Формат франшизы многие предприниматели воспринимают как готовый бизнес, который будет приносить стабильный доход без их участия. Действительно, этот формат предполагает работу с готовой моделью, когда ничего не нужно строить с нуля. Но вместе с тем в нём есть свои сложности. О том, как франчайзи добиться успеха и не останавливаться на открытии одного проекта по франшизе, порталу Biz360.ru рассказала Алина Малинина, партнёр сети музыкальных студий «Не школа».
Алина Малинина – 36 лет, предприниматель из Краснодара, франчайзи сети «Не школа». Дипломированный психолог и бизнес-тренер, эксперт по работе с мышлением, соавтор книги «ТетаХилинг». Основатель четырёх бизнес-проектов в образовательной и строительной сферах.
До того, как открыть бизнес по франшизе, я уже знала, что такое предпринимательство. В 2008 году у нас с мужем был бизнес в сфере рекламы, в 2011 году мы открыли строительную компанию, а в 2015 году я создала онлайн-школу – Академию трансформационного образования.
Через несколько лет мы задумались о переезде на юг страны – в Краснодар. И подбирали проекты, которые могли бы стать источником дохода на новом месте. Рассматривали несколько вариантов, одним из них был бизнес по франшизе – сеть музыкальных студий «Не школа».
После пробного урока на барабанах мы очень заинтересовались продуктом. Затем познакомились с основателями «Не школы» – Таней Бибик и Антоном Шардаковым. Они нам понравились. Погрузились в цифры и увидели, что у проекта высокая рентабельность – от 30 до 60%. Управляющая команда гарантировала поддержку, причём по всем направлениям: от найма и открытия до контроля за эмоциональным состоянием владельцев и управляющих.
Рост вопреки обстоятельствам
Мы переоформили музыкальную студию «Не школа» в начале 2020 года, прямо перед началом пандемии коронавируса. Наши вложения составили 2 млн. рублей, которые мы потратили на маркетинг, зарплату сотрудникам и аренду.
В первый месяц успели сделать выручку в 1,1 млн. рублей, а затем был объявлен локдаун. Управляющая компания быстро создала комфортный онлайн-формат, мы перевели всех учеников на дистанционные уроки. Самым сложным в этот период было отработать возражения учеников о том, что в онлайне заниматься неэффективно.
Преподаватели проводили «зарядки» по утрам на пэдах – заменителях барабанов для тренировки дома. Это был совершенно новый продукт: курс вёл основатель «Не школы» и барабанщик Антон Шардаков, старшие преподаватели из разных школ, барабанщики знаменитых российских групп.
Стоимость уроков за месяц выходила примерно та же, что и в офлайне, а вот по количеству занятий и их содержанию обучение было даже интенсивнее. Благодаря чему ученики не потеряли форму и технику. Даже во время карантина наша студия не ушла в минус, и мы смогли окупить стартовые вложения за полгода.
Мы аккуратно трансформировали доставшийся нам проект. В частности, отказались от скидок, которые действовали у бывшего владельца. Поняли, что они привели студию к не самому прибыльному этапу её существования. Начали прокачивать мышление администраторов, чтобы они легко и уверенно продавали. Потребовалось снять у них страх принимать оплату целиком, а не частями. После этого мы занялись поиском управляющего, чтобы школа работала самостоятельно, а нам оставалось лишь контролировать и корректировать деятельность команды.
Успех вдохновил нас. Мы стали присматриваться к работе других коллег по франшизе и заметили, что востребован и другой продукт – «Не школа вокала». Мне самой была интересна тема вокала и постановки голоса. Мы уже знали, что в этом проекте тоже будет качественный продукт, яркая жизнь команды и учеников, концерты и выступления.
Так родилась идея открыть «Не школу вокала». Управляющая компания оказала всестороннюю поддержку: от консультирования при подборе помещения до найма преподавателей. С ними, кстати, работала команда запуска. Пока в школе шёл ремонт, будущие педагоги изучали презентации, сценарии пробного и последующих уроков, тренировались и сразу же получали обратную связь. Такая же кропотливая работа проводилась при подборе администраторов и остальных сотрудников.
Думаете, на этом мы остановились? Нет, купили ещё одну действующую «Не школу» в Астрахани. Нам оставалось лишь немного «докрутить» её работу для получения финансового результата. Мы нашли толкового управляющего, пригласили несколько новых преподавателей, открыли ещё один кабинет для занятий.
Сейчас наши главные задачи – поддерживать и контролировать собственные студии. Здесь, как и в любом другом бизнесе, тоже происходят изменения и возникают задачи, которые требуют сиюминутного решения. Например, если управляющий решил вернуться в родной город к семье или преподаватель начал учиться в институте и больше не может вести уроки.
Мы не забываем, что помимо выстраивания внутренних процессов нужно вкладываться в привлечение клиентов. Используем много различных вариантов – от рекламы в соцсетях, промоутеров и блогеров до простых рекомендаций и участия в мероприятиях города.
Самое главное – вкладываться в рекламу постоянно. Даже если в какой-то из месяцев нам показалось, что большая часть людей пришла просто с нашей страницы в соцсети, то в следующем месяце это может не повториться, если не заниматься маркетингом регулярно.
В любом бизнесе важна команда. Найти подходящих сотрудников довольно трудно. Нам в этом очень помогала схема, которую предлагала управляющая компания. У нас живой, энергичный бизнес, поэтому нам не подходят менеджеры или преподаватели, которые общаются с учениками строго, слишком серьёзно и официально, без улыбки.
Мы понимаем, что удерживать учеников помогает особая атмосфера в студиях «Не школы». И создаёт её во многом – команда. Занятия проходят на акустических ударных установках с самого первого дня, и это особое удовольствие для учеников. На всех уроках у нас весело и интересно – материал подаётся с шутками и мемами, чтобы его было легче запоминать.
Каждую неделю проводим тематические вечеринки, во время которых преподаватели проводят мастер-классы, игры или просто устраивают киноночь. Как говорят наши ученики, «Здесь можно быть собой», «Это уже наша семья», «Без вас жизнь была бы скучной».
Ну и вишенка на торте – это концерт. После прохождения каждого модуля обучения ученики выходят на настоящую сцену играть одну из любимых песен, в сопровождении музыкантов и певцов, с поддержкой друзей и родных. Уже через шесть месяцев после начала обучения ученики играют на своем первом концерте. Для кого-то это мечта всей жизни, а для кого-то – возможность порадовать любимого человека и неожиданно выйти на сцену, посвятив песню ему.
Ход занятий и активности вне них созданы и продуманы управляющей компанией. Она же следит за тем, чтобы заданные стандарты соблюдались. Это гарантирует высокое качество продукта.
В бизнесе, связанном с франшизой, важную роль играет поддержка управляющей компании. В случае «Не школы» кроме курсов по найму и управлению на специальной платформе проводятся слёты в формате выездов. На них проходит обучение для владельцев школ и управляющих. Профессиональные коучи проводят работу с мышлением и эмоциональным состоянием, целями и амбициями, а также формируют атмосферу поддержки, единства и ощущение большой дружной семьи.
У бизнеса по франшизе есть свои правила, которых нужно придерживаться. Например, нельзя в «Не школах» одного направления вести параллельно другие занятия. И это вполне разумно, потому что сила этого бренда именно в монопродукте: одно направление – одна «Не школа». Если предприниматель хочет открыть направление вокала, то он должен открыть «Не школу вокал» и быть готовым к тому, что там придётся работать с новой командой и заново искать клиентов.
И, конечно, предприниматель должен понимать, что бизнес по франшизе не будет работать сам по себе. Даже самая полная поддержка управляющей компании требует включённости собственника: его решения очень важны. Слагаемые успешного бизнеса с партнёрами – качественный продукт и поддержка от управляющей компании, вовлечённость предпринимателя и доказанная рентабельность проекта.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».