандемия, всех отправили домой, и мне просто жизненно необходимо было себя занять каким-то рукоделием. Вышивать, рисовать, создавать – всё это давно стало моей привычкой и способом поддержать себя в сложное время.
Я начала размышлять о том, что бы мне хотелось создавать. Вышивка на одежде? Заезжено. Брошки? Их я тоже видела множество во всех соцсетях. Может, сумочки? А вот сумочек как раз и не встречала. Это показалось мне свежей идеей, и я решила воплотить её в жизнь.
К счастью, в рукодельных магазинах сразу нашла всё необходимое и начала пробовать. Первую сумочку с цветочным рисунком нитками я сделала для себя. «Вау-эффекта она, надо признать, не производила, но я собой очень гордилась. Так появилась моя первая работа и «рукодельный» аккаунт в заблокированной в России ныне социальной сети.
Самой первой и самой большой трудностью, известной всем начинающим мастерам, стало отсутствие аудитории. В то время меня почти никто не поддержал и вряд ли воспринял мои намерения всерьёз. Из личного аккаунта с шестьюстами подписчиками в рабочий пришло человек десять, большинство из которых составляли мои родственники.
В общем «обидно, досадно, но ладно» – и я продолжила. Первое время набирала аудиторию всеми возможными способами, от хештегов и клипов до массфоловинга и масслайкинга.
Зато вложений проект потребовал минимум – пришлось лишь купить материалы на первые изделия. Первую сумочку я носила сама, а вторую уже сделала на продажу. Она была миниатюрной, полностью расшитой, с бисерной бахромой. Примерно через месяц её купила одна девушка, которая позже попросила изготовить на заказ большой ридикюль. Со временем я поняла, что создание адресных вещей на заказ пользуется большим спросом.
Поэтому работаю я преимущественно на заказ. И это было одним из самых правильных решений. Вещи для потенциальной продажи делаю только если появляется свободное время. Примерно того же принципа придерживаюсь и с вложениями – в проект вкладываю только средства с выручки. И покупаю только те материалы и инструменты, которые гарантировано понадобятся: коробки для отправки, иглы, нити, ткань. В начале проекта я прошла курсы по бухгалтерии – и это тоже помогает делу.
Если говорить о технологии изготовления, то с вышивкой особых трудностей не возникло – годы практики дали о себе знать. А вот с лекалами для сумок я поначалу практиковалась на бумаге и простых тканях. Сейчас в этом уже почти нет необходимости, поскольку в голове могу представить, как детали выглядят в разобранном виде. Иногда, при создании новых форм, пробую, как раньше – на старых тканях и бумаге.
Проблем с материалами пока не было. Большую часть я заказываю в других городах у поставщиков, с которыми работаю не первый год. Редко когда товар приходит с браком, тогда я ищу аналог и заказываю повторно, а заказчика предупреждаю.
Все сумочки разные, на изготовление одной уходит от двух дней до недели, в зависимости от сложности.
Цены на изделие складываются из соотношения «40% – материалы, 60% – работа». Также в стоимость входит налог на самозанятость и плата за пересылку.
Самый дорогой материал, который я использую, – японский бисер, поскольку оттенков нужно покупать несколько, нужны разные размеры и формы, в итоге покупка всегда обходится в несколько тысяч рублей.
Средняя стоимость одной сумочки – около 10 тысяч рублей. Цены повышала постепенно (и делаю это до сих пор), поскольку меняются и цены на рынке, и ценность моего труда, которые со временем только растут.
Покупатели не жаловались, а если бы и жаловались, стоимость бы это не изменило. Стоит понимать, что сумочки с вышивкой – не предметы первой необходимости, и целевая аудитория у них совсем другая, чем у бюджетных сумок масс-маркет. Качественная ручная работа не может стоить дёшево.
Заказы приходят из разных городов России, но основная доля клиентов – из Москвы и Санкт-Петербурга, среди клиентов есть и постоянные. Длинную очередь я стараюсь не формировать, беру не больше пяти-шести заказов в месяц. Работа есть круглый год, но перед праздниками её всегда больше, особенно перед новогодними.
Как правило, сумочки у меня покупают девушки от 20 до 35 лет, творческие люди, если судить по профилю. Иногда обращаются и мужчины – чтобы сделать подарок. Обычно проблем с взаимопониманием с заказчиками не возникает, мы сходимся в мыслях и вкусах. У многих есть очень крутые идеи, которые хочется реализовать.
Хотя, одной из первых моих ошибок стали именно неправильно выстроенные отношения с заказчицей. Когда я только начинала, ко мне очно обратилась женщина, попросила сделать сумочку побыстрее, оставив часть деталей в работе на моё усмотрение. Я по неопытности согласилась, не спала сутки, чтобы всё успеть, а в итоге клиент остался недоволен.
Заказчица была значительно старше и очень грубо себя повела, оскорбляла, не хотела платить цену, о которой мы договорились. В общем, психологически это дорого мне обошлось: я пришла домой и расплакалась, измотанная и ночь не спавшая.
Но я благодарна этой ситуации, она научила меня выстраивать личные границы и не лезть ради кого-то из кожи вон. Если человек будет неадекватно или высокомерно себя вести, я с ним работать не буду.
И постепенно выработался алгоритм работы с заказчиком: 50%-ная предоплата и согласование всех этапов работы, начиная с эскиза.
Сумочки – основное, но не единственное направление «Касания руки». Постоянно делать что-то одно со временем приедается, хочется отвлечься на другое. Таким экспериментом стали вышитые портреты домашних питомцев на брошках, например.
Я стала заниматься этим сравнительно недавно, но услуга пользуется спросом. Портрет собаки или кота значительно сложнее сделать, нежели обычную брошь с птичкой или цветком, да и скучно мне делать обычные броши.
В портретах нужно быть очень внимательным, уметь передать основные черты, цвет, играть с формой бусин, чтобы брошь хотелось рассматривать. Но всё-таки броши для меня своего рода отвлечение от основной работы, поэтому я рада, что сумочки более востребованы.
Ещё в прошлом году был необычный заказ – я расшивала шляпу, которую мне прислали почтой. Сейчас я изготавливаю для другой заказчицы серьги.
Конкуренты у меня, конечно, есть, как и в любой сфере. Но каждый мастер двигается в своём темпе, и мне не хочется сравнивать свои достижения с другими. По этой причине я не интересуюсь деятельностью коллег-конкурентов, это помогает всегда видеть собственные цели.
Для продвижения я делаю в VK регулярный постинг различного контента, где показываю свои работы, эскизы, упаковку, мастерскую, материалы. На данный момент для заказов этого достаточно. Алгоритмы VK любят регулярность и хорошие фото.
Начинала я в ныне заблокированной визуальной социальной сети, но сейчас из-за запрета и сложностей с входом я практически не веду свой аккаунт там, и, скорее всего, полностью уйду в VK. Тем более, что количество заказов после блокировки у меня не уменьшилось, а число подписчиков в VK примерно в три раза больше.
Недавно я стала мамой, моему сыну ещё нет и года. Поэтому сейчас основная проблема – совмещать декрет и работу. Но это легче, чем раньше, когда днём я работала в музее, а вечером и ночью занималась вышивкой. Сейчас намного комфортнее, появилось больше времени на работу в мастерской, каждую свободную минуту я трачу на это.
Сейчас мой основной заработок – «Касание руки». Меня устраивает и прибыль, и творческий процесс, в который я каждый день погружаюсь, работаю в удовольствие. Из планов только расти дальше, создавать более сложные и разнообразные работы, развивать группу в VK.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».