Иногда своё дело приходится искать долго, изучая тысячи источников и проходя бесконечные тренинги, а иногда оно находится само, причём в неожиданном месте – точке минимума ресурсов. Именно так произошло с Ольгой Линник, реставратором мебели из Челябинской области, которая шесть лет назад вынужденно стала цветочным фермером. Сегодня цветочная ферма приносит её хозяйке прибыль, драйв и моральное удовлетворение. О том, как какие ошибки совершает начинающий цветочный фермер, и о многом другом, порталу Biz360.ru рассказала Ольга Линник.
Ольга Линник – 34 года, предпринимательница из города Аша Челябинской области, владелица «Цветочной фермы Ольги Линник». Ферма выращивает и продаёт сезонные цветы для флористов и декораторов. Ольга закончила юридический факультет ЧелГУ, специализировалась на уголовном праве; по специальности никогда не работала, в найме тоже. После окончания ВУЗа участвовала в семейном бизнесе по производству деревянной мебели и лестниц на заказ. Потом открыла собственное дело по реставрации старинной мебели.
Моя ферма появилась в августе 2019 года. А предыстория такова: к лету этого года я достигла пика карьеры как реставратор мебели, это был тот самый момент, когда всё может взлететь. Навыки и опыт, множество разъездов и командировок, доверие клиентов – всё это позволяло самой выбирать проекты, это было потрясающим достижением. Но, как следствие, я мало стала бывать дома.
И именно тогда семья стала во мне сильно нуждаться: подрастала моя дочка, серьёзно заболел любимый дед. В общем, два очень важных для меня человека стали одновременно нуждаться в моем постоянном присутствии. Родные попросили меня найти другое занятие, чтобы чаще бывать дома. Для всех нас это было сложным решением.
В общем, я понимала, что больше не смогу надолго уезжать, нужно найти себе дело, которое бы позволяло не покидать Ашу дольше, чем на 12 часов.
Почему цветочная ферма? С одной стороны, у меня было ноль рублей стартового капитала. Все деньги от заказов по реставрации я вернула в качестве неустойки своим клиентам, от чьих проектов была вынуждена отказаться. Так что в карманах гулял ветер, и взять инвестиции мне было неоткуда.
Но с другой, в нашей семье всегда были сад и родовая земля. Мы любим цветы и травы, и умеем за ними ухаживать. Так что с детского возраста я прекрасно умела обращаться с лопатой и другими садовыми инструментами.
И, наконец, мой дядя владеет цветочной мастерской и о цветах знает всё. Он то и рассказал мне о новом направлении в цветочном бизнесе – локальном цветочном фермерстве. Я о цветочных фермах на тот момент имела смутные представления, да и не развито это особо было у нас.
Конечно, если взглянуть на это дело критически, в августе открывать цветочную ферму не вполне рационально, но вполне жизнеспособно.
Плюс у меня была мощная мотивация. Я ведь работаю с 16 лет и привыкла зарабатывать. Конечно, были гнев и разочарование, от того, что нужно расстаться с прежней любимой работой. И был интерес бросить себе вызов. Оля, а потянешь ли ты? Готова ли ты снова нырнуть в новое дело? Бросать себе вызов – это для меня святое.
К тому же, я подхожу ко всему очень серьёзно и основательно, поэтому не допускала в самом начале мысли, что у меня может не получиться.
В общем, цветочная ферма началась в августе 2019 года с двух секаторов и заросшего сада моего деда.
Бизнес начался с зелёной срезки кустарников. Это когда ветки малины, спиреи, барбариса, и других садовых растений срезают для использования в букетах и оформлении композиций. У меня была машина, я сделала рассылку в цветочные лавки Уфы и Челябинска, отвезла свой товар тем немногим, кто ответил (из Аши до Уфы ехать 120 км, до Челябинска – 330 км – прим. редакции). Так я заработала первые деньги.
Осенью 2019 года высадила первые цветы – это были нарциссы и другие луковичные, которые распускаются первыми в мае. Они благополучно выросли, но тут возникла проблема – нежелание магазинов закупать такой товар. Потенциальные клиенты смеялись, называли их «бабкиными», а многие вообще игнорировали и не отвечали на сообщения.
Первый свой «урожай» луковичных я просто погрузила в машину и отправилась в Уфу. Меньшую часть развезла по клиентам, а большую – просто продала с машины.
Вообще непривычные цветы и сложные букеты с разными растениями – это тогда было новое направление, и к нему было минимум доверия.
Я удалена от больших мейнстримных городов, с активным развитием в сфере флористики и декора. А в провинции новые материалы, цветы, травы и направления дизайна медленно интегрируются в жизнь. Я же очень хотела развивать это направление в своём регионе, так это меня зацепило.
Чертовски хотелось пробить эту стену отказов и очаровать флористов. Наполнить полки их холодильников своими цветами и травами, ветками и ягодами на ветках. Влюблять их в свою работу, в своё видение красоты. Не прогибаться под существующие стандарты, а выстраивать свои собственные.
Конечно, первостепенной задачей было продвижение. Денег на рекламу не было, к тому же у меня была принципиальная позиция – продвинуться своими силами, без помощи оплаченной рекламы. План был такой: рассказывать о своей ферме и своих цветах через их красоту, через искусство, через гармонию.
Начала продвижение с коллабораций с арт-дилерами и ресторанами. Я несколько раз давала бесплатно цветы для мероприятий с условием, что мою ферму будут рекламировать. Но в итоге отказалась от такой стратегии – она не стала эффективной.
Почему? Думаю, я неправильно выстраивала отношения и свою систему требований к партнёрам. Просто предоставить цветы и надеяться, что они сами себя прорекламируют, или что партнёры будут это делать по собственной инициативе – неправильно. Нужно было ставить чёткое техническое задание: какую рекламу, в какой форме, и с какой периодичностью я хочу видеть за свой товар.
Тогда я зашла с другой стороны – и стала цветочным продюсером профессиональных съёмок в проектах про моду, свадьбы, тренды. Я разрабатывала концепции съёмок, делала инспирации в сотрудничестве с фотографами, видеографами и декораторами. И это сотрудничество оказалось плодотворным.
Я с самого начала ориентировалась на большие города поблизости от Аши – Уфу и Челябинск. Сейчас география моих клиентов это Челябинская область, Башкортостан, Екатеринбург.
Первые сезоны как предприниматель я шла на ощупь. После поняла, как создать структуру, ставить цели, планировать, вести учёт.
Сейчас моя ферма – окупаемое и прибыльное дело. Но опыт даётся ценой проб и ошибок, иногда дорогих, иногда – не очень. Бывали провалы на 20 000 рублей, бывали и на 100 000. Среди них – малые объёмы посадок, неверный подбор ассортимента, вложения денег не в тот посадочный материал, ошибки в его хранении, неправильный уход и сложности выращивания определённых культур.
Естественно, у нашего бизнеса есть сезонность. И одной из главных задач было преодолеть проблемы «мёртвого» сезона. Тут я приняла очень удачное решение – начала вести вместе с коллегой курс по цветочному фермерству «Фермер на драйве» и консультировать начинающих фермеров.
Ещё наладила своё небольшое бетонное производство, которое работают с ноября по апрель. Это декоративные изделия из бетона и архитектурного бетона для флористов и декораторов.
Что касается конкуренции в нашем бизнесе, то это вопрос очень сложный. Я предпочитаю фермеров (точнее, фермерш, поскольку это девушки и женщины) из моего региона считать коллегами. С некоторыми я дружу и выстраиваю отношения, где мы можем друг друга выручить, выступить как партнёры. Некоторые из них, кстати, являются моими ученицами.
Сейчас «Цветочная ферма Ольги Линник» – это 54 сотки, которые находятся на нескольких участках: моём личном, моей семьи, и моей подруги.
На ферме работают три человека постоянных сотрудников: мама, подруга и я. И один наёмный сотрудник привлекается в сезон.
Существенная статья расходов – покупка посадочного материала и качественных удобрений, а также обработка от вредителей и болезней. На это уходит 30-35% финансов. Расходы на усовершенствование фермы и стройку инфраструктуры – теплиц, водопровода, насыпных грядок и парников – ещё 35-40% расходов. На логистику уходит 15% и еще 15% – на зарплату сотрудников.
Что касается дохода, то самое прибыльное – это выращивание тюльпанов, пионов и георгинов. Также хорошую выручку приносят циннии и зелёная срезка кустарников. Кстати, сравнительно недавно появился и укрепляется тренд на необычные растения, они тоже приносят доход.
Конечно, ферму я планирую развивать. Сейчас, спустя 6 лет, я поняла, что это – дело моей жизни с большими возможностями. Но понять, в каких направлениях идти – это непростая задача. Идей и желаний много, но нужно уметь отсекать лишнее, это и есть развитие.
Одна из идей – открыть ферму для посещений, проведения обучений и мастер-классов, для званых ужинов. Но на данном этапе это требует серьёзных вложений – и финансовых и физических, так что события я пока не форсирую, просто медленно двигаюсь в этом направлении. А там увидим.
Главное, я не разочаровываюсь в своём деле. Каждый сезон для меня – новая глава. Сюжет невероятно закручен, а финал непредсказуем.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».