Окно возможностей: как санкции меняют российскую fashion-индустрию

Прочтёте за 4 мин.

«Спрос на отечественные бренды растёт и будет расти»

IT-инструменты, которые использует Берды Бегменов

  • Telegram
  • ВКонтакте
  • Zoom

В марте-апреле 2022 года рынок России покинули десятки иностранных брендов одежды – от масс-маркета до люкса. Отечественные компании оказались в непростой ситуации – значительная часть ниши освободилась, но одновременно возникли трудности с производством, логистикой и маркетингом. О том, что сейчас происходит в отрасли и к каким переменам готовятся участники рынка, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Берды Бегменов, основатель бренда мужской одежды TM Limited.

Досье

Берды Бегменов  основатель бренда мужской одежды TM Limited. Начал бизнес в 2012 году в Минске; позже пережил несколько крупных падений – в 2016, 2019 и в 2020 годах, и каждый раз перезапускал своё дело. Сейчас у его компании собственное производство, бутики бренда работают в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких городах Казахстана, также товар реализуется на крупных маркетплейсах. В штате компании – более 400 человек.

Берды Бегменов

Перспективы для российских брендов

Сейчас отечественные бренды одежды получили карт-бланш – освободилась значительная часть ниши из-за ухода из России иностранных брендов, интерес потребителей будет направлен, в основном, на внутренний рынок.

Многие российские fashion-компании уже зафиксировали увеличение спроса на свою продукцию в среднем на 25-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это с учётом того, что пока фокус внимания покупателей всё же сосредоточен на товарах из других категорий – парфюмерии, косметических средствах, технике и гаджетах тех брендов, которые прекратили поставки в Россию.

Суммарный годовой оборот двух крупных брендов одежды – Zara и H&M – в России составлял около 100 миллиардов рублей. Для сравнения – на Wildberries 400 тысяч продавцов, и их оборот не превышал 47 миллиардов рублей. В сложившейся ситуации очевидно, что даже если арифметически разделить суммарный доход ушедших компаний между отечественными производителями одежды, сумма всё равно будет впечатляющей. Поэтому российские бренды сейчас активно открывают дополнительные цеха, расширяют линии. Также на рынок выходят новые игроки.

Biz360.ru

Новички в принципе находятся в самом выгодном положении. Причины таковы:

  • Во-первых, бизнес легче начинать с нуля, чем перестраивать и адаптировать под новые реалии.

  • Во-вторых, крупные фабрики теперь готовы работать с небольшими и начинающими компаниями, и это – то самое окно возможностей.

  • В-третьих, сейчас появилась возможность открыть свой цех быстрее – выкупить мощности закрывшегося производителя.

  • И в-четвёртых, спрос на продукцию отечественных брендов одежды продолжит расти.

Тем, кто планирует сейчас запускать своё дело в fashion-сфере, для начала стоит определиться с нишей. Лучше всего рассматривать масс-маркет и производить базовые вещи, а также одежду для мужчин и подростков – в данных категориях сейчас самая низкая конкуренция, а спрос высокий.

Если говорить о дизайне и моделях, то оптимальный вариант – изучить запросы планируемой целевой аудитории и работать чётко под них.

Из Китая – в Россию

Большая часть российских брендов одежды отшивала свои коллекции в Китае. Однако сейчас это невыгодно по нескольким причинам. Прежде всего, из-за курса валют – подрядчикам в КНР необходимо платить в долларах или юанях. Также есть серьёзные трудности с доставкой из-за осложнённой логистики: если ранее грузы из Поднебесной в Россию приезжали за 15-20 дней, то сейчас срок увеличился до месяца и более. Нужно учитывать и очередной локдаун в КНР, вызванный коронавирусом: многие производства пока остановились.

Поэтому компании, работавшие с китайскими партнёрами, вынужденно увеличивают цену и, скорее всего, столкнутся с товарным и кассовым разрывом. А вот бренды, чьи производственные мощности расположены в России и странах СНГ, практически не испытывают проблем с отшивом коллекций и логистикой.

Biz360.ru

Сейчас многие отечественные производители одежды переносят производство из Китая в Россию и страны СНГ. В сложившейся ситуации условия для работы на этих территориях наиболее благоприятные. Так и поступил и я сам со своим брендом мужской одежды TM LIMITED. Мы открываем новые цеха в Московской и Ростовской областях, а также в Узбекистане, чтобы заменить контрактное производство в Турции, на котором отшивались раньше.

Ткани и фурнитура

Горячий для всех брендов вопрос – поиск подходящих материалов и новых поставщиков. Более половины всех расходов при производстве одежды приходится именно на ткань. Сильнее всего сейчас подорожал хлопок, джинсовые и костюмные ткани выросли в цене на 10-30%. Похожая история и с фурнитурой.

Однако всё это относится к материалам из стран Евросоюза, Китая и Турции. А ведь варианты их замещения существуют! К примеру, ткани и пряжа из Киргизии по качеству превосходят европейские аналоги. Хороший хлопок по привлекательной цене производят в Туркменистане и Узбекистане. Качественный товар предлагают текстильные производства, расположенные в Ивановской области.

Biz360.ru

Если говорить о перспективах продаж, то в России без проблем и с сохранением высокого качества сейчас можно производить следующие предметы гардероба: костюмы, брюки, рубашки, платья, пальто, бельё, вязаные вещи. Через год-два этот список, скорее всего, основательно расширится – игроки рынка серьёзно взялись за дело.

Продвижение в новых условиях

Блокировка ряда иностранных платформ и запрет на ведение в них рекламной деятельности стали шоком для индустрии. Но ненадолго – многие участники, к примеру, уже оценили возможности «ВКонтакте»: в этой соцсети есть привычные таргет, сторис, эфиры, витрина, даже функция приёма оплаты и оформления доставки. 

На втором месте уверенно идёт Telegram – здесь бренды одежды могут вести свой канал и размещать рекламу в тематических аккаунтах.

Biz360.ru

Эффективность продвижения во многом зависит от контента и обратной связи: необходимо показывать товар так, чтобы потребитель мог его буквально «потрогать» через экран, отвечать на вопросы, стимулировать покупателей оставлять отзывы, отмечать аккаунт, делать репосты.

Как это ни странно, но блокировка самой известной визуальной сети пошла на пользу новым и небольшим брендам – стартапам с каждым годом становилось всё труднее «раскрутиться» в Instagram с нуля. Но приходилось, так как основная масса аудитории «сидела» именно здесь. Сейчас ситуация коренным образом поменялась.

К эффективным каналам относится также продвижение в сервисах «Яндекса». Однако основной упор fashion-компаниям стоит сделать на маркетплейсы –Wildberries и Ozon. Сейчас спрос в них на одежду вырос на 40%, и мой бренд TM Limited почувствовал эту тенденцию на себе. Спрос на этих площадках, с высокой долей вероятности, будет только увеличиваться.

Берды Бегменов

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

14 апреля 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов