Продаём на маркетплейсах: как вести бизнес селлерам на АУСН

Прочтёте за 5 мин.

…и что нужно знать про расчёт налогов и проведение взаиморасчётов с площадками

IT-инструменты, которые использует Максим Колесов

  • Bitrix24
  • Asana
  • MindManager
  • Telegram

Бизнес, который применяет автоматизированную упрощённую систему налогообложения (АУСН), с 2025 года может работать по агентским договорам, а также договорам поручения и комиссии. Это значит, что налоговый режим могут использовать селлеры маркетплейсов. Например, Wildberries, Ozon и «Мегамаркет» чаще всего заключают с поставщиками именно агентские договоры. О том, в чём преимущества и недостатки АУСН для селлеров, руководитель сервиса Salist Максим Колесов рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Максим Колесов – руководитель сервиса для роста продаж на Wildberries SalistОкончил Тульский государственный университет. Опыт в IT-индустрии – порядка 20 лет. Работал на топ-менеджерских позициях в крупных digital-агентствах. В Salist занимается стратегическим развитием проекта, координирует взаимодействие всех функций.

Максим Колесов

Особенности режима АУСН

АУСН (или АвтоУСН) это автоматизированная упрощённая система налогообложения. АУСН экспериментальный режим, который тестируют в России с 2022 года. Первоначально он действовал только в четырёх регионах – в Москве, Подмосковье, Калужской области, Республике Татарстан. Но затем его географию расширили. Сейчас в эксперименте участвует 66 регионов

Эксперимент с АУСН запущен для следующих ИП и юридических лиц: 

  • зарегистрированы в регионе, где проводится эксперимент;

  • годовой доход до 60 млн рублей;

  • численность сотрудников не более 5 человек;

  • остаточная стоимость основных средств у компаний не более 150 млн рублей;

  • расчётные счета открыты только в уполномоченных банках (их можно посмотреть здесь);

  • зарплата выплачивается только безналичным способом;

  • не применяется другой специальный налоговый режим. 

На АвтоУСН предприниматель сам выбирает, с чего платить налог: только с дохода или с разницы доходов и расходов. Сделать выбор можно при первичном переходе на режим, а потом менять объект налогообложения раз в год, с 1 января. 

Ставки налога: 

  • с доходов 8%;

  • с разницы доходов и расходов 20%. Если расходы превышают доходы или равны им, действует минимальный налог 3%. 

Как видим, ставки выше, чем на обычном УСН (6% и 15%). Но зачем же тогда ввели этот режим, если налоговая нагрузка больше? Ответ прост: у АвтоУСН есть другие серьёзные преимущества: 

  • Минимум отчётности. В большинстве случаев налоговую отчётность и отчёты в Социальный фонд России сдавать не нужно. Доходы и расходы определяются автоматически по данным онлайн-касс, банков и информации в личном кабинете.

  • Отсутствие страховых взносов. Да, их платить не требуется. Социальные гарантии предпринимателям обеспечивает бюджет.

  • Никаких дедлайнов. Не нужно следить за сроками подачи деклараций и обновлением форматов документов.

  • Автоматический расчёт налога. Всё считает сама налоговая, а не предприниматель.

  • Помощь банков. Часть функций налоговых агентов по НДФЛ теперь выполняют уполномоченные банки. 

К недостаткам АвтоУСН можно отнести: 

  • Ограниченная доступность. На данный момент режим доступен только для определённых категорий налогоплательщиков (параметры мы перечислили выше).  

  • Ограниченный контроль над учётом расходов. Система автоматически определяет, какие расходы могут быть учтены при расчёте налоговой базы.

  • Зависимость от корректной работы банковских сервисов и онлайн-касс. Для правильного расчёта налогов все операции должны проводиться через расчётный счёт и фиксироваться с помощью онлайн-касс. 

Почему АУСН интересен селлерам

Изначально бизнес, который работал через посредников (по агентским, комиссионным или договорам поручения), не мог применять АУСН. Не важно, продавал ли предприниматель чужие товары или отдавал свою продукцию на реализацию, для таких схем АвтоУСН был недоступен. Но с 2025 года правила изменились. И налоговый режим стал в высшей степени интересен селлерам маркетплейсов. 

  • Новые возможности работы на маркетплейсах. Продавцы могут вести бизнес на Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркете» и других площадках и при этом работать на АУСН. Однако есть нюанс: продавать можно только свои товары, а посредником выступает площадка. Нельзя самому быть посредником и предлагать чужой товар.

  • Электронный обмен данными между маркетплейсом и ФНС. С 2025 года маркетплейсы могут по договорённости с продавцом напрямую передавать данные о его расчётах в налоговую.

  • Новые правила по доходам. Лимит дохода (60 млн рублей) теперь учитывают не только за текущий, но и за прошлый год. Например, если в 2025 году компания заработает больше 60 млн рублей, в 2026 перейти на АУСН она уже не сможет.

  • Расширение учёта расходов. Учитываются не только деньги, но и натуральные расходы (оплата товаром или услугой), а также взаимозачёты с маркетплейсом. 

Выгодно ли применять АУСН для работы на маркетплейсах

Экономия на бухгалтерии

Для бизнесов на АУСН налог рассчитывает ФНС, а банки берут на себя НДФЛ. Предпринимателю не нужно оплачивать бухгалтерские услуги или тратить время на заполнение деклараций. 

Пример: бухгалтер на аутсорсе для ИП обходится от 15 000 рублей в месяц. На АУСН предприниматель эти расходы сможет существенно сократить, обращаясь только за разовыми услугами (например, короткими недорогими консультациями). 

Не нужно сдавать декларацию по УСН, 6-НДФЛ и РСВ. То есть опять можно обойтись без бухгалтера. 

Экономия на обязательных платежах за сотрудников и ИП 

На УСН предприниматель в 2025 году платит страховые взносы: 30% от фонда оплаты труда за сотрудников + фиксированные взносы за себя (53 680 рублей в 2025 году). На АУСН эти платежи не нужны. При этом пенсионный стаж и баллы сохраняются, а сотрудники получают все обычные гарантии: больничные, отпускные и прочее. Единственная категория затрат здесь страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (2 750 рублей). 

Пример: компания с четырьмя сотрудниками с зарплатой 70 000 рублей у каждого тратит на взносы примерно 84 000 рублей в месяц, то есть чуть больше миллиона рублей в год. На АУСН эта сумма остаётся в бизнесе. 

Так в чём же подвох в этой системе, раз всё так выгодно? Налоговая ставка на АвтоУСН выше, чем на УСН. Поэтому важно не торопиться с переходом, а посчитать всё для вашего бизнеса и сильно заранее. Сравните сумму налогов и взносов на обоих режимах и только после этого принимайте решение. 

Пример. Предположим, магазин на маркетплейсе работает с годовой выручкой 15 млн рублей и четырьмя сотрудниками, каждый получает по 50 000 рублей в месяц. Затраты на УСН 6% по схеме «Доходы» будут рассчитываться примерно так: 

  • налог 15 000 000 × 6% = 900 000 рублей;

  • страховые взносы за персонал примерно 720 000 рублей в год;

  • фиксированные взносы за ИП 53 680 рублей.

  • Итого: 1 673 680 рублей. 

На АУСН по 8% «Доходы»: 

  • налог 15 000 000 × 8% = 1 200 000 рублей;

  • взнос «на травматизм» 2 750 рублей;

  • Итого: 1 202 750 рублей.

  • Экономия: 462 250 рублей в год. 

Если у вас есть сотрудники и фонд оплаты труда, АУСН почти всегда выгоднее за счёт того, что страховые взносы платить не нужно. Но если вы работаете один и у вас маленькие расходы, обычная УСН может оказаться дешевле. 

Как селлерам работать на АУСН

Если вы только создаёте ИП или ООО, подайте уведомление о применении АУСН в срок не позднее 30 дней после регистрации в налоговой. Сделать это можно через личный кабинет налогоплательщика или через банк, уполномоченный на такие операции. Если вы используете сервис ФНС «Государственная онлайн-регистрация бизнеса», сразу отметьте в заявке, что хотите применять АУСН. 

Если у вас уже действующий бизнес, отправьте уведомление о переходе на АУСН до 31 декабря года, предшествующего переходу. Например, чтобы применять АУСН в 2026 году, подать заявление нужно до 31 декабря 2025 года. Если вы используете УСН или НПД и решили перейти на АУСН в течение года, отправьте уведомление через личный кабинет налогоплательщика или банк до последнего числа месяца перед переходом. 

Взаиморасчёт (или взаимозачёт) возникает, когда маркетплейс удерживает из дохода продавца комиссию или оплачивает за него какие-либо услуги. В итоге на ваш банковский счёт приходит не вся сумма, которую заплатили покупатели, а только часть. 

Если маркетплейс полностью перечислил деньги без удержаний, банк автоматически учитывает всю сумму как доход, и дополнительно ничего вводить не нужно. Если маркетплейс удержал комиссию или оплатил услуги, то банк видит только остаток, а не весь доход. В этом случае нужно фиксировать взаимозачёт – сколько денег фактически было удержано маркетплейсом. 

Фиксировать его можно двумя способами: 

  • Если маркетплейс подключён к обмену информацией с ФНС и вы подтвердили в личном кабинете АУСН согласие на обмен данными, взаимозачёт передастся автоматически. Вручную ничего делать не нужно. 

  • Если маркетплейс не подключён или подтверждение не сделано, вам нужно ввести информацию вручную в личном кабинете. По схеме «Доходы» достаточно указать сумму дохода, использованную для взаимозачёта (например, комиссию маркетплейса). По схеме «Доходы минус расходы» нужно внести полную информацию – и доходы, и расходы. 

Пример простой операции (только комиссия площадки): 

  • Сумма продаж за месяц: 20 000 рублей.

  • Комиссия маркетплейса: 2 000 рублей.

  • Перечислено на счёт селлера: 18 000 рублей.

  • Банк учёл 18 000 рублей как «приход».

  • В личном кабинете АУСН вносим взаимозачёт 2 000 рублей (будет учтено как «приход» и «расход» по 2 000 рублей). 

Пример сложной операции (несколько удержаний): 

  • Сумма продаж за месяц: 20 000 рублей.

  • Комиссия маркетплейса: 2 000 рублей.

  • Возврат товаров: 3 000 рублей.

  • Перечислено на счёт селлера: 15 000 рублей.

  • Банк учёл 15 000 рублей как «приход».

  • В личном кабинете АУСН нужно внести отдельными операциями:

    - приход 5 000 рублей (комиссия + сумма возвратов);
    - возврат прихода 3 000 рублей (сумма возвратов);
    - расход 2 000 рублей (комиссия). 

Такие расчёты могут показаться утомительными, однако пока они необходимы для ведения корректного учёта.

Бизнес на маркетплейсах

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

02 декабря 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов