Портал в другой мир: как предприниматель из Приамурья опутывает сетями виртуальной реальности всю страну

Прочтёте за 6 мин.

«В бизнесе важно быть не первым, а своевременным»

IT-инструменты, которые использует Денис Рогов

  • Trello
  • Asana
  • Zoom

Предприниматель Денис Рогов из Благовещенска стал одним из первопроходцев в набирающей обороты нише – бизнесе на виртуальной реальности (VR). Вовремя заметив тренд, он сумел построить сеть VR-клубов и VR-арен в разных городах страны. Его компания Portal VR разработала собственный софт и технологию для командной игры в виртуальной реальности, существенно удешевив затраты на комплект оборудования. О том, как заработать на виртуальной реальности, Денис Рогов рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Денис Рогов – 29 лет, предприниматель из Благовещенска, основатель сети клубов и арен виртуальной реальности  Portal VR. Начал заниматься бизнесом в сфере электронной коммерции с 16 лет. Имеет неоконченное высшее экономическое образование. В начале 2010-х годов развивал проект по 3D-печати в Благовещенске. Бизнес в сфере виртуальной реальности открыл в 2018 году.

Денис Рогов

Как всё начиналось

Денис Рогов впервые протестировал шлем виртуальной реальности в 2014 году в Москве. Ему было 22 года, и к тому времени он уже шесть лет занимался бизнесом – развивал проект по 3D печати в родном Благовещенске и в Китае, а в столицу приехал на профильную выставку, куда привёз 3D-принтеры.

«Тогда только вышел первый VR-шлем Oculus, и я узнал, что его можно увидеть в каком-то московском антикафе – он там был представлен как одно из развлечений. Стало понятно, что виртуальная реальность имеет большой коммерческий потенциал, но заходить на этот рынок пока рано. В бизнесе важно быть не первым, а своевременным», - рассказывает Денис.  

Он продолжил заниматься 3D-печатью, параллельно проработал несколько месяцев в одном из стартапов Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) в Москве. После кризиса 2014 года занялся экспортом российских продуктов питания и ЗОЖ-товаров в Китай через Alibaba, Taobao и другие площадки электронной коммерции. Большим спросом пользовались шоколадные конфеты и сгущёнка – дефицитная продукция в Поднебесной. Кроме этого, он начал майнить криптовалюты.

Денис Рогов

Со сферой VR снова соприкоснулся только в 2017 году, когда участвовал в организации развлекательных зон на Восточно-экономическом форуме во Владивостоке. В одной из них установили новый VR-шлем Oculus Rift – в нём впервые была реализована возможность взаимодействия с виртуальной реальностью через руки, и «картинка» стала намного качественнее. Посетителям форума включали ролик, в котором показывали вид на Землю с МКС. Все четыре дня люди выстраивались в очередь на этот аттракцион.

«Когда я сам «потрогал» этот шлем и увидел к нему большой интерес со стороны посетителей форума, то понял – вот оно. Технология созрела для коммерциализации, её можно использовать, нужно только придумать как», – говорит Денис Рогов.

Погружение в виртуальную реальность

Почти сразу у предпринимателя появилась идея создать клуб виртуальной реальности, куда люди приходили бы ради развлечений – посмотреть видеоролики, поиграть в игры. «План был такой – ставим оборудование, клиенты на нём играют, а мы в свободное время занимаемся разработкой приложений, 3D-моделированием, проводим образовательные мастер-классы, но окупают весь проект именно развлечения», – рассказал Денис Рогов.

Вскоре он купил два первых комплекта оборудования – шлемы, компьютеры, софт. Стартовый капитал составил 3 тысячи долларов, эти деньги Денис Рогов выручил с продажи криптовалюты Ethereum, курс которой в тот момент вырос в десять раз.

На первом этапе было важно понять: готовы ли люди платить за VR. После новогодних праздников 2018 года бизнесмен установил красивый стенд с компьютерами и шлемами в одном из торговых центров Благовещенска и приходил туда работать на полдня, чтобы протестировать идею.

Portal VR

«Мой стенд стоял в непроходном месте – между отделами одежды, мимо шла нецелевая аудитория, но я сразу же стал зарабатывать до 6,5 тысяч рублей в день с двух устройств», – говорит Денис.

Тогда он договорился со знакомым – тот выделил небольшой кабинет площадью 30 квадратных метров в своей музыкальной школе. Там Денис и открыл свой пробный VR-клуб. Он приглашал всех желающих на VR-тусовки. Люди платили небольшую сумму за вход (500 рублей), играли в VR, их угощали чаем, глинтвейном, сладостями, закусками.

Цели заработать на этом не было – предприниматель собирал ценную обратную связь от пользователей. Они рассказывали, что им нравится, а что нет. Например, кто-то из них подсказал, что нужно избавиться от стола, на котором стоит компьютер – об него легко удариться во время игры. Из таких моментов сложился формат будущих клубов.

Portal VR

«Я решил зайти в абсолютно новую индустрию – в то время на всю Россию было два или три VR-клуба в Москве. Нельзя было сходить к успешным конкурентам и подсмотреть у них какие-то решения. Нам приходилось изобретать всё с нуля, ошибки были неизбежны, но одновременно с этим мне было супер интересно», – говорит предприниматель.

Тем не менее он нашёл способ погрузиться в тему – устроился на работу в московскую компанию, которая производила контент для виртуальной реальности – VR-игры. За 4 месяца Денис пообщался со многими специалистами из России и других стран, увидел, куда двигаются разные компании, в том числе и мировые, и придумал, как строить собственный бизнес.

Запуск клубов

Денис Рогов решил вернуться в Благовещенск и открыть первый VR-клуб там – это позволило исключить значительные расходы на маркетинг, которые потребовались бы для старта в Москве.

С помещением помогли друзья, а зарабатывать первое время можно было, опираясь на старые связи. Рогов продолжил сотрудничество с Восточно-экономическим форумом – делал проекты, связанные с VR: приложения, съёмки с дрона для VR-роликов предприятий и т.д. И значительную часть заработка направлял в новый бизнес.

Через некоторое время конкурент Рогова, который по франшизе развивал стенды виртуальной реальности в торговых центрах, предложил ему провести совместный турнир по играм в VR. Он так и не состоялся, зато предприниматели решили объединить бизнес и развивать его вместе. Партнёры стали работать под торговой маркой Дениса Рогова – Portal VR. И в начале 2019 год открыли в торговом центре Благовещенска один из самых больших на тот момент клубов виртуальной реальности в России.

Portal VR

Через некоторое время в нём появилась первая VR-арена для командных игр со свободным передвижением в виртуальной реальности. Для неё потребовалось арендовать порядка 240 квадратных метров дополнительной площади.

В середине года компаньоны купили один из московских VR-клубов на станции метро Белорусская. Запуск проекта состоялся осенью. Но во время локдауна 2020 года пришлось закрыть клубы в Москве и Благовещенске. Чтобы сохранить бизнес, предприниматели переключились на аренду оборудования – стали сдавать шлемы в аренду, чтобы люди играли в них дома. А также привозили на продажу новые. «Ходить было никуда нельзя, а спрос на развлечения остался. Мы его отслеживали и удовлетворяли – так и пережили первую волну, затянув пояса», – рассказывает Денис Рогов.  

Только летом 2020 года VR-клубы снова начали работать. К тому времени в Москве этот рынок сократился примерно на треть, поэтому Portal VR смог быстро вернуть клиентов.


Тогда же компания при участии центра «Мой бизнес» занялась подготовкой франшизы. И во второй половине 2020 года начала её продавать. Сейчас по всей России работает 16 локаций под брендом Portal VR.

В чём суть продукта

В клубах виртуальной реальности установлены компьютеры с подключёнными к ним VR-шлемами. На компьютере запускается игра, которую поддерживает шлем. Человек играет в неё, стоя на небольшой площадке (примерно два на два метра), ограниченной крупной сеткой.

VR-арена – это помещение от 150 квадратных метров, оно предназначено для командных игр в виртуальной реальности. Игроки надевают шлемы и видят друг друга внутри VR-игры. У каждого из них есть персонаж, оружие, они передвигаются по всей арене физически, их действия синхронизируются с локацией в VR.

Portal VR

На виртуальной карте есть ограждения (бочки, стены, машины и т.д.), которые на физической арене обозначены полосками. Если человек пытается пройти через виртуальную преграду, он видит чёрный экран. Игра чем-то напоминает пейнтбол или лазертаг, только происходит в виртуальной реальности.

Софт для арены и технология работы оборудования во время игры – собственная разработка Portal VR. Компании удалось значительно удешевить комплект оборудования, который требуется для командной игры. Разработчики смогли избавиться от рюкзаков с компьютерами, которые традиционно надевают на игроков и к которым подключают шлемы. А также от дорогостоящих трекеров, которые развешивают по арене для ориентации в пространстве.

Стоимость комплекта для одного игрока уменьшилась с 700 тысяч рублей до 40 тысяч. Такая экономия позволила сделать развлечение доступным для широкого круга людей – его стоимость составляет 1200 рублей в час.

Денис Рогов

«Мы стремимся обеспечить клиентам передовой уровень качества виртуальной реальности и контента по доступным ценам. Игры для VR-арен не делает практически никто в мире, но нам хотелось реализовать такую идею, поэтому мы создали собственное решение», – говорит Денис Рогов.

Клиенты и маркетинг

По словам Дениса Рогова, сейчас в Москве работает порядка 350 компьютерных клубов, а VR-клубов – 70, то есть в пять раз меньше. Компьютерные клубы – сформированный бизнес, понятный его целевой аудитории – мужчинам от 14 до 35 лет. У VR-клубов целевая аудитория значительно шире, однако большая её часть не имеет представления о том, что такое виртуальная реальность. В этом заключается одна из главных трудностей в продвижении.

Portal VR использует преимущественно интернет-продвижение – контекстную, таргетированную рекламу (баннеры и видеоролики) в соцсетях и поисковых системах. А также иногда участвует в мероприятиях, благотворительных акциях, где рассказывает о своих услугах, раздаёт купоны со скидками.

У компании три группы клиентов и для каждой из них создаются свои рекламные сообщения. Первая – дети и подростки 8-14 лет. Они увлекаются современными технологиями, следят за блогерами-стримерами и сами играют в игры. По словам Дениса Рогова, этому поколению не нужно объяснять, что такое VR.

Portal VR

Вторая группа – молодые люди 25-35 лет, которые интересуются новым и любят получать необычный опыт. Как правило, они приходят играть компаниями, чтобы отметить дни рождения, корпоративы и другие праздники. Некоторые приводят девушек на свидание.

Третья группа – женщины 30-45 лет, которые организуют праздники для детей. Им не особенно важно оборудование и игры, они просто хотят, чтобы все дети были заняты и никто не скучал, и чтобы можно было принести собой еду и напитки. На локациях Portal VR проходит порядка 50 дней рождений в месяц.

В рекламных материалах компания показывает, как люди играют в VR-игры, какие эмоции при этом испытывают и что стоит этот опыт относительно небольших денег.


В прошлом году компания внедрила систему сквозной аналитики. Она собирает данные с разных рекламных каналов – какое количество клиентов пришло, кто оставил заявки, какой средний чек, как часто клиенты возвращаются и т.д.

«Мы можем отслеживать динамику в диапазоне полугода. Допустим, видим: с одного канала к нам пришло 50 клиентов, а с другого 100. Но вот эти 50 принесли нам 500 тысяч рублей, а те 100 – 300 тысяч рублей. Если бы у нас не было сквозной аналитики, мы бы смотрели только на первый уровень данных и оценивали эффективность рекламного канала неверно», – говорит Денис Рогов.  

По его словам, из-за пандемии оборот компании нестабилен, в последние месяцы он составлял порядка 5 млн. рублей.

Portal VR

В основной команде проекта сейчас работает около 20 человек – дизайнер, маркетолог, директолог, SMM-специалист, несколько аккаунт-менеджеров, гейм-дизайнеров, программист плюс сотрудники клубов (администратор, оператор и другие). Во всей франчайзинговой сети работает порядка 80 человек. К работе над софтом привлекают также программистов-фрилансеров.

Что дальше

Одно из перспективных направлений, в которых развивается Portal VR – разработка софта и создание контента для виртуальной реальности. В эту сферу инвестируют крупные компании по всему миру, в том числе в России – ВТБ, «Сбер», РЖД и другие.

«Пока основная масса контента для VR – это игры. Однако число бизнес-приложений постепенно растёт. Мы планируем создавать такие приложения для корпоративных клиентов – собирать их, выпускать на маркеты и продавать по всему миру», – говорит Денис Рогов.

Предприниматель уверен, что виртуальная реальность будет становиться всё более социальной – там появятся метавселенные, где люди смогут проводить время вместе, общаться, знакомиться с произведениями искусства и т.д. Большой потенциал у технологии и в сфере образования – обучающие фильмы, программы-симуляторы, имитирующие работу сложного оборудования.

«Нам бы хотелось создать при клубах кружки для детей, где они смогли бы учиться разрабатывать игры. С точки зрения нашего бизнеса в этом есть два преимущества – мы загрузим клубы днём и, возможно, вырастим талантливых ребят, которых потом возьмём к себе в команду», – говорит предприниматель.

По его словам, сейчас VR находится примерно на таком же уровне развития, как интернет в 1995 году. И потому в этой сфере очень много свободных ниш. Однако выход на рынок новых поколений устройств, более доступных по цене, со временем стимулирует развитие направления. Контента для виртуальной реальности будет создаваться в разы больше, а сама она станет привычной частью жизни.

Денис Рогов

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebookаккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен». 

16 ноября 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов